Проблема преемственности приобрела в настоящее время особое звучание и актуальность. Сегодня нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия, в этой связи необходимо укрепление преемственности поколений.
Термин «полихудожественный» («полихудожественный подход», «полихудожественное воспитание») - появился в 1987 году и принадлежит члену корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, профессору Б.П.Юсову.[166] Он открыл новый этап в разработке содержания и методов преподавания искусства в школе, методологию нового поколения программ, которые становятся иными по сравнению с монохудожественными как по содержанию, так и по педагогической направленности.
Концепция полихудожественного воспитания и развития личности рассматривает включенность детей дошкольного и школьного возраста в глобальные культурогенные процессы (этнос, ноогенез, ноосфера), которые находятся в теснейших отношениях с социально-историческими и природными факторами жизни народов мира.
В основе концепции лежат труды русских ученых-космистов, философов, культурологов: С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, В.И.Вернадского, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Н.К.Рериха, В.Н.Торопова, П.А.Флоренского. В работах ученых даны теоретические обоснования взаимодействию и интеграции искусства в художественно-творческом развитии детей.
Преемственность дошкольного и школьного полихудожественного образования заключается в сохранении способностей ребенка, составляющих «золотой фонд личности» (по А.В.Запорожцу): наглядно-образное видение мира; способность к моделированию в познании; сензитивность ко многим педагогическим воздействиям; отзывчивость; сопереживание и др. Воссоздание видимого и слышимого мира образов носит целостный, нерасчлененный на отдельные составные части процесс.
|
Увидеть музыку, понять выразительность движения, уловить, почувствовать настроение, мысленно представить себе художественный образ - в этом выражается формирование культуры чувственного восприятия и образного мышления средствами искусств.
Приобщение дошкольников и школьников к искусству проходит посредством: расширения их сознания; сенсорного насыщения представлений и действий; богатства чувств и ощущений в процессе полихудожественного воспитания и развития средствами интеграции искусств; творческой активности дошкольников и школьников; радости, увлечения совместной работой; духовного напряжения, возвышения и утончения потребностей, интересов, переживаний и нравственных помыслов детей. С психолого-педагогической точки зрения такой подход к полихудожественному воспитанию и развитию личности приводит к одновременному включению различных сенсорных механизмов, заложенных в ребенке, в процессе освоения искусства, а также в собственной деятельности дошкольника и школьника.
Одним из стержневых является вопрос о том, как происходит восприятие и включение в творческую деятельность различных видов искусства - одновременно, последовательно, во взаимодействии и какова зависимость этих вопросов от влияния внешнего мира и внутреннего духовного состояния ребенка. Эти проблемы находятся в поле внимания многих исследователей на разной качественной ступени - от межпредметных связей до поиска глубоких взаимосвязей на уровне интеграции, как самих искусств, так и различных видов художественной деятельности ребенка, исследуемого с позиции его целостного развития.
|
Б.П.Юсов[167] дает определение трем уровням взаимодействия искусств - межпредметное взаимодействие, взаимное иллюстрирование, интеграция:
- Межпредметное взаимодействие, когда вклад искусств суммируется - это монохудожественное преподавание, но с привлечением других искусств.
- Взаимное иллюстрирование, когда выдвигается единая проблема для всех видов искусств, обсуждаются исторические и стилистические соответствия произведений музыки и архитектуры с общей культурой эпохи и аналогами из других видов искусства (не выходя за рамки искусства).
- Интеграция (характерен выход за рамки искусства): связь с географией, климатом, историей данного народа; связь с разными культурами общества; педагогический акцент переносится с изучения выдающихся памятников чужого творчества на детское художественное творчество, прорастание мирового искусства через их собственное творческое действие; обращение к региональной культуре, искусству, родному языку данного народа в связи с мировым культурным процессом. Б.П.Юсов отмечает, что в процессе интеграции:
· по мнению Г.Д.Гачева [168] искусство воспринимается «…как явление жизни человеческого духа в единстве с природой, миром, космосом»;
· с точки зрения П.П.Флоренского[169] «возникает искусство с большой буквы как способ раскрытия духовной жизни человечества, когда каждое искусство стремится к предельному синтезу с другими видами художественной деятельности как области духовного бытия».
|
Таким образом, интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии, раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность - цвета в звук, звука - в пространство, пространства - в мерность строки стихотворения, проведение данного искусства по всему диапазону полифонии. Интеграция является более глубоким способом развития целостного художественного сознания, чем простое взаимодействие готовых художественных произведений. Естественный процесс работы с искусством рождает чувство и понимание общего и различного в языке, средствах выразительности и других компонентах художественного образа.
Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что интеграция искусств - процесс высшего органичного соединения взаимосвязанных, равноправных видов, объединенных познавательным, деятельным аспектом, соотносимым с личностью человека.
Следует выделить три этапа формирования художественного восприятия: - познание одного вида искусства; - освоение комплекса искусства; - познание интегрированных искусств. Интеграция искусств как полихудожественный процесс развития ребенка строится на изначальной предрасположенности ребенка к воспитанию и занятию разными видами искусства одновременно, высокой востребованности искусства как богатой эмоционально-образной, наглядной информации об окружающем мире и возможности выражения внутреннего состояния через самостоятельную творческую деятельность. Реализация полихудожественных процессов происходит путем развития целостного художественного сознания ребенка.
Данный подход основывается на научных представлениях о потенциальных возможностях искусства, которые позволяют ребенку синхронно обращаться к разным видам деятельности - рисованию, музицированию, танцам, играм и другим видам художественно-творческой деятельности. Взаимодействие различных видов искусства друг с другом способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Увидеть музыку, понять выразительность движения, уловить, почувствовать настроение, мысленно представить себе художественный образ - в этом выражается формирование культуры чувственного восприятия и образного мышления средствами искусств. Созданный образ проходит через эмоциональную сферу ребенка, открывая новые возможности для ассоциативного перевода этого образа из одного вида искусства в другой, устанавливая связи похожего и разграничивая возможности каждого вида искусства.
На основе концепции полихудожественного развития Б.П.Юсова разработаны интегрированные и диагностические программы:
· для дошкольников - «Изобразительное искусство и среда» Л.Г.Савенковой, Е.Н.Зуйковой, И.Н.Клюевой; «Синтез искусств» («Путешествие в прекрасное») О.А.Куревиной; «Сказка игры» Т.Г.Пеня; «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика)» Е.М.Торшиловой и Т.В.Морозовой;
· для младших школьников - «Живой мир искусства» Л.Г.Савенковой, Т.И.Суховой, Б.П.Юсова; «Музыкально-двигательное развитие школьников» Е.П.Кабковой; «Мир искусства» А.Г.Схиртладзе;
· для школьников (1-11 классов) - «Музыкальное развитие школьников» Е.П.Кабковой; «Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников» Т.И.Суховой; «Изобразительное искусство и среда» Л.Г.Савенковой; «Космос театра» Т.Г.Пеня;
· для старшеклассников - «На пути к образу», «Основы театральной культуры» Т.Г.Пеня; «Кинотворчество» Е.А.Захаровой.
Разработанные на современном этапе программы полихудожественного развития детей разного возраста комплексно воздействует на ум, чувства, эмоции и сознание ребенка на основе системного подхода, когда развитие осуществляется не набором дисциплин, а предметами эстетического направления, которые находятся в функциональном взаимодействии и единстве содержания и форм обучения.
Структуру полихудожественного воспитания и развития подрастающей личности можно представить в виде трех взаимосвязанных сфер:
· внутренняя сфера - «экология культуры» - культурная среда, в которой прорастают духовные силы ребенка (особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
· средняя сфера - «экология социума» (доминанта развития подростков) - искусство вплетается, «прорастает» в жизнь личности, ее нравственные ориентиры;
· внешняя сфера (прерогатива старшеклассников) открытая в пространство экология природы, вселенной, космоса - единство искусства и мироздания, интеграция искусства и научного знания.
Названные сферы находятся в диалектическом единстве и педагогически эффективны для каждого возрастного периода развития личности. Все три аспекта важны для каждого возраста.
По Б.П.Юсову,[170] полихудожественное воспитание и развитие дошкольников и школьников имеет горизонтальное и вертикальное направление. В этой связи педагогический процесс, выстроенный по вертикальному принципу, позволит провести между определенными видами художественных занятий возрастные параллели, связанные с общим целостным формированием личности дошкольников и учащихся, наметить линии их внутренней комплексной интеграции. Организация полихудожественного образовательного процесса может осуществляться постепенно.
На каждом возрастном этапе полихудожественного воспитания и развития дошкольников и школьников предлагаются специфические формы для овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности. Социальный норматив (по Д.Б.Эльконину) складывается в каждом отдельном возрастном периоде с помощью адекватных средств.
Преемственность дошкольной и школьной систем полихудожественного образования предполагает общую направленность на развитие творческих способностей. Развивая воображение дошкольников и школьников через образ и вдохновение, через внутренние качества личности, мы подводим его к акту воссоздания художественного продукта, то есть творчеству.
Проблема преемственности вбирает в себя и такие понятия, как непрерывность полихудожественного образования, вопрос стыковки дошкольного и школьного образования (содержательный и организационный), вопрос согласованности нормативно-правовой базы (стандартов, основных ориентиров дошкольного и школьного полихудожественного образования) и др.
Целостный процесс полихудожественного образования представляет собой последовательную смену органически связанных этапов, соответствующих возрастному развитию детей. Л.Г.Савенкова[171] определила развивающие этапы полихудожественной деятельности дошкольников и школьников:
· дошкольники: 3 года - преимущественно зрительно-игровой, 4 года - словесно-игровой, 5 лет - ознакомительно-игровой;
· младшие школьники: 6 лет - сенсорно-игровой, 7 лет - ознакомительно-формирующий, 8 лет - ознакомительно-изучающий, 9 лет - понятийный;
· подростки: 10 лет - импровизационный, 11 лет - созидающий, 12 лет - обобщающий и анализирующий, 13 лет – самовыражающий;
· старшеклассники: 14 лет - осознающий, социальный, 15 лет - вариационный 16 лет - целостный, завершающий.
Структура полихудожественного воспитания и развития представляет собой четыре неразрывно связанных между собой уровня подготовки дошкольников и школьников.
I этап (дошкольники) подготовки направлен на:
· пробуждение, раскрытие и обогащение сенсорных возможностей детей через особенности природных и художественных явлений;
· развитие общих представлений об окружающих предметах и их месте в пространстве, ассоциативного мышления, фантазии, воображения в работе с реальными предметами, звуками, формами, словами, движениями.
В дошкольном возрасте интеграция носит естественный характер. Особенность возраста не позволяет строить творческую деятельность детей с опорой на конкретную деятельность, без подкрепления любой выполняемой работы словом, движением, проигрыванием. Наиболее оптимальна интеграция видов художественной деятельности: слово и изображение; слово и цвет; слово и жест; цвет и настроение; цвет и звук; форма и движение; движение и музыка; музыка и слово; слово и действие; цвет и действие. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности дошкольников в едином занятии, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются память, мышление, воображение, способность к обобщению представлений.
II этап (младшие школьники) решает задачу первоначального погружения ребенка в различные виды искусства с целью выявления связи между выразительностью разных сторон окружающей жизни и выразительными средствами и возможностями разных видов искусства. В младшем школьном возрастевосприятие окружающего пространства жизни сравнивается с художественным пространством. Творческий процесс, наблюдения, ощущения в разных видах творчества осуществляется через комплекс двигательных, зрительных, звуковых впечатлений; освоение сказочного мира фантазии и чудесных превращений в разных видах народного творчества и др. В младшем школьном возрасте интеграция принимает избирательный, прочувствованный характер. Школьник уже осознает необычность происходящего, игру и искусственность обстановки, среды, предполагающей особое действие, конкретную работу. Для полного представления и эмоционального восприятия передаваемого образа важны ассоциации с другими формами художественного творчества, фантазирования в других областях искусства и отображение желаемого в разных композициях (цвет - звук - движение; движение - действие - слово; форма - движение - характер; характер - цвет-звук). Следует предлагать детям задания, связанные с решением определенных пространств, наполнения их цветом, действием, движением, звуком, осуществлять связь с народным искусством.
III этап (средние классы) представляет собой наиболее глубокое изучение и понимание природы одного, доминирующего вида искусства, при одновременном формировании восприятия искусства как целостного явления. В среднем школьном возрасте:
· осуществляется освоение взаимосвязи составляющих окружающего мира природы, реальной жизни и искусства;
· формируется осознание природных закономерностей, представлений об искусстве, художественном творчестве; индивидуальное творческое отношение к любой деятельности с акцентом на познавательную, оценочную, эмоционально-созерцательную деятельность.
Интеграция предполагает осмысленные несложные исследовательские творческие работы на ассоциацию образов в разных искусствах, на домысливание художественного мотива, мелодии, мысли, изображения, движения, слова, заполнения пространства, продолжение начатой работы другим лицом, художником; коллективное домысливание с преобладанием нереальных образов. В подростковом возрасте необходимо поддержать заинтересованное отношение к процессу творчества, подкрепленного коллективными и индивидуальными творческими работами в реальном пространстве с реальными предметами.
IV этап (старшие классы) полихудожественного воспитания и развития учащихся опирается на основы всеобщей истории искусств, изобразительному, музыкальному, театральному творчеству и всех видов танцевальных пластических мимических видов искусства. В старшем школьном возрасте развивается:
· собственное творчество, самооценка, самостоятельное мышление и сознательная деятельность;
· внутреннее духовное развитие человека в истории народа; развитие искусства и жизни общества;
· осмысление исторического пространства человека, среды, искусства;
· философское отношение к жизни, к себе, искусству, собственному творчеству.
Полихудожественная деятельность старшеклассников характеризуется исследовательским характером, осмысленным, авторским, индивидуальным творческим воплощением. Желательно рассуждения подкреплять конкретными творческими заданиями на «оживотворение» пространства цветом, формой, структурой. Старшекласснику необходимо дать широкую культурологическую подготовку, соотнесенную с естественно-научными и философскими учениями.
Опыт внедрения методов полихудожественного образования показал на изменения требований к педагогу эстетического цикла (ИЗО, музыки и т.д.), на необходимость в пересмотре программ и методик его подготовки и переподготовки. Большинство авторов новых программ и методик комплексного использования искусств на уроках эстетического цикла расходятся во мнении, какие виды искусства использовать на уроке, что выбирать в качестве ведущей учебной дисциплины, а что в качестве вспомогательной, как построить и вести урок.
В работе Г.П.Шевченко[172] показаны, что в зависимости от типов взаимодействующих искусств на уроках возможны следующие основные их функциональные взаимосвязи, которые определяют и направленность обучения педагогов:
l связывающий тип - использование многими педагогами в процессе обучения межпредметных связей, но в основном направлен на более углубленное изучение конкретного учебного предмета;
l интегративный тип - использование нескольких видов искусства, объединенных в синтетической форме на уроке, учитывая реальные условия современного состояния школы;
l коррелятивный тип - подразумевается ведущая роль одного искусства и вспомогательная роль других, выбирая основной тип на переходный период;
l интегративно-коррелятивный тип - «ведущими» при взаимодействии с другими могут быть несколько видов искусств, в наибольшей степени отвечает задачам эстетического воспитания и развития многогранной личности;
l творчески-преобразующий тип, основанный на художественно- творческой деятельности школьников, больше подходит для кружков, студий, где у школьников выбран ведущий вид искусства в его творчестве.
Цементирующей основой в подготовке педагогов в переходный период может стать «Программа полихудожественного образования на основе взаимодействия искусств», как целостного интегрированного педагогического процесса и профессиональная подготовка по основам культурологии, художественно-изобразительному, музыкальному, театральному творчеству, по всем видам танцевальных и пластических мимических видов искусств.
Целостный интегрированный педагогический процесс включает: научный поиск, управление и педагогическое руководство полихудожественным воспитанием и развитием личности на каждом этапе, своеобразное педагогическое творчество. Личность учителя должна вмещать такие понятия как целостность, духовность, интегрированность. В связи с этим, следует формировать экологический аспект духовной культуры личности учителя как интегральный фактор полихудожественного образования.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризовать субъект, объект, предмет, цели и задачи полихудожественного развития личности.
2. Проанализировать структуру полихудожественного образования личности.
3. Определить уровни интеграции: межпредметное взаимодействие, взаимное иллюстрирование, интеграция (выход за рамки искусства).
4. Раскрыть содержание, формы, методические принципы и приемы преподавания искусства в процессе комплексного взаимодействия и интеграции.
5. Описать условия приобщения ребенка к «пространству воображения» посредством освоения: пространства истории культуры, народных традиций и пространства разных видов художественно-творческой деятельности.
6. Определить уровни полихудожественного развития дошкольников и школьников.