Гений, талант и парадоксы




Понятие «талант [68] » не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности. Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению таланта способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания (В.Н.Дружинин).

При разнообразии научных подходов к феномену таланта в контексте культуры, исследователи отмечают, что креативная личность оригинальна, своеобразна, нетривиальна, неконформна. Креативный человек - это свободный человек, степень гениальности растет прямо пропорционально степени его свободы. Очевидно, что креативная личность - основа развития демократического государства, где уважается свобода человека и созданы условия для ее проявления. Также ясно и то, что в тоталитарном, жестко регламентированном обществе свободная творческая личность будет неадаптированной.

Гениальность [69] - это высшая степень проявлений личности,которая своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. Образно говоря, гений создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерно следующее: чрезвычайная творческая продуктивность; овладение культурным наследием прошлого; вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальность (от лат. genius - дух) рассматривается со времен И. Канта как наивысшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающихся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки и культуры. Не­рвная система Гения концентрирует и проявляет в творениях то, что сотрясает или обгоняет современное ему человечество. Именно Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности.

Феномен гениальности как человеческая разновидность - большая редкость. Основоположник отечественной медицинской генетики В.П. Эфроимсон[70] (1908-1989) считает, что весь период человеческой цивилизации подарил миру едва ли 400-500 Гениев, а частота зарождения потенциальных гениев и талантов почти одинакова у всех народов, однако, лишь один из десяти рожденных гениев вообще сумел как-то проявить себя.

В.П. Эфроимсон [71]определяет два типа одаренных людей, два полюса гениальности: гении «от Бога» и гении «от себя».

Гении «от Бога» выделяются своими способностями уже с детских лет, а их трудолюбие сливается с непроизвольным творческим импульсом, составляющим основу психической жизни. Музыкальную одаренность обнаружили у В.А. Моцарта - в 3 года, Й. Гайдна - в 4 года. Композиторские способности сформировались у: Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева - к 5 годам; Ф. Шуберта - к 11 годам; К.М. Вебера - к 12 годам. Талант в живописи и в скульптуре созревает и проявляется позднее: у С. Рафаэля и Ж.Б. Грез - в 8 лет; у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет; у В. Микеланджело - в 13 лет; у А. Дюрера - в 15 лет.

Гениев «от себя» объединяет общие качества: яростная жажда знаний и деятельности; феноменальная работоспособность. Стремясь к намеченной цели, они преодолевают свои физические и психические недуги, работают на пределе сил. К гениям «от себя» относятся: Демосфен, М.В. Ломоносов, Ван Гог и др. Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных:

· Рихард Вагнер овладел нотным письмом лишь в двадцать лет;

· Антон Чехов два года сидел в 3-м классе из-за неудач в освоении словесности;

· поэт Роберт Берне долго не мог научить­ся читать;

· Чарльзу Дарвину отец говорил, что он «будет позором семьи».

Сравнивая гениев двух противоположных полюсов, можно увидеть следующее. «Гении от Бога» - своеобразный пик людей эмоциональных, а гении «от себя» - вершина взлета человеческого рационального начала. Они отличаются устойчивой дееспособностью, ненасытной любознательностью и впечатлительностью, большой моторной и умственной возбудимостью.

Возрастной ценз для гения - не препятствие для его творческой активности. В первом цикле жизни гению приходится часть сил тратить на личностное и ситуационное становление, что угнетает проявление творческой активности. В преклонные годы эти силы высвобождаются, и возвышенно-духовно-интеллектуальный второй цикл озарен яркими и емкими эмоциями. История донесла до нас свидетельства о совершаемых открытиях или фундаментальных трудах, выполняемых в раннем возрасте:

· Моцарт сочинил свою первую оперу в 4 года, а Прокофьев - в 9 лет;

· Мендельсон представил на суд слушателей свою симфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь» в 14 лет.

На закате лет или в глубокой старости известны следующие достижения:

· Платон умер на 81-м году во время работы над книгой;

· Микеланджело в 87 лет работал над знаменитой базиликой в Риме;

· лучшие произведения Гете были написаны в возрасте после пятидесяти;

· Крылов в 68 лет выучил греческий язык и в следующие семь лет перевел на русский язык несколько произведений классической греческой литературы.

Результаты исследований, посвященных анализу биографии ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека обычно приходится на период с 30 до 42-45 лет.

В.Е. Пешкова[72] творцов делит на две категории:

· проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших в цветущем возрасте: Моцарт в 36 лет, Рафаэль в 37, Ван Гог - в 37, Байрон - в 37, Пушкин - в 37, Лермонтов - в 26, Грибоедов - в 34, Есенин - в 30 др.;

· творческих долгожителей: Демокрит умер в 90 лет, Платон - в 81, Айвазовский - в 83, Пикассо - в 93, Толстой - в 82, Гете - в 82 и др.

У гениев нередко отмечаются странности в поведении, в привычках, в памяти: они легко забывают то, что не затрагивает их интеллектуальных запросов, но зато знают цену своему делу. Ко всему остальному относятся как к чему-то второстепенному. Работая над художественными произведениями, они пренебрегают всеми условностями и манерами, но это пренебрежение повседневностью вытекает из наличия сверхзадачи. В этой особенности гения усматривается деловая целесообразность: мозг не засоряется информацией, не имеющей прямого отношения к деятельности интеллекта на данном этапе.

Зачатую личная жизнь гениев прямо противоположна тому, что они проповедуют: Ч.Диккенс воспевал семейный уют, супружескую верность, доброе отношение к детям, а в своей жизни поступал совсем по-другому; Ж.-Ж. Руссо написал трактат о воспитании, а своих детей сдал в детский приют.

Гении отличались чудаковатостью, снижением памяти и функциональности в тех областях, которые не столь важны Творцу. В.Е. Пешкова отмечает, что гениальный человек может:

· не знать имен и фамилий своих родственников и знакомых;

· не запоминать названия и расположения улиц;

· путать правую и левую руки;

· быть беспомощным в житейских делах;

· временно не вникать в условия и традиции общественного мира.

Однако в критических, стрессовых ситуациях он способен мгновенно преображаться и молниеносно извлекать из банка памяти знания, своевременно неординарные, интегративные, выводя человечество на новый и более совершенный виток эволюции.

Для биографов «странности» творческих людей - яркая деталь для характеристики их персонажей, для обывателей - предмет насмешек и пересудов, для ученых - материал для исследований. И.Н.Смирнова[73] утверждает, что талантливые люди перед началом работы, иногда совершали какой-нибудь «ритуал»:

· Рихард Вагнер во время сочинения раскладывал на стульях и мебели куски яркой шелковой материи и периодически ощупывал их; окружал себя роскошью, что давало ему импульс к композиции;

· Фридрих Шиллер во время «приступов» творчества клал на стол гнилые яблоки;

· Иосиф Гайдн возбуждал себя блестящим предметом, рассматривая алмаз на кольце своего пальца; без этого кольца музыка к нему «не приходила;

· Виктор Гюго не мог работать, не имея перед собой своей бронзовой собачки;

· Вальтер Скотт предпочитал работать в окружении детей, играющих в шумные игры;

· Гете признавался, что предпочитает писать карандашом, так как скрип и брызги пера выводят его из состояния ясновидящего творчества и в зародыше уничтожают задуманное произведение;

· Глюк приступал к работе в старательно выбранном платье, а рояль выставлял под палящее солнце и др.

Однако реализовавшийся и получивший социальное признание гений, является создателем системы ценностей. Без гениев общество не может развиваться, так как он творит для всего человечества, опережая века. Истинный гений не гонится за славой, его внутреннее состояние связано с постоянной борьбой с самим собой в поиске истины, добра и красоты, его мозг постоянно ищет и пробует новые подходы, в процессе творчества меняются его ценностные ориентиры и предпочтения. Гений определяется высшими творческими возможностями человека, т. е. субкультура гениальности становится своего рода запускающим механизмом культурных новаций.

Однако зачастую творцы не могут объяснить, каким образом в мозгу гения рождается мысль, музыкальная фраза, стихотворная строка, отмечая, что замысел художественного произведения приходит сам собой:

· «Это совершилось в каком-то приятном сне», - говорил Рафаэль о своем творчестве;

· Моцарт рассказывал, что его музыка возникала в нем «невольно, точно в прекрасном, очень отчетливом сне»;

· Гете признавался, что когда написал «Страдания молодого Вертера» довольно бессознательно, «подобно лунатику, то сам изумился, когда приступил к его обработке».

В.Е. Пешкова[74] отмечает, что для многих художников толчком к созданию произведения стали видения:

· И.Н. Крамской, работая над картиной «Христос на распутье», много думал, молился, страдал и «вдруг увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье»;

· Мопассан работал за письменным столом, как вдруг дверь его кабинета отворилась и в комнату вошла его собственная фигура, села напротив него, опустив голову на руку, и начала диктовать ему, что писать, а когда он закончил, видение исчезло.

На многочисленных примерах из истории великих людей видно, что процессы творчества - «творческий акт» - проходят на бессознательном уровне, а потом наступает озарение, но почва для него подготавливается годами упорного труда: это «инкубационный период», в течение которого зреет решение заложенной проблемы. Некоторые находят его во время сна:

1. Периодическую систему элементов Д.И. Менделеев увидел во сне, после того, как в реальной жизни им была проделана гигантская подготовительная работа.

2. Английский поэт Колридж заснул при чтении путевых заметок Пургаса на три часа, а, проснувшись, записал более 200 стихов, которые пришли к нему во сне.

3. Итальянскому композитору Джузеппе Тартини явился во сне Дьявол и мастерски сыграл сонату, пробудившись, Тартини записал и назвал ее «Трель Дьявола».

4. В Персии А.С. Грибоедов скучал по Петербургу, Москве, родным и друзьям, мечтал о театре и ему приснился сон, будто он в кругу друзей рассказывает о написанной им комедии, читая строки. Утром он набросал план «Горя от ума», «вспомнив» произносенное во сне, сочинил несколько сцен первого акта.

5. Рихард Шуман получил во сне от Франца Шуберта мажорную тему в тональности си-бемоль, которую включил в свое сочинение.

6. Франц Шуберт оставлял на ночь около своей постели нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать мелодии, которые приходят во сне.

Биографии творческих личностей изобилуют сообщениями о том, что художественные произведения создаются как бы помимо воли их авторов:

  • «Кто-то незримый пишет передо мною могущественным жезлом!» - утверждал Н.В. Гоголь, записывая диктуемые свыше «огненные слова»;
  • В. Гюго утверждал, что «Бог диктовал, а он писал»;
  • П.И. Чайковского называл это «внутренним голосом»;
  • В.А. Мо­царт осознает себя инструментом посторонней силы, утверждая «он тут ни при чем»;
  • А. Шнитке признавался: «Музыка мной не пишется, а улавливается, вроде как я имею дело не со своей работой, а переписываю чужую»;
  • А.С. Пушкин, А.А. Ахматова, И.А. Бродский утверждали, что «творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью-то диктовку».

В работах гениальных творцов представлены признания в мучительных попытках понять, что происходит у них «внутри» в волшебные часы и минуты духовных озарений.

Творческий процесс обычно начинается с внутреннего видения - мощного воображения, способного пронзить реальность как радар. Внутреннее состояние гения, как степень интенсивности внутренней жизни, определяется силой энергии и «гибельным восторгом» над человеческими возможностями. Гений - это несокрушимая вера в свою способность и искреннее устремление выделить из себя энергию мысли, чувства. И недаром Гете сказал: «Гений - это талант, который сам дает правила».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: