Предмет психологии искусства - свойства и состояния личности, обусловливающие создание, восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Психология искусства занимается изучением: проблем художественного творчества и личности художника; восприятия художественных произведений; особенностей структуры художественных произведений.
Основные проблемы психологии искусства:
1. Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей.
2. Анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей).
3. Воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.
К специфической проблематике психологии художественного творчества относятся:
1. Исследование роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности.
2. Определение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способностей, одаренности, таланта, гениальности и пр.).
3. Изучение особенностей социальной фацилитации[6] - влияний, оказываемых на личность творческим коллективом.
4. Определение факторов, способных стимулировать творческую активность, - групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств, и пр.
Обозначим важнейшие положения психологии художественного творчества:
· понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
· всякое понимание есть «непонимание» и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
|
· мысль не передается, а только возбуждается через слово;
· жизнь каждого поэтического сюжета образа и прочее состоит в его использовании.
Все формы творческой активности художника, в конечном счете, подчинены целям одного типа - созданию произведений искусства, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к этому результату.
По мнению О.А.Кривцуна[7] в психологии художественного творчества исследуется:
1. Роль осознанных и неосознаваемых мотивов:
· мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющая система;
· комплекс восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности;
· мотивы творчества художника по существу не наблюдаемы и представлены через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление;
· творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника.
2. Природа и сфера действий интенции творческой личности:
· интенция любого художника проявляется как внутренняя предрасположенность к определенным темам, способам художественной выразительности, характерным языковым и композиционным приемам;
· интенция выступает регулятором, ориентирующим разных художников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров;
· интенциональность творческого сознания художника позволяет смотреть на себя как на своеобразный словарь, в котором предуготовлены главные темы и способы претворения.
|
3. Переживание и его художественное воссоздание:
· вдохновение и мастерство, внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются сильнее многих факторов, оказывающих давление на художника;
· гений (по Канту) мыслит собственную деятельность в качестве свободной и органичной, побуждающей относиться к своей интуиции с доверием, задавать тональность ситуации;
· в процессе художественного переживания художник достигает не только ослабления внешней реальности, но и укрепления воображаемого мира - живого, динамичного, самодостаточного - как не менее важной реальности;
· работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между событием и бытием, сколько на достижение соответствия между новым замыслов и его художественным претворением;
· одной из главных проблем психологии искусства является проблема переживания и его художественного воссоздания, так как сильное переживание препятствует продуктивной творческой деятельности, а для воссоздания художественной заразительности необходимо увидеть переживание со стороны и найти максимально выразительные краски.
4. Представления о необходимости наличия биологических (психофизиологических, нейродинамических и т.д.) предпосылок художественной одаренности, творческой деятельности (Ауэрбах, Тандлер):
· взаимодействие механизмов возбуждения и торможения, их влияние на процессы художественного творчества;
|
· соотношение сил возбуждения и торможения, определяющих успешность осуществления творческого акта;
· длительная поддержка возбуждения (творческая доминанта) необходимая для рождения произведения.
По мере формирования профессионально-художественных доминант человек начинает замечать такие стороны природного и художественного мира, которые до этого были ему недоступны. Особая проблема психологии творчества - проблема изношенности и истощенности психики в результате продолжительных творческих усилий.
Б.Г.Ананьев[8] определил задачи психологии искусства, которая призвана:
· установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности;
· раскрыть механизмы становления личности человека-творца;
· проанализировать различные формы воздействия искусства на человека.
Б.Г.Ананьев отмечает, что проблема взаимодействия, интеграции искусств имеет самое непосредственное отношение к психологии искусств и соответствует природе человеческой личности, так как художественная одаренность предполагает готовность человека к разным видам художественной деятельности. Ни культура, ни жанр, ни направление в искусстве не влияют на многостороннее развитие таланта. Это в первую очередь связано с природой человека, с историей его развития.