Способности, креативность и гений




Способность к творчеству [85] не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С точки зрения теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Креативность [86]рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому знанию с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям. Креативность как ценностно-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Творческий потенциал выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Основополагающими понятиями в определении креативности являются «личностный смысл» как содержание, «реализация» как процесс, «культура» как средство реализации.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» может быть связан со следующими рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, то есть способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, например, вслед за учителем, книгой и т.д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с точки зрения топологии и принципиально некомпактные структуры.

Другими словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов творческого процесса является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т.е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т.д. Таким образом, разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность творческого процесса в плане механизмов семантических сетей связана с комбинацией нескольких факторов (способностей):

1. Способности к быстрому и постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует затрат времени и памяти, быстро растущих.

2. Способность к формированию открытого, постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов какого-либо явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, может быть связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, то есть с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятным как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях действительно, предположим, что на каком-либо этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, например, в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность (В.М.Кроль).

Проблема универсализма выдающихся людей была затронута разными науками. В исследованиях, посвященных этой проблеме, было показано, что гениальность сопровождается большим «разбросом» индивидуальных достижений в самых различных сферах деятельности. Существуют технические научные, гуманитарные, художественные, композиторские, литературные гений и гениальность.

Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Высокий уровень творческих достижений был продемонстрирован в ранние годы:

· музыкантами (Моцарт, Лист, Прокофьев, Шостакович);

· поэтами (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Бродский) и др.

По мнению В.Е.Пешковой[87], любой творческий продукт невозможен без наличия определенных способностей, и любому гению необходимы врожденные дарования и способности.

Теория развития человеческих способностей базируется на едином основании предметной и социальной деятельности. Каждая деятельность обеспечивается соответствующей совокупностью функциональных систем, и, наоборот, каждая совокупность функциональных систем преобразуется в соответствующую функцию (функциональную подсистему) организма, адекватную реализуемой деятельности. Нервная система имеет множество функций[88]. Они образуются вследствие структурной организации мозга и нервной системы, работа которых способствует функционированию психики.

Под понятием «психическая функция» подразумевается совокупность психических процессов, необходимых для получения определенного функционального результата:

· восприятия как совокупности процессов, объединенных достигаемым результатом - образом объекта;

· памяти - актуализацией информации;

· мышления - решением проблемных ситуаций.

Результатом такого функционирования становится любое свойство, образованное как следствие работы отдельных психических функций, которое и будет связано с понятием «способность». По В.Д. Шадрикову, функция определяется работой целостной функциональной системы, поэтому способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Естественно, что любая способность одновременно может быть реализована работой другой способности и функционировать в «сплаве» одаренности с различной степенью выраженности и проявленности, поскольку границы индивидуальной человеческой психической функциональной системы зафиксировать невозможно.

Формирование психических функций - от задатков к развитым способностям - происходит путем научения, где проявляет себя индивидуальная приспособительная жизнедеятельность. Нервная ткань обладает фундаментальным свойством воспринимать множество внешних воздействий и удерживать их, благодаря чему человек приобретает способность к обучению.

Психическая деятельность, различные психические явления (процессы, состояния, свойства, качества) имеют пространственно-временную организацию, поэтому человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Психика, образованная временем и пространством, выступает в любых своих структурах (память, мышление, воображение, речь) как неразрывное единство, целостность. В основе любой психической организации (функциональной системы, способности, задатка) обнаруживается способ ее осуществления - это ритм.

Объединяясь в бесконечном количестве вариантов, пространство и время проявляются в ритмических структурах как глубинная основа существования мозга и психики, т.е. ритм выступает как специфический способ организации пространственно-временного континуума материи (мозг), по-разному обнаруживает себя в том или ином ее проявлении (психика). Таким образом, ритм выступает как исходная или универсальная «единица» в формировании любой способности.

Если задатки, большей частью, являются психофизиологическими органами генетического и наследственного происхождения, то «раскрытие» задатков в развитые способности может осуществляться путем их поддержки энергетическим путем.

Музыка композиторов Перголези, Моцарта, Гайдна и т.д. способствует успешному умственному и психическому развитию детей так как данная музыка имеет ярко выраженный ладовый (диатонический состав) и тональный характер. Музыка же авангардистов, металлистов разрушает уже сформированную, но еще не устойчивую способность. Из-за какофонии звуков, слов, цвета нарушается информационный обмен как внутри организма человека, так и с внешней средой. А поскольку головной мозг формирует «инструмент» (нейрон с синапсами) для «отслеживания» специфических, только для него свойственных частот, то любые дисгармонические звуки и гармоники будут разрушительны для любых намечающихся связей, их новых механизмов.

Ритм, как «всеобщая» способность для любых человеческих способностей, несет в себе потенциальность для последующего развития пространственных, количественных и логических отношений. Поэтому раннее обучение ребенка через «ритм» должно начинаться с различных чувственных воздействий. На развитие способностей значительное влияние оказывает задействованность анализаторных систем[89], их взаимосвязь, «сотрудничество». На разных уровнях мозга закреплены механизмы интеграции сенсорных сигналов разных модальностей, где происходит интеграция и дифференциация всех поступающих сигналов.

Любое культурное воздействие на человека сопровождается материальными нейрофизиологическими процессами, протекающими в головном мозге (электрическими, физико-химическими). Нейроны коры постоянно развиваются, в результате чего складывается материальная основа формирования системы мозга, которая инициируется увеличиваемой социальной программой. Хотя биологическое созревание и выступает необходимым условием, создающим морфофизиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности, однако данная биология не определяет их содержания и структуры. Индивидуализация в функционировании мозга проявляется также и в интеграции глобальных структур, что ведет к вариативности комбинаций дарований.

Относительно самостоятельные способности могут вступать друг с другом во взаимодействие, обусловленное как внутренним строением этих образований, так и общей направленностью потенциального развития личности. Практически любой участок мозга может включаться в реакцию на любой стимул благодаря наличию полисенсорных нейронов, которые могут входить в состав разнородных функциональных систем. Поэтому значительная часть гениев обладала несколькими способностями в очень выраженной форме.

Процесс творчества есть процесс величайшего напряжения человеческих способностей, наиболее могучая форма мозговой деятельности. В сферу творчества вовлекаются наиболее ярко выраженные и продуктивные виды способностей, например:

· В.Х. Глюк - композитор, реформатор оперы, певец, виолончелист, скрипач, органист, дирижер;

· В.А. Моцарт - композитор, клавесинист, скрипач, дирижер:

· А.Г. Рубинштейн - крупный общественный деятель, основатель Петербургской консерватории, выдающийся пианист XIX века.

Творчество может также проявиться одновременно в разных видах искусства:

· П.А. Брюллов - художник, педагог, виолончелист, пианист;

· М.Ю. Лермонтов - поэт, писатель, живописец, скрипач;

· Т.Г. Шевченко - поэт, живописец, музыкант;

· Э.А.Т. Гофман - писатель, композитор, дирижер, живописец;

· Ф.И. Шаляпин - певец, актер, обладатель незаурядных литературных способностей, чтец;

· Э. Карузо - певец, скульптор, киноартист, карикатурист;

· Ч. Чаплин - режиссер, киноартист, сценарист, композитор;

· М.К. Чюрленис - композитор и художник.

Наиболее интересное сочетание представляют собой обладатели межвидовых многосторонних способностей:

· Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Иоганн Гете;

· Ибн Сина (Авиценна) - философ, врач, естествоиспытатель, поэт, автор трактата по теории музыки;

· М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию и сам творчески работал в этой области;

· у А. П. Бородина научная деятельность в области химии сочеталась с деятельностью композитора;

· у Д. И. Менделеева - с работой по истории живописи;

· А.С. Грибоедов известен как дипломат, драматург, поэт, композитор;

· А. Эйнштейн прославился игрой на скрипке в домашних концертах;

· Г. фон Гельмгольц был еще и замечательным музыкантом, прекрасно играл на рояле и скрипке, обожал Баха и Моцарта;

· В.И. Вернадский создал учение о биосфере (основу современного естествознания, экологии), основал геохимию и биогеохимию, генетическую минералогию, являлся выдающимся историком науки;

· Н. Паганини мог также легко различать разговор на соседней улице.

Многие гении с поразительно высоким общим интеллектом ничуть не страдали от частных дефектов:

· А.С. Пушкину не давалась математика;

· Г. Дэви не мог совладать с французским языком;

· К.И. Чуковский был невосприимчив к музыке;

· Г.Х. Андерсену не давались языки;

· Дж. Верди не мог решить простые уравнения;

· Эмиль Золя не мог прочесть ноту;

· Л. Толстой не мог произнести химическую формулу;

· у Л. Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения;

· поразительный оратор и писатель У.Черчилль был не в состоянии говорить без подготовки, по ночам диктовал свои речи секретарю, потом заучивал наизусть, прежде чем выступать;

· Д.И. Менделеев в школе отличался большими успехами в математике и физике, а по языковым предметам имел твердую «единицу».

Следует особо выделить такую уникальную способность, какпамять гения:

l оглохший Бетховен писал музыку и сам дирижировал;

l русский актер Остужев, потеряв память, остался на сцене, помня текст всех своих ролей;

l Моцарт мог по памяти записать нотными знаками сложную музыкальную пьесу, услышанную лишь однажды;

l Лист и Рубинштейн, «прочитав» музыкальное произведение по нотной записи, могли свободно, без подготовки, исполнить его на концерте.

У многих гениев чудесные способности проявились уже в детстве: К. Брюллов поступил в Академию художеств немногим более десяти лет от роду, а А. Иванов - в одиннадцать; С. Прокофьев поступил в консерваторию в 13 лет. Л. Ландау стал студентом также в 13 лет.

Таким образом, уникальное сочетание способностей, подкрепленное также врожденными особенностями функционирования мозга (развитием отдельных его зон, скоростью протекания нервных процессов) и такими свойствами, как устойчивость, сопротивляемость, иногда чисто физическая выносливость, сила - все это в комплексе и позволяет при благоприятном воздействии среды развиваться гению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: