Интуиция [90] - это мыслительный процесс, для которого характерна быстрота формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований.
Интуиция проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль интуиции в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез интуиция составляет ценное качество интеллекта, называемое «хорошей интуицией»
Термином «интуиция»[91] могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений:
· их наглядная, предметная регуляция и не достаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка);
· непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения;
· известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др.
Все эти признаки характеризуют не механизмы интуиции, не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять интуиции логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.
|
Механизмы интуиции состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом «шаге») может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой.
Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.
Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в том числе формальные, включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе недостаточными для получения решения, в сочетании с другими информационными связями определяют направление поиска.
Основную роль в интуиции играют семантические обобщения, относящиеся к данной области задач. Такова интуиция врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или геометрическая интуиция, также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т.д. Несомненно, участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие интуиции связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.
|
Вдохновение [92] - подъем духовных сил человека в процессе творчества. С вдохновением нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. По мнению В.Г.Белинского «вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле».[93]
Вдохновение - это состояние высшего, максимально интенсивно и продуктивного напряжения всех духовных и физических сил человека. Можно выделить четыре фазы творческого процесса во время вдохновения: подготовленность вдохновения; состояние самозабвения, в котором поэт находится в данный момент; непроизвольное течение творческого потока; легкость, с которой мысли находят свое выражение. Характеризуя продуктивную деятельность в искусстве, психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что «утверждение о том, что художественное творчество предполагает упорный, напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что сам процесс создания значительного художественного произведения, его оформление часто является относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духовных и физических сил». Во время вдохновения художник всецело находится во власти интуиции, он творит, не контролируя себя, не поправляя, не анализируя создаваемое им стихотворение или картину. Поправки начнутся потом, на более «трезвую» голову.
|
Во время вдохновения личность творца как бы раздваивается. Многие художники настолько перевоплощались в своих героев, что начинали их воспринимать как конкретных людей или отождествляли с собственной личностью. Художники часто говорили о том, что они переживают странные психологические состояния, когда практически невозможно провести четкую грань между видением и явью, реальностью и ирреальностью, кажущимся и действительным. Такого рода явления были описаны еще в 20-е годы в книге С.О.Грузенберга «Психология творчества». Например:
· Микеланжело увидел однажды таинственный треугольный знак с тремя лучами, который он тут же принялся рисовать; когда он закончил, знак исчез;
· И.Крамской во время работы над картиной «Христос в пустыне» вдруг неожиданно увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье, так «ожил» образ, волновавший его воображение.
Многие гениальные люди утверждали, что открытие возникает в их сознании «как-то само» и остается только записать «услышанное» или «увиденное» как, например, рождение у Д.И.Менделеева идеи Периодической системы элементов. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения. Используя данные самонаблюдения известных ученых (Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), Г. Уоллес (1926) разработал схему четырех стадий творческого процесса[94]:
1. Стадия длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществления попытки сознательного решения задачи (может быть безрезультатна).
2. Стадия развития творческого процесса - созревания (incubation), для которой характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи.
3. Озарение (инсайт).
4. Проверка правильности решения.
На стадии созревания важна активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание другими делами. Тем не менее, по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Таким образом, возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.
Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания продвижения в верном направлении. Таким образом, условием так называемого «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.
В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз творческого процесса. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информация и критического рассмотрения продуктов творчества с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.
Таким образом, творчество [95] великих людей можно рассматривать в узком и более широком смысле слова. Л.С.Выготский[96] писал, что творчество - удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные или технические открытия, однако творчество существует и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает новое, какой бы крупицей ни казалось оно по сравнению с созданиями гениев.Таким образом, любой процесс развития личности можно рассматривать как творчество.
Вопросы для обсуждения
- Дать определение гения и таланта как психофизиологического феномена.
- Определить понятия «талант», «гений», «творчество», «креативность».
- Дать определение понятий «вдохновение», «интуиция», «способности».
- Проанализировать особенности мозга гениальных людей.
- Раскрыть предпосылки гениальности.
- Охарактеризовать гениальность как историю болезни.
- Определить психологические основы вдохновения и творчесва.