Психология музыкального творчества - это отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Музыкальная психология исследует проблемы:
· процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
· психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
· применения музыки как массового средства коммуникации;
· влияния музыки на производительность труда;
· лечебного воздействия музыки на человека;
· профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
· эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
· влияния музыки на повышение творческого потенциала.
Психология музыкальной деятельности изучает основы восприятия, исполнения, сочинения и преподавания музыки.
Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний связано с изучением отдельных свойств музыкального звука и работы слухового органа. Исследование дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать основной закон психофизический и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение музыкального слуха, музыкальных способностей и музыкального восприятия.
Еще Г.Гегель отмечал силу, с которой музыка[115] воздействует на душу человека. По его мнению, музыка не дробит самопознание по отдельным созерцаниям. Ей свойственно жить в задушевности и замкнутой глубине ощущения. Именно это внутреннее чувство, абстрактное вслушивание в самого себя есть то, что схватывает музыка, приводит в движение внутренних изменений в сердце и душе.
|
В.И. Петрушин[116] отмечает, что первые ростки музыкальной психологии отражены в работах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных появлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение этого верного ритма, античный человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм жизни своего города (полисной гармонии), а затем подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.
От Пифагора сравнивал общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагор изучал философскую и математическую стороны звука, пытались связать музыку с астрономией, изучал музыкальные интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками.
Пифагор установил воспитание при помощи музыки (мелодий и ритмов), предписывал знакомым «устроения и понуждения», придумывая смешение диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых легко обращал к противоположному состоянию страсти души: скорбь; раздражение; жалость; неуместную ревность; страх; разнообразные вожделения; гнев; горячность, выправляя их к добродетели при помощи находящихся мелодий. Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на душу людей можно было оказывать соответствующее влияние: мелодии против страстей души, уныния и душевных язв, раздражения, гнева и других душевных недугов.
|
По мнению В.И. Петрушина[117], одним из самых известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом неверной возлюбленной. Пифагор приказал музыканту-флейтисту поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского на спондеистский и таким образом успокоил молодого человека.
Пифагорейцы выделили семь основных звуков музыкальной гармонии, а музыкальными интервалами в их численном выражении измеряли расстояния между сферами, по которым двигались светила. Считалось, что при вращении каждая из них издает свой собственный музыкальный тон, а вся система сфер образует гармонию - «музыку сфер», которая олицетворяет собой высший закон вселенского бытия.
По мнению греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки, так как через распущенные ритмы и лады в душу проникает постыдное и распущенное начало, ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Пифагорейцы считали, что к высшему знанию ведут - математика, геометрия, музыка, астрономия. Музыка считалась сокровенным и божественно непостижимым искусством, самой совершенной наукой, основанной на числе.
|
Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе, в котором раскрывались представление о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов.
Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении: музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждает, что:
· дорийский лад - мужественный и серьезный, оказывает уравновешивающее воздействие на психику человека;
· фригийский лад воспринимается им как неуравновешенный и возбуждающий;
· лидийский - как жалобный и размягчающий.
В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендуется сочинять, исполнять и слушать, написанную в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендуется до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания делались и для музыкальных инструментов: не рекомендовалось слушать музыку, исполняемую на авлетических[118] музыкальных инструментах. В противовес этому рекомендовалась кифаристика, то есть музыка, исполняемая на струнных - кифарах; лирах; наблах.
У античных авторов множество свидетельств воздействия музыки на психическое состояние человека:
· в эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить;
· древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире;
· знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал зверей и птиц;
· суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труд и барабанов.
Греческий философ Демокрит, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.
В китайской натурфилософии (Ш в. до н.э.) музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые привносят в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии, для гармонизации общественной жизни. Причины, вызвавшие дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях двух видов - «янь» и «инь», при помощи музыки достигалась гармонизация.
В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения, а древнекитайским иероглифом ЮЭ (Музыка) выражалось звучание самого мироздания.
В Индии древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства, а в оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков использовались для лечения многих болезней:
· мантра «храам» - при заболевании легких, помогала избавиться от астмы, бронхита, туберкулеза;
· мантра «хриим»; мантра «хруум» - при заболевании печени, селезенки, желудка и кишечника;
· мантрой «храйм» - лечили почки;
· мантра «храум»; мантра «хра»;
· магический звук «ом».
В средние века А.Кирхер объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека:
· меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию;
· сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем;
· к таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи;
· флегматиков трогают тонкие женские голоса.
Г.Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутрених органов слуха[119] в ответ на внешние воздействия. Г.Гельмгольц утверждал, что единичный звук представляет своего рода аккорд, звучание которого основано на законах акустики.
Музыкальная психология первоначально исследовала ощущения, которые доставляют слуху простые тоны и развивалась в рамках идей атомизма, которые властвовали в психологии с конца Х1Х в. до 20-х годов ХХ столетия, когда на смену им пришли принципы целостного восприятия, развиваемые в гештальтпсихологии. В работе Э.Курта были разработаны понятия: «константность восприятия» и его «пространственные компоненты». В 1963 г А.Веллик, развив идеи Курта, сформулировал «закон парсиномии», согласно которому восприятие, являясь активным процессом, работает по принципу опережающего отображения. Слушатель строит гипотезу продолжения музыкальной мысли, исходя из общих принципов построения целого, в котором фрагмент произведения, звучащий в данный момент, является частью целого. При встрече с незнакомым объектом, которым может быть музыкальное произведение, сознанию бывает трудно сразу охватить его целиком, и поэтому внимание фиксируется лишь на отдельных, наиболее ярких деталях. Повторение прослушивания помогает уяснить произведение целиком, когда становится ясной и понятной его внутренняя структура.
По мнению Б.М.Теплова, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, основными направлениями музыкальной психологии являются:
· психология музыкального восприятия;
· психология исполнительской деятельности (дает рекомендации в области передачи композиторского замысла в конкретном воплощении инструменталиста, дирижера, вокалиста);
· психология музыкального творчества (изучает не только законы собственно композиторской деятельности, но и то, как они проявляются и в области восприятия музыки, и в области ее исполнения);
· психологическая подготовка музыканта к выступлению (преодоление излишнего волнения, которое причиняет много страданий начинающим свой путь профессиональным музыкантам);
· музыкальная терапия (предлагает для этого музыку для слушания, исполнения и творчества, в нашей стране эта область музыкальной психологии почти не исследована);
· социология музыки (социологические исследования в области музыкального искусства связаны с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола и т.д.);
· диагностика и развитие музыкальных способностей (проверка точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма);
· психология музыкального обучения и воспитания (тесно связана с музыкальной педагогикой, которая, исходя из рекомендации психологии, находит наиболее точные методы работы с учеником).
Следует заметить, что музыка неразрывно связана с другими видами искусства. Творческое общение между людьми разных видов искусства приводит к взаимному обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства:
1. Ф.Шопен (1810-1849)- «чистый гений гармонии» - как писал о нем Ф.Лист, под впечатлением литературных баллад своего земляка, великого польского поэта А.Мицкевича, создает совершенно новый музыкальный жанр - инструментальную балладу.
2. Музыкальная тематика обогащает творчество Гейне, Стендаля, Ж.Санд. Ф.Лист, горячий поборник программной музыки, пишет музыкальные произведения, прообразами которых были творения литературы («Соната по прочтении Данте», «Сонеты Петрарки»), живописи («Обручение по Рафаэлю», «Мыслитель» - по впечатлениям от скульптуры Микеланжело).
3. Роберт Шуман много сил отдал музыкально-литературной деятельности, бичуя в своих критических статьях мещанскую культур, филистерство, горячо поддерживая новые таланты, настоящее, большое искусство.
4. Литературную деятельность вели Лист, Берлиоз, Вагнер.
В период романтизма связь музыки с другими искусствами, взаимообогащение их происходит уже не в рамках отдельных традиционных жанров (мадригал, песня, опера, оратория). Спектр этих связей в романтическом искусстве огромен и проявляется в музыкальном языке. В камерно-вокальном репертуаре и инструментальной музыке особое распространение получает миниатюра. Более разнообразным спектром красок зазвучал оркестр. По-новому раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка. Кульминационного момента в своем развитии достигает виртуозная музыка: композиторы-романтики создают произведения, которые считаются труднейшими в сольном и камерном репертуаре.
Эта характеристика в полной мере относится и к другому французскому композитору импрессионисту М. Равелю, который смог найти свою индивидуальную манеру высказывания, еще более расширить звукоизобразительные, колористические возможности музыки. Причем красочность, живописность его музыки никогда не заслоняет содержания.
Не разорвал нити преемственности с предшествующими стилевыми тенденциями и Скрябин, вдохновленный творчеством символистов, мечтавший о том, чтобы музыкальное произведение стало синтетическим художественным действом. Скрябин совместил в своем творчестве два полярных начала: мир зыбких, утонченных душевных переживаний человека и мир грандиозно-возвышенных порывов, прямо-таки космических устремлений человеческого духа.
Современная музыка – «музыка ХХ – начала ХХI века». В эту область искусства включаются произведения различных художественных направлений, многих национальных школ, и выдающихся композиторов, не связанных с определенными течениями, но сказавших свое яркое слово в искусстве.
Ччерты социалистического реализма присущи творчеству С.Прокофьева и Д. Шостаковича, которые стоят в ряду наиболее крупных мастеров искусства ХХ века.
Реформатор Шенберг полностью перевернул традиционные представления о музыкальном языке, был безоговорочно признан ярчайшим новатором, в то время как С.Рахманинов, казалось бы, писал старомодно, но творения русского композитора звучат сегодня необычно широко; они являют собой неотъемлемую часть искусства сегодняшнего дня. Между тем музыка Шенберга в наши дни представляет интерес более как историческая веха в развитии приемов композиторского письма.