Мозг человека является высшим достижением природы: в килограмме нервной ткани заключена квинтэссенция всего человека, начиная от регуляции жизненных функций и кончая его духовным миром. В.Е.Пешкова[81] отмечает, что нервная ткань мозга представляет собой сложнейшую систему связи десятков миллиардов клеток; каждая клетка связана не менее чем с 7-10 тысячами других нейронов.
Число контактов на дендритах одной пирамидальной клетки может доходить до 6 тысяч. К телу нейрона подходят 250 тысяч синаптических бляшек, одновременно несущих миллионы импульсов практически от всей области мозга и органов чувств. Тем самым образуются сложнейшие ансамбли взаимодействия миллиардов клеток, миллионы архитектур при разных формах поведения человека. Мало того, каждая нервная клетка может испытывать, по крайней мере, от 6 до 20 разнообразных общих состояний и по своей организации и функциональному назначению обнаруживать чрезвычайное разнообразие. Нейроны химически, морфологически и функционально специализированы. Данная специализация складывается на молекулярно-генетическом уровне[82].
По мнению В.Е. Пешковой[83], вес мозга не может являться показателем интеллектуального развития. утверждает, что люди с нормальным интеллектом имеют вес мозга от 780 до 900 г, в то время как у ученых (И.П. Павлов, И.М. Мичурин), писателей (В.В. Маяковский, А.М. Горький) масса мозга колеблется от 1400 до 1700 г. Несмотря на значительные индивидуальные различия массы мозга, закономерных корреляций на этом материале установить не удалось.
Многие лауреаты Нобелевской премии безвозмездно завещали свой мозг для посмертного исследования. Мозг А. Эйнштейна, согласно его воле, был изучен после его смерти. Результаты исследования показали, что левое полушарие мозга Эйнштейна содержало глиальных клеток на 73% больше, чем мозг обычного человека. Кроме этого, в передних ассоциативных зонах левого полушария, предположительно отвечающих за абстрактно-логическое мышление, рецептивный слой коры был в два раза толще обычного и не пересекался извилиной, нежели как у обычных людей.
|
По мнению А. Снайдера и Дж. Митчелла, способности, проявляющиеся у гениев, объясняются особенностями восприятия окружающего мира. Если нормальный человек воспринимает окружающее через призму суммирования поступающих в мозг впечатлений, то у гениев отключаются участки мозга, отвечающие за многостороннюю обработку информации. Поэтому восприятие окружающего мира здесь будет характеризоваться не замечаемыми нами подробностями.
Исследователи Ю. Фрис и Ф. Хаппе считают, что мозгу гения не свойственно обобщающее мышление, зато мозгу обычных людей недоступно такое феноменальное «лоскутное» мышление.
Одна из многочисленных гипотез, связанных с объяснением феномена гениальности, затрагивает проблему функциональной асимметрии мозговых полушарий[84]. Функциональная неоднозначность правого и левого полушария определяет два различных типа восприятия внешней информации - временное и пространственное; два разных стиля человеческого мышления - художественное и аналитическое; два различных характера отношения к окружающему миру - эмоциональное и рациональное. Различная функциональная специализация полушарий позволяет человеку воспринимать окружающий мир как бы с двух точек зрения (идея «двойника»).
|
Но есть личности с превалирующей способностью правого или левого полушарий, как и личности, которым природа «отвалила» больший или меньший потенциал этой материи и тогда возникают и развиваются ведомые своей особенной природой Сократ, Рафаэль, Моцарт, Шекспир, Ломоносов, Пушкин, Толстой.
У каждого человека в процессе его развития мозг приобретает свойственные только ему индивидуальные, интегративные свойства. Нейрофизиологические и молекулярные механизмы, формируемые обучением и памятью, - основа интегральной деятельности мозга.
Мозг функционирует как единое целое, и в любую мозговую функцию вовлекаются отделы разного уровня. При этом расположение и величина полей коры мозга у каждого человека имеют свои особенности. Одностороннее развитие какой-то одной способности происходит путем вовлечения определенных структур и уровней мозга за счет остальных; здесь будет наблюдаться увеличение той области мозга, которая отвечает за эту способность. Столь неравномерное развитие мозга связано с перераспределением его ресурсов (медиаторов, нейропептидов и т. д.) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов.
Исследования сотрудников НИИ мозга РАМН показали, что ряд генетически закрепленных свойств психики мозга связан с архитектоникой мозга и со специфически «человеческими» территориями коры. При сопоставлении особенностей структурной организации различных систем мозга с психофизиологическими чертами личности и уровнями ее задатков были обнаружены определенные корреляции имеющихся фактов:
|
1. Выявлено усложнение цитоархитектоники височных отделов коры мозга у музыкально одаренных людей - композиторов и певцов.
2. Имеются данные о значительном развитии и совершенстве речедвигательных структур лобных отделов левого полушария у В.В. Маяковского, который был блестящим оратором.
3. При помощи компьютерной морфометрии были получены объективные данные об особенностях цитоархитектоники некоторых корковых структур мозга профессионально одаренных людей (музыканта, писателя, поэта), касающихся более четкой организации отдельных слоев коры и более выраженной ее вертикальной организации, а также увеличения вариабельности размеров пирамидных нейронов в структурах лобной, височной, нижнетеменной областей.
4. Обнаружено в каждом отдельном случае при изучении мозга поэта, певца, математика, писателя увеличение плотности сателлитной глии, ее количества вокруг нейронов, более чем трехкратное повышение границ индивидуальной вариабельности размеров нейронов лобной коры и хвостатого ядра по сравнению с мозгом остальных людей аналогичного возраста.
5. Изучение строения черепа и мозга гениев показало, что у гениев развиты лобные доли мозга и, что самое интересное, их нервные центры загружены не на сотую долю возможностей, как у обычных людей, а на 70 процентов и более. Гигантолобыми были Бетховен, Лист, Шекспир, Вольтер, Гете, Рубинштейн, Гюго, Сервантес, Монтень, Дидро, Циолковский.
Однако, несмотря на явную высоколобость, дающую объем для разрастания мозговых структур, большое внимание при изучении структурных основ высшей нервной деятельности уделяется интрасулькальному компоненту, т. е. площади общей поверхности коры головного мозга.
Обгоняя современников на столетия, гений прокладывает новые пути, дает цели и средства целым поколениям, совершает новый шаг, обогащая историю умственной эволюции. По мнению Н.П. Бехтеревой, «мозг гения способен статистически правильно решать задачи по минимуму введенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.
Проявление мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то «Сикстинская мадонна», «Евгений Онегин». Легкость принятия решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов эмоционального толка, которые ответственны за радость творчества, особенно если процесс сочетается с оптимальной собственной защитой мозга, которая складывается из баланса мозговых перестроек при эмоциях и оптимальной медленноволновой ночной «чистки» мозга.
Исследования, проведенные в Институте мозга человека РАН, позволили выявить участки мозга, которые вовлечены в «божественный» процесс творчества. В лаборатории Н.П. Бехтеревой с помощью позитронно-эмиссионной томографии исследователи отмечают:
· творческая деятельность сопровождается изменением связей между разными зонами мозга;
· новые связи появляются у левой передневисочной зоны с передними зонами коры, а с задними связь ослабляется;
· теряются связи теменных и затылочных структур между собой.
И все это происходит именно при выполнении творческого задания, если же задача лишена творческих элементов, таких изменений нет. Локальный мозговой кровоток при выполнении более творческого задания усиливается в правой префронтальной коре и ученые делают вывод, что эта область связана с «креативностью».
Проводимые Н.П. Бехтеревой и другими учеными исследования мозга показали, что природа умно и загадочно организовала свои тайны, а некоторые из них человеку не следует заглядывать. По мнению Н.П. Бехтеревой, искусственную активацию мозга в лабораторных условиях можно использовать только в крайних случаях - для лечения, но не для того, чтобы человек стал умнее.