Психологические предпосылки гениальности и таланта




В.П. Эфроимсон[77] на основе исторических данных установил, что конкретные генетические факторы интеллектуальной экстраординарности действительно существуют. Рождение гения зависит от генетического фактора, зато последующие его выявления обусловлены социальной средой. Физическая среда оставляет свои «оттиски» в человеческом организме как на генетическом уровне, так и на уровне импринтинга (импрессинга), или реакций на раздражители.

Гипнотическими опытами было доказано, что вся информация, которая в течение жизни поступает через органы чувств, фиксируется мозгом: события, люди, эмоции. Данная информация хранится в подсознании вечно. Вклад генотипа в вариативность интеллекта с возрастом увеличивается, заложенная в клетке информация определяет алгоритм его развития, и если потенциальных путей для этого развития не заложено в ДНК, то эти пути становятся навсегда закрытыми для человека. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, но также и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям.

В.Е. Пешкова[78], опираясь на обобщение большого фактического материала, утверждает, что сама гениальность по наследству не передается. Генетика основывается на положении, что гений - это не присутствие каких-то особых генов (например, ген «гениальности»), а их уникальное сочетание или случайная комбинация; гениальность не наследуется и не повторяется в поколениях. Для раскрытия способностей человеку необходимы передаваемые по наследству особенности анатомофизиологического строения нервной системы, которые в значительной степени определяются его генной программой:

· в семье немецких музыкантов Бах было около 60 музыкантов, из них более 20 - выдающихся, но единственным признанным гением считается Иоганн Себастьян Бах;

· передача наследственной одаренности представлена династиями художников Тицианов, писателей Дюма;

· высокой «плотностью» талантов и гением обладали семьи Ван Дейка, Дарвина, Штраусов, Моцартов.

В.Е. Пешкова отмечает, что появление Гения непредсказуемо, а у истоков гения стоит случайность, гены, судьба, удача. Рождаются гении и таланты отнюдь не у знаменитых родителей, а из многих детей в талантливых семьях гением может стать один ребенок:

· из шестнадцати композиторов - Бахов гением считают только Иоганна Себастьяна;

· из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич;

· из четырнадцати братьев и сестер Менделеевых гениальным стал только Дмитрий Иванович;

· из трех братьев Павловых - только Иван Петрович.

Гения может родиться в семье независимо от ее социального статуса:

· дворяне и землевладельцы: Галилей, Декарт, Бэкон, Бойль, Данте, Купер, Скотт, Байрон, Шелли, Борлей, Мирабо, Монтень;

· средний класс: Ньютон, Юнг, Кеплер, Шекспир, Мильтон, Петрарка, Шиллер, Гете, Мольер, Дефо, Вашингтон, Нельсон,;

· рабочий класс: Коперник, Лютер, Фарадей, Лампас, Берне, Беранже, Тернер, Пизарро, Вольтер.

Кроме семьи, на личность будущего Творца оказывают влияние отражательной способности человека запечатлевать в памяти все, что имеет значение для жизни. Благодаря импринтингу система поведения человека (сложно опосредованная и скрытая от контроля разума) постоянно накапливает информацию: образы, ощущения, представления, установки и т. д.

Независимо от генетических и социальных факторов потенциальный гений нуждается в целом ряде внешних условий для развития своих задатков и еще одном ряде внутренних условий для их реализации. В.П. Эфроимсон[79] отмечает примат социальных факторов в развитии и реализации гения и определяет их четырьмя условиями:

1. Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок, подкрепляющихся фактором «импринтинга» - яркого впечатления в особо чувствительном периоде человека, подсознательно действующего и направляющего в последующей жизни.

2. Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями.

3. Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные, даже вопреки социуму.

4. Наличие благоприятных социальных условий для самореализации.

В.П. Эфроимсон подсчитал, что гении рождаются один на 10 тысяч, а становятся ими один на 10 миллионов родившихся, так как условия среды и воспитания оказывают различное влияние: подавляют либо помогают гению раскрыться. Рассматривая социальные факторы в качестве главных условий развития гения, следует определить взаимообусловленность гения от биологических, природных факторов. В.Е. Пешкова[80] раскрывает стимулы повышенной умственной активности, опираясь на исследования В.П.Эфроимсона:

  1. Подагрическая стимуляция мозга - нарушение гомеостаза, обусловленное повышением в крови содержания мочевой кислоты - является одним из механизмов, повышающих его деятельность до уровня талантливости и гениальности, известны следующие подагрики: Микеланджело, Петрарка, Вольтер, Бетховен, Стендаль, Тургенев, Свифт, Тургенев, Мопассан, Рембрант, Рубенс, Гете, Пушкин, Тютчев, Блок и др.
  2. Гиперадреналиновый синдром Марфана - повышенный выброс в кровь адреналина - является особой формой диспропорционального гигантизма, обусловлен системным дефектом соединительной ткани (худоба, высокий рост, относительно короткое туловище, огромные конечности, длинные паукообразные пальцы и вывих хрусталика); к этой категории гениев и талантов относятся Андерсен, Чуковский, Паганини и др.
  3. Синдром Морриса - повышение содержания в организме половых гормонов андрогенов - связан с сочетанием гипоманиакальной стимуляции и подагрической, а к данной группе относятся гиперурикемически-циклотимические таланты и гении. Здесь встречаются женщины с исключительной деловитостью, физической и умственной энергией (Жанна д'Арк). Влияние роли андрогенов продемонстрировано в четко выраженной мужской характерологии у Жорж Санд, Блаватской, Екатерины II и др.
  4. Гипоманиакально-депрессивный механизм стимуляции умственной активности - наличие своеобразных поведенческих реакций с резкими подъемами и спадами настроения - связан с психозами на высоте приступа мании или депрессии без нарушения сознания. Сюда могут добавляться различные дополнительные симптомы, такие как иллюзии, галлюцинации, периодическая шизофрения. К циклотимическим (гипоманиакальным, гипертимическим) гени­ям и талантам относятся: Гете, Гоголь, Шуман, Пушкин, Гоголь, Гете, Свифт, Диккенс, Успенский, Ван Гог, Хемингуэй, Лермонтов, Мейерхольд, Пастернак, Бердяев и т.д.
  5. Гигантолобые и высоколобые гении - увеличение лобных долей мозга - ярко выделяются своей броской внешностью. К ним принадлежат: да Винчи, Бах, Рахманинов, Тургенев, Шопен, Рубенс, Рембрандт, Данте, Бетховен, Шуберт, Григ, Штраус, Одоевский, Чайковский, Пуччини, Паганини, Вагнер, Брамс, Рубинштейн, Россини, Римский-Корсаков, Скрябин, Ойстрах, Сибелиус, Шостакович, Прокофьев, Мравинский, Гете, Шиллер, Лист, Гюго, Шекспир, Вольтер и т. д.

Однако следует заметить, что 5 факторов («меченых стигмами деятелей») - гигантолобость, подагра, гипоманиакально-депрессивный синдром, синдром Марфана, синдром Морриса - еще не обеспечивают наличие гениальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: