Неопределенность и проблемность будущего развития заставляет взрослых окружать ребенка обучающей средой, однако это не всегда является результативным в деле раскрытия его потенциального дарования. Так, путем проб и ошибок, при помощи стандартизированного оборудования ребенку дают усредненное развитие с формально и заранее заданными свойствами и способностями. Лишь единицы достигают уровня таланта.
В жизни встречаются люди, обладающие потрясающими способностями в очень выраженной форме:
1. В Тель-Авивском экстрасенс-центре демонстрировал свои феноменальные способности Рони Маркус. От одного его взгляда гнулись вилки и стальные изделия, дымились и превращались в пепел шарики из фольги. Он не знает русского языка, но когда его что-то спрашивали по-русски, отвечал без переводчика, утверждая, что может читать чужие мысли.
2. Юная испанка Моника Техида обладает подобными способностями. Под пристальным взглядом ее голубых глаз... гнутся металлические предметы. Моника изогнула стальную проволоку, помещенную в запаянный стеклянный сосуд, в силуэт динозавра с раскрытой пастью. В процессе опыта приборы фиксировали повышение температуры тела Моники и снижение у нее кровяного давления, а электроэнцефалограф фиксировал биотоки, характерные для спящего человека. У Моники открыты способности к диагностике заболеваний.
3. Плеяду людей с необъяснимыми блестящими способностями возглавляет один из самых популярных экстрасенсов в мире Ури Геллер. Его парапсихологические качества проявились впервые после того, как в пятилетнем возрасте он случайно подвергся мощному электрическому разряду. После успешных выступлений в Израиле он перебрался в США, где подвергся обследованию в нескольких научных учреждениях. Под его пронзительным взглядом не только сгибались вилки, ложки и ключи от зажигания автомашин. Он мог на расстоянии запустить остановившиеся часы, а однажды остановил подъемник канатной дороги и знаменитые лондонские часы «Биг Бен».
|
Наличие таких феноменальных людей заставляет общество создавать специальную образовательную среду для детей, обладающих уже с детства ярко выраженной одаренностью к тому или иному виду деятельности. Кроме этого, проводятся мероприятия, связанные с ранним распознаванием и развитием замечательного таланта, гения.
Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Поэтому в мировой практике известны попытки в организации специальных учебных заведений и методик обучения для детей-вундеркиндов:
1. В Японии не жалеют средств на обучение и развитие одаренных детей.
2. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом.
3. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности (например, банк спермы нобелевских лауреатов Р. Грэхэма в Эскондидо, Калифорния).
4. Ежегодно с помощью тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления, в США отбираются 35 тысяч одаренных старшеклассников (около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается государственная поддержка для получения высшего образования. В рамки этой программы «выращивания» гениев хорошо вписывается и практика откачки мозгов из стран, отстающих в экономическом развитии от ведущих держав Запада.
|
5. В США также создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском Институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей организуются с четырех-пяти лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».
6. В России реализуется целевая программа «Одаренные дети». С 1989 года при Московском Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью в стране стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с 5-6 лет.
Стимуляция задатков ребенка связана с педагогическим воздействием на формирующийся организм, повышающим его жизнеспособность и адаптацию к окружающей среде. Однако педагогика здесь почти бессильна. Уместно напомнить о том, что рождение и реализация гения проистекает от случая[158]. Его величество Случай вбирает в себя и долю случайного, и меру необходимого. Встречные процессы Случая отражают природу Времени - прошлого, настоящего и будущего. Единство трех потоков является условием существования Мироздания. Ничто в нашем мире не является случайным. Любой случай заранее предопределен, поэтому Гений - это реализованная необходимость.
Такая усиленная и скоропалительная работа по технической реконструкции Земли без участия Духовного Разума недопустима в рамках сбалансированных Сил в Природе, потому что история знает немало злых гениев, нанесших большой вред своими попытками навязать истории чрезмерно быстрый ход.
|
Равновесие Сил восстанавливает Гармонию («прекрасное - это символ морального добра», - И. Кант). Данное высказывание является вольным «переводом» сказания о мудреце Капиле, «взгляд которого обратил 60 000 сыновей царя Сагара в гору пепла»[159], этот «взгляд» в «Рамаяне» называется Капилакша, или «глаз Капилы». (Вспомним попутно и о «взгляде» Медузы Горгоны.)
Следовательно, мало родиться гением, необходимы колоссальные усилия для реализации своего дара и преодоления препятствий, создаваемых социальными факторами. И при этом осознавать меру целесообразного обустройства общества: предвидеть последствия своих изобретений в условиях несовершенного человеческого ума и эгоизма, осознавать свою историческую миссию, но в разумных пределах.
Вопросы для обсуждения
- Представить особенности творческого развития в образовательной системе в историческом аспекте.
- Определить особенности воздействия музыки на строение и функции мозга человека.
- Раскрыть психологические особенности интеллектуального развития детей.
- Определить психологические особенности творческих способностей детей.
- Представить особенности организации специальных учебных заведений для детей-вундеркиндов.
- Назвать методы диагностика творческих способностей и креативности.
- Назвать методики творческого развития детей-вундеркиндов.