Методы психологии художественного творчества




Психология искусства использует конкретно-научные методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и др. Психология искусства исследует процессы художественного творчества с точки зрения реализации в них: способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений.

Своеобразие работы мысли раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства, что позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Для построения художественного образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение.

Изучение его переживаний и состояний - в частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника»; прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, (продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений). Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр.

С точки зрения материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают значение интуиции и способов эмоционального постижения художником действительности (в видеэмпатии). Однако следует определить специальные методы психологии художественного творчества, т.е. креативной психотерапии как метода исследования и воздействия: арт-терапии; светоцветовой психотерапии; музыкальной психотерапии; сказкотерапии; драматерапии и др.

Арт-терапия [36] как метод лечения посредством художественного творчества привлекает к себе все большее внимание во всем мире, используется не только для «исцеления» отдельных лиц и групп, но и для «социального врачевания». Появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культуре разных стран Запада, а ее развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько оздоровления общества и его граждан. Определение понятия арт-терапия с английского - «учение основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

В Великобритании слово «арт» используется для обозначения визуальных искусств живописи, скульптуры, графики и т.д., в то время как в большинстве других стран оно обозначает также и музыку, драму, танец, литературу. В арт-терапии удается увидеть всего человека, а не только какую-то его систему или орган. Арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации. В нашей стране арт-терапия переживает период своего становления, т.к. имела ограниченные возможности развития в тоталитарном обществе

Традиционно в понятие «арттерапия» вкладывается смысл коррекционного обеспечения средствами изобразительной деятельности. Однако это понятие имеет интегративный характер и предполагает сочетание различных психологических средств воздействия музыки, театра, кино, декоративно-прикладное творчества др.

Светоцветовая психотерапия [37] эффективна как диагностический и коррекционный методы, часто применяются как сопроводительные. Разные цвета решают те или иные коррекционные задачи, влияют на восприятие произведений художественного творчества. Психологическая характеристика цвета объясняет сущность способа физиологического воздействия. Например, красный цвет способен помочь в преодолении инерции, страха и меланхолии, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей. Оранжевый цвет настраивает на оптимизм, открытость и общительность, желтый способствует концентрации внимания и ясности мысли, зеленый вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды. Синий цвет помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру, так как он связан с самоанализом и самоуглублением. Розовый цвет развивает чувствительность, пробуждает интуицию; золотой цвет вызывает уверенность в неиссякаемости своих ресурсов и решительность в действиях и др.[38]

Музыкотерапия [39]как метод воздействияиспользуется для воздействия на человека с расстройствами нервной системы. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика, о чем говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. С середины ХХ в. интерес к музыкотерапии возрождается: в странах Западной Европы возникают лаборатории и институты, где изучается влияние музыки на больных с нервно-психическими заболеваниями. Взгляды врачей на лечебный эффект музыки неоднозначен, однако они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и традиционные методы лечения, но ее разумное, индивидуализированное применение может снять аутизм больного и существенно облегчить контакт врача и клиента.

На современном этапе развития общества большое значение придается музыкально-психологическим методам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-философскому тренингу, формирующему личность.

Сказкотерапия [40] раскрывает ценность метафоры как носителя информации: о жизненных ценностях, важных явлениях и внутреннем мире человека. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о миреи системе взаимоотношений; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Функции сказки, мифа и легенды помогают в реализации задач психотерапевтической и психокоррекционной работы. Сказки развивают целостное восприятие мира, активизировуют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях. Мифы дают знания об устройстве мира, Вселенной; формируют модели поведения героя, развивают представления о жизненных явлениях: о богатстве, борьбе за власть, предательстве, любви и ненависти; имеют свойство раскрывать теневую сторону жизни. Легенды рассказывают о различных явлениях в историческом контексте и способствуют углублению восприятия обычного жизненного явления. Пересказывание, сочинение, пояснение, объяснение сказочного материала оказывает диагностическое и релаксационное воздействие.

Драматерапия [41]как метод воздействияпредставлен разными направлениями, связанными с искусством театра, искусством драмы, которое является в драматерапии основным инструментом коммуникации. Гибкость драматерапии основана на фундаментальной закономерности, а именно – на способности творческого воображения преображать и гуманизовать мир, в котором мы живем. Такая задача может быть решена с помощью психодрамы как метода групповой терапии, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Психодрама основывается на естественной способности людей к игре, создает условия, позволяющие творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Человек получает полную возможность свободно выражать свои чувства в различных импровизациях, а другие участники исполняют роли основных персонажей реальной жизни. Психодрама исследует человеческие отношения и переживания: боль, страдание, страхи, надежды и др. В психодраматической реальности предоставляется возможность пережить утраты, распрощаться с иллюзиями, своими отжившими ролями и в то же время начать поиск новых отношений, моделировать возможное (невозможное) будущее. Именно психодрама, как никакой другой метод, позволяет реально влиять на отношения – приблизиться к пониманию другого челвека.

Тренинг развития креативности [42]содержит обширный теоретический и практический материал, направленный на развития образной памяти, внимания, творческого мышления, интуиции, навыков самовыражения, невербального общения, творческих способностей. Актерский тренинг[43] способствует развитию творческих способностей и самостоятельности, актерского мастерства. Эмоциональный тренинг[44]направлен наразвитие искусства властвовать собой, способствует расширению эмоционального диапазона личности.

Методологическое осмысление проблемы художественно-творческого развития личности позволяет утвердиться в философско-педагогических стратегиях исследования - аксиологическом, антропологическом и синергетическом метапринципах. Для решения проблемы художественно-творческого развития личности необходимо согласование внешних изменений (учебно-воспитательный процесс) с внутренними изменениями (психика школьников и студентов) в пространстве (макро - и микросреда) и во времени (в дисциплинах гуманитарного плана).

Вопросы для обсуждения

1. Определить методологическую основу художественно-творческого развития личности.

2. Дать определение основным философско-педагогическим стратегиям - метапринципам художественно-творческого развития личности.

  1. Охарактеризовать духовность как ценностно-целевой приоритет художественно-творческого развития личности.
  2. Определить специфические методы исследования в психологии искусства.
  3. Раскрыть психологические основы светоцветовой терапии.

6. Дать определение методам исследования креативности и диагностики творческих способностей личности.

7. Раскрыть психологические особенности музыкотерапии как метода воздействия.

8. Основные направления арт-терапии как метода лечения посредством художественного творчества в отечественной и зарубежной психологии.

9. Назвать ученых, использующих терапию творческим самовыражением в работе с детьми.

10. Раскрыть особенности эмоционального тренинга как искусства властвовать собой.

11. Представить основные направления тренинга развития креативности и теоретические основы актерского тренинга.

12. Охарактеризовать тренинг развития интуиции и творческого мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: