Типологические различия творческого потенциала личности




Главным признаком таланта является творческое воображение, которое создает различные виды искусства. Б.П.Юсов выстроил систему художественной модальности, которая дает возможность представить механизм творчества, как «художественное пространство», как «духовный космос». Воображение рассматривается как ведущее качество внутреннего, духовного проявления творческой личности и как важнейшая составляющая развития культуры в широком смысле слова (в экосистеме). Творчество (продуктивность) выступает как важнейший показатель лишь в экзистенциальной системе искусств. Творческая личность постоянно превосходит себя, чтобы двигаться по ступеням роста (экосистемы и экзисистемы). По мнению Марсел Пруста «Жизнь - это усилие во времени», таланта - тем более. Остановимся на типологической структуре творческого потенциала личности. В.Ф.Овчинников[62] выделяет сложившиеся в общественном сознании типы творческой личности: гениальность, талантливость, одаренность (способности, стоящие выше среднего уровня творческого потенциала человека).

Гениальность - это высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Олицетворением гениальности являются гении, которые открывают неизведанные пути творчества. Они первооткрыватели принципиально нового и неизвестного - отсюда его оригинальность и неповторимость.

Многовековой опыт закрепил принципиальную разницу между гением и талантом:

· «Гений делает то, что должен, талант - то, что может», - Н.А.Бердяев;

· «Талант - дар, над которым властвует человек; гений - дар, властвующий над самим человеком», - Дж. Р. Лоуэлл;

· «Многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают годы»; «Талант - это развитие природных способностей», - О. де Бальзак;

· «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью», - Г. Ф. Гегель;

· «Особенность гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно», - Ч. Ломброзо;

· «Талант работает, гений творит», - Р. Шуман;

· «Гений дорогу открывает, талант по ней ходит», - М. фон Эбнер-Эшенбах и др. [63]

Талант обладает выдающимися способностями и высокой степенью одаренности в определенной области движется по пути открытому гением. У гениальных людей были десятки талантливых последователей, ученых, углублявших и продвигавших вперед их открытия. Талант- творческая одаренность в искусстве, предполагающая наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности для балерины, острого чувства цвета для живописца, но главное – это интеллектуально-психологические особенности. Художественный талант - это эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, богатство эмоций.

Формы и характер объединения такого рода качеств зависит от личности художника, жанра и вида искусства. Являясь необходимым условием художественного творчества, талант нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, так как он неотрывен от мировоззрения художника, его мастерства и социальной Среды.

Одаренный человек обладает совокупностью общих и специальных способностей, разносторонними данными; является проводником нового, на практике доказывая его культурно-историческую значимость. Новшество проходит этап превращения в нечто значимое, в лоне которого обретает качества нормативности и служит основой для последующего поступательного развития. Одаренность - это системное проявление способностей или качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успеш­ности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Представленные типы творческой личности в контексте культуры являются своеобразными пиками, возвышающимися над гипотетической средней линией, представляющей собой норму потенциала человека. Вниз от этой воображаемой линии располагается сфера социальной усредненности (посредственности). Одаренность, талантливость, гениальность не могут быть вычленены или классифицированы, если отсутствует представление о норме, то есть естественной для любого общества отметке по шкале, которая является необходимой базовой основой культуры.

Плоскость социальной усредненности - это тот срез в структуре потенциала общества, без которого не может обходиться ни одна общественная система. Социальная усредненность порождает посредственность - определенный уровень потенциала общества в личностном выражении. По мнению Л.Гумилева феномен избыточности, стоящий выше средней воображаемой линии в иерархии творческого потенциала личности имеет знак «плюс» - знак пассионарности[64].

Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, социокультурной среды, атрибут не сознания, а подсознания. Степени пассионарности различны, но, для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Пассионарность – стихийное явление, так как не отдельные пассионарии создают великие творения, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой на протяжении всей жизни. Гармоничные, импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарные.

М.И.Коваленко и Ю.В.Шатковский[65] утверждают, что пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Пассионарность – это социально очень значимая акцентуация характера. Пассионарий – энтузиаст, подвижник, фанатик, страдалец. Уровень пассионарности оказывает решающее влияние на направленность личности. Пассионарность – это способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении. Пассионарии характеризуются доминированием потребностей самоактуализации.

Все типологические структуры в творческом потенциале человека (гениальность, талант, одаренность, посредственность) дают положительную избыточную энергию, без которой невозможно творчество, сопряженное с сознанием новизны.

Ниже средней воображаемой линии В.Ф.Овчинников[66] определяет людей, наделенных нормальной, усредненно-посредственной энергией. По его мнению, выделенные типологические различия в структуре творческого потенциала человека вечны, так как в них природа вложила свою скрытую мудрость дальнейшей вселенской эволюции по созданию нового и ранее неизвестного, чего добивается с помощью человека, посредством его творческого разума.

В рассмотренной типологии особая социокультурная роль принадлежит постоянно действующим структурам (таланту и посредственности), выражающим суть двух непрерываемых тенденций, двух исторических параллелей, проходящих через все эпохи творческого развития общества, народа, нации. По характеру их соотношения можно судить о характере и типе творческого развития соответствующего общественного образования.

Одним из универсальных средств развития творческой личности является искусство, способное передавать опыт воспитания и моделирования мира по законам триединства вечных и абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты. В соответствии с культуроцентристской концепцией А.С.Запесоцкого[67] целью образовательной системы выступает формирование гуманной, нравственной, интеллектуальной личности, обладающего высокой общей и профессиональной культурой; формирование специалиста на основе его максимального включения в процессе образования в различные пласты гуманитарной культуры; стремление передать все богатство культуры в ее целостности.

Следует заметить, что эффективность процесса создания социально-культурной и профессионально-образовательной среды педагогического вуза существенно повышается, если:

· подготовка учителя к педагогической деятельности ориентирована на формирование творческой личности как субъекта образовательного учреждения, педагога-исследователя, педагога-гуманиста, педагога-творца;

· обеспечено единство социогуманных, культурологических, психолого-педагогических принципов организации образовательного учреждения;

· руководитель образовательного учреждения осуществляет процесс управления на основе рефлексивных механизмов самопознания, самоанализа и самоорганизации.

Демократические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, стали предпосылкой всплеска научного интереса к проблеме творчества в целом и к особенностям креативной личности в частности. Знакомство с выдающимися деятелями науки, культуры и искусства прошлого и современности несет в себе колоссальное воспитательное значение, позволяет формировать идеал, стимулирует духовный рост личности. Эти люди становятся духовно-нравственными образцами, а знакомство с их творчеством обеспечивают импульсы для непрерывного личностного самосовершенствования будущих педагогов.

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение семи уровней экологической интеграции разнообразных духовных процессов.

2. Определить принципы психологии художественного творчества.

3. Дать определение креативности как психологического феномена.

4. Проанализировать типы творческой личности в социокультурном контексте.

5. Охарактеризовать пассионарность как высокую психическую активность и эмоциональность.

6. Определить социальное и психологическое понятие пассионарности.

 

 

Лекция 4. Гений, талант и творчество как психофизиологический феномен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: