С позиций аксиологического метапринципа, ценностно-целевым приоритетом художественно-творческого развития личности является духовность. Писатели и священнослужители, ученые и политики утверждают, что без возрождения духовности невозможно преодоление кризисной ситуации в России. Нередко делаются ссылки на устойчивую традицию религиозно-духовных исканий многих выдающихся философов, художников, поэтов. Понятие «духовность» выражает важное явление культуры, занимающее стержневые позиции и в индивидуальном, и в общественном сознании. Без осмысления этого феномена очень сложно выявить главное во многих событиях социальной жизни, плодотворно участвовать в процессе воспитания нового поколения.
В ряде случаев духовность понимается далеко не однозначно и можно выделить разнообразные грани духовности. Существуют суждениями о том, что духовность есть «дар Божий», приобщение к Божественной мудрости, к Откровению. Духовность можно сравнить с горящим светильником, который озаряет внутренний мир человека и облегчает ему поиск пути в сложных жизненных ситуациях. По мнению И.А.Ильина, важно «духовно пробудить ребенка, указать источник силы и утешения в его собственной душе»[14]. Однако проблема духовности в психолого-педагогическом аспекте недостаточно исследована, наблюдается смешение различных подходов. Духовность[15] - это:
· высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности;
· одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения.
|
По мнению В.Л. Казначеева, духовность объединяет границу «самых больших пределов нашего знания с самыми большими пределами нашего незнания». Более конкретно духовность может рассматриваться как:
· идеальная представленность человека в другом (А.В. Петровский);
· совокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества (В. Франкл);
· заданная полевой функцией живого вещества Космоса потребность каждого человека в преобразовании себя и обстоятельств жизни (К. Левин, Э. Бауэр);
· потребность в становлении себя и жизни, то есть в деятельности, направленной на то, чтобы посредством уничтожения определенных сторон, явлений внешнего мира «дать себе реальность в форме внешней действительности» (Г. Гегель).
Духовность в современном научном понимании обретает объективную реальность как принцип неразделимости человека с живым космическим пространством, а также прошлого, настоящего и будущего человека. Перекодированное на человеческий язык восприятие этой целостности может быть названо духовностью. Следовательно, можно определить духовность как субстанциональную основу всякого дальнейшего подлинного развития человека как вида, индивида, личности, индивидуальности.
Таким образом, смысл духовности включает в себя различные дефиниции: «человеческое в человеке» (М.М.Бахтин, М.С.Каган и др.); «стремление к истине, красоте, добру и справедливости» (Ф.М.Достоевский, А.Ф.Лосев и др.); «наличие у человека смысложизненных целей и идеалов» (К.А.Абульханова-Славская, Э.В.Ильенков и др.); «способность личности к творческому самопознанию» (В.И.Андреев, Н.А.Бердяев и др.). Но ценностный смысл духовности не исчерпывается этими дефинициями. Духовность - это характеристика личности, отличающейся взаимодействием умственных, нравственных, волевых сил души в стремлении к возвышенному.
|
Духовность – это сфера идеальная. Понятийно-терминологическое поле духовности конкретизировал Б.П.Юсов: «Духовность - это идеальныйплан действия, бескорыстный, тонкий (не грубый), возвышенный (не заземленный). Духовное - это всеобщее, не специальное. В духе человек выступает не как профессионал, а во всеобщем масштабе своей личности, без одежек. Дух - не пассивность, созерцательность... Это - действие, активное творчество на общее благо. Для духовного действия характерна радость творить благо, а также - свобода, самостоятельность, индивидуальность»[16].
Отец Иоанна утверждает, что Господь дает человеку талант и нужно усилие, чтобы начать его реализовывать. Вместо «Хомо лимитус» (Человека ограниченного), скованного по рукам и мыслям, человек может стать духовно раскрытой личностью, шаг за шагом приближаясь к своей беспредельности, к «точке Омега», по Тейяру де Шардену, от духовности религиозной к духовности Общего Блага[17]. Духовность уместно сравнить с горящим светильником, который озаряет внутренний мир человека и облегчает ему поиск пути в самых разнообразных ситуациях. Б.М.Целковников[18] предлагает интегративное определение духовности как:
|
· процесса-состояния одухотворения личностью себя и собственных ценностных отношений с миром;
· попытки личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с «миром вселенского Духа» (А.Мень), с Вечностью, с Богом;
· стремления приблизиться к тайне бытия, осознать нерасторжимую связь с ним.
Духовно-мировоззренческое сознание личности должно быть открыто для всех сфер человеческой Мысли и Духа, но при этом выступать органом духовно-творческой интеграции и гармоничного взаимодействия между собой во имя обретения смысла жизни, бытия, дороги к Храму своей души, к Тайне Мироздания.
Понятие духовность как свойства тесно связано с понятием духа как сущности, составляющей основу веры и любви: д уховность человека определяется глубинными силами коллективного бессознательного (по К.Г. Юнгу), которые отражаются в сознании в форме ценностей, носящих название духовных святостей.
Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры является любовь. По мнению И.А.Ильина[19], истинная любовь вживается в любимый предмет вплоть до художественного отождествления с ним. Чувство и воображение соединяются у любящего человека и повышают силу его восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения ... Вот почему любящая душа воспитателя, художника есть поистине священное орудие для новых постижений и умений, а видение и влияние любящего сердца, проявляющего нередко истинно гениальную проницательность, усиливается еще от самоотречения, этого последнего и высшего дара любви.
Важнейшей доминантой духовности является любовь, которая в Живой Этике Н.К. и Е.И.Рерихов[20] называется «культурой сердца». В соответствии с этим спектр смысловых векторов любви как духовно-профессионального качества личности педагога включает в себя и любовь к детям, и любовь-веру, и любовь-терпение, и любовь-заботу и т.д. Именно в духовности, в ее главном «знаке» - в любви современная педагогическая мысль видит тот методологический ориентир, в соответствиис которым может и должны воскреснуть в личности, в ее мировоззрении жажда познания, нравственная чуткость и ответственность.
По мнению И.А Ильина, самое важное в воспитании - это «духовно пробудить ребенка», открыть ему доступ к духовному опыту, в котором он может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Следует научиться отличать добро от зла, услышать голос совести и указать перед лицом грядущих трудностей и искушений жизни «источник силы и утешения в его собственной душе».Духовное обновление и возрождение можно обрести через познания мира не только посредством разума, но и при содействии «живой души, живого знания, живого миропереживания» [21].
Личностно-ценностный характер человеческого познания обусловливает диалогичность (М.М.Бахтин), как процесс становления души, самосознания, саморазвития и самовоспитания. В этом смысле диалог отражает субъкт-субъектный характер человеческих отношений, особой духовно-нравственной доминантой которых является «видение другого», способность вжиться в другого, не отказываясь от своей «единственной единственности», так как только в диаде «Я-мир» возможно развитие духовности как деятельности по самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Цель современного образования - развитие личности «по горизонтали», связанное с «оформлением» социокультурного опыта, и по «вертикали», способствующее на всех этапах жизнедеятельности личности восхождению на духовно-нравственную высоту на которой данные о мире приобретают форму «внутреннего взгляда» и становятся духовно-личностным мировоззрением. Такая позиция приводит к исследованию проблемы мировоззрения личности в аксиологии как духовно-личностного способа взаимодействия с окружающим миром.
На пути «восхождения» личности к постижению «истины, добра и красоты» две ипостаси: «человек в мире», определение своей роли, выстраивание взаимоотношений с внешним миром; «мир в человеке» - внутренний духовный центр личности как субъективный процесс осмысления бытия, знаково-символических систем культуры и нравственных ценностей. Общим для большинства исследований является рассмотрение духовности как качества человека и особой деятельности, побуждаемой познавательными и нравственными потребностями.
В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание и направленность человеческого бытия и «человеческое» в каждом индивиде. Следовательно, проблема духовности - это проблема выхода человека за рамки узко-эмпирического бытия, преодоления в процессе обновления и совершенствования, «восхождения» личности к своим идеалам, ценностям и реализации их в своем жизненном пути - эта проблема «жизнетворчества».
И.М.Ильичева[22] отмечает, что духовность есть особое состояние свободы, ограниченное ответственностью; духовность не бывает спонтанной и достигается в процессе работы человека над собой, так как духовную культуру нельзя воспитать, сформировать, ее можно приобрести только в процессе самореализации субъекта через преодоление «сопротивления материала», подключив внутреннюю энергию, волю. В связи с этим, признание права личности на свободный выбор путей и способов духовно-творческой организации своей жизнедеятельности и есть одно из самых важных ее «ценностных приобретений».