ДОУ и 1-й класс | 2-5 классы | 6-9 классы | 10-12 классы | |
Музыка Движение | Изо Устное слово | Театр-сцена | Литература | |
Субдоминантные искусства | ||||
Танец Изо (лепка, рис.) Театр (общение) Устное слово | Музыка (изобразительная) Устное слово, поэзия Театр (роль) Письмо (описание) Экран (анимация) | Танец (общение) Изо – декоративно-прикладное, визаж Литература (драма, экранизации) Литература (письменность, каллиграфия, оформление книги) Экран (документальный) Музыка (прикладная, сценическая) | Театр/Танец Архитектура, Дизайн, Среда. Экран (художественный) Изо (музей, городская и пейзажная среда, интерьер, ансамбль) | |
Время блоков «Искусство» в расписании (уроков в неделю) | ||||
6 уроков ежедневно | 4-6 уроков сдвоенные уроки через день | 6 уроков (включая литературу) сдвоенные уроки через день | 6 уроков (включая литературу) сдвоенные уроки через день | |
По мере прохождения доминантного периода, специфика способа художественного восприятия и осознания мира, характерная для данного возраста, специфика искусства, формы художественного представления и мышления, выражаемая определенными формами художественной деятельности, выступает базой для наращивания новой ступени развития содержания на занятиях другими видами искусства, которые становятся доминантными. Прежде доминантные формы искусств, выходят за рамки общеобразовательного процесса и выносятся во внеклассные занятия. Начинают преобладать индивидуальные наклонности, интерес семьи и т.п., что существенно меняет акценты на обязанностях общего образования в сравнении с дифференцированным направлением индивидуального пути жизни данного ученика.
|
Б.Г.Ананьев указывает, что так называемые «типичные возрастные черты», несмотря на индивидуальные различия детей, (на это указывают также А.Н.Леонтьев и Н.С.Лейтес), отчетливо проявляются до периода 18 лет и в дальнейшем все менее явны. Начиная, с 30-35 лет (другие ученые называют возраст 27-28 лет), возраст в основном утрачивает свое значение для качества профессиональной деятельности и её успешности. В случае яркой одаренности высокий уровень деятельности может проявиться очень рано, но столь же неожиданно оборваться в отрочестве. А.Валлон считал раннюю специализацию интереса плохим прогнозом уровня общего развития ребенка, в дальнейшем.
Б.П.Юсов[195] определил примерные критерии оценки, «критерии-ориентиры», т.е. направления, по которым можно определять успешность интегрированного художественного образования школьников. Многолетняя практика интегрированных занятий со школьниками разного возраста по шести видам интегрированных программ на базе отдельных видов искусства и в соединении нескольких искусств (изо, музыка, литература, драматизации, игра на простых инструментах типа шумовых), обобщение опыта педагогов около 40 школ в 6 регионах позволили сформировать следующий ряд критериев-ориентиров:
1. Быстрота включения в творческий процесс, скорая мобилизация и активность в работе.
2. Желание и умение работать в коллективе, согласованно взаимодействовать.
3. Цельность поэтического пространства ребенка, внутренняя устойчивость художественного представления об образе при смене модальности выражения: переход от звука к цвету и т.п.
|
4. Вариативность и художественное разнообразие образов замысла: переложение в другие средства, сочетание, цвета, формы, слова и т.д.
5. Способность продуктивно завершать работу – приходить к решению от нерешительности: дети часто не знают, что делать.
6. Скорость овладения рабочими навыками (генерализация) при переходе к другим малознакомым искусствам, быстрое схватывание основы новых средств выражения.
7. Взаимосвязь смыслового и художественного пространства. Успешное нахождение формы и средств для передачи смысла образа.
8. Эффект личного участия. Сопереживание с образом и преображение в него (виртуальность образа). В старшем возрасте с этим приходится бороться, (увлечение виртуальным пространством, компьютерным моделированием и играми).
9. Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства: развертывание звука в цвет и движение; свертывание цвета, звука и танца – до графики, линии; ограничение передачи многоцветного явления двумя-тремя красками.
10. Взаимоналожение: совмещение возможностей разных искусств в одной творческой работе.
11. Воображение (широта, гибкость, возвышенность образов, стремление к героике, мечте).
12. Индивидуальность образа, неожиданность решения, без шаблона, навязчивого приема, манерности.
13. Потребность повседневного общения с искусством, его включенность в распорядок жизни, в привычное общение. Интерес к ряду искусств предпочтительнее замкнутого интереса к одному из них (Ю.У. Фохт-Бабушкин).
14. Активность цвета как интегрирующего фактора культуры, особенно на занятиях музыкой, театром, словесностью.
|
15. Привлечение пространственных представлений о явлениях в мире: пространственность музыки, театра, литературных форм.
16. Внимание к интонации, особенно в фонетике слова, а также к интонации цвета, движения, жеста.
17. Чувство общей полифонической художественной среды, внимание к качеству окружающей среды, её гармонии.
18. Словесная находчивость речи, суждений, динамичность и интонация речи. Речь, слово как важный интегратор в культуре и творчестве. Родной (материнский) и иностранные языки.
19. Интерес к этно-региональным особенностям культуры, её традициям и наследию.
20. Увязывание региональных особенностей культуры и искусства с глобальными, общечеловеческими проблемами культуры.
Главным интегрирующим показателем является, конечно, общее духовное возвышение интересов, чувство радости на занятиях творчеством, разделенное в общении с друзьями, усиление доверия к учителю, родителям, взрослым.
Концепция образовательной области «Искусство» [196]
(Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.)
Искусство, художественное освоение мира представляло собой неустранимую составляющую жизни человеческого общества, человеческого способа существования. Не заменимо искусство и для развития каждого ребёнка как цельного и творческого человека. Роль искусства проявляется в личностно-ценностном, творческом и прикладном плане.
Другие учебные предметы развивают почти исключительно рациональную сторону психики ребёнка, его способность решать познавательные задачи. И только искусство может закономерно развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы. А без этого человек тем опаснее, чем он компетентнее во всех остальных отношениях.
Приобщение к искусству и художественному творчеству пробуждает у ребёнка способность видеть и ценить красоту мира, чувство сопричастности природе, истории, жизни людей, чувство личной ответственности за всё. На этой единой основе естественным путём решаются разные воспитательные задачи, которые мы безуспешно пытаемся решить по отдельности, явочным порядком и декларативными средствами (воспитание толерантности, патриотизма, экологическое воспитание, ценность здорового образа жизни и т.д.)
Занятия искусством развивают не только чувства как сферу внутренней жизни человека, но и чувства как органы восприятия окружающего мира. Это опять таки единственная область, которая осваивается не с помощью условных знаков, слов, искусственных языков и абстрактных понятий, а обращена, в первую очередь, непосредственно к зрению, слуху, осязанию, двигательной активности ребёнка. Искусство восполняет опасную односторонность современного рационального образования, возвращая ребёнка к реалиям и ценностям единственной и необратимой жизни, частью которой является он сам. Такая коррекция особенно необходима сегодня, когда дети вовлекаются в так называемые виртуальную реальность, условную, легко обратимую и не вызывающую к чувству ответственности.
Человек наделён творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. В искусстве ребёнку легче всего приобрести ранний опыт полноценного успешного творчества - зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение. Это условие психологического здоровья ребёнка и залог будущей самореализации в любой сфере деятельности. Известно, что в учебных заведениях, где искусству и творчеству отведено достойное место, улучшается эмоциональное состояние детей, их отношения к школе и успеваемость по другим предметам.
В отсутствии полноценного художественного образования пустоту неизбежно заполняет низкопробное и разрушительное псевдо- и антиискусство. Это показывает, на сколько искусство в тех или иных формах личностно необходимо растущему человеку. Трудно представить себе, например, подростковую математическую субкультуру или химическую «попсу», которые удовлетворяли бы интеллектуальный голод ребёнка и отводили его от настоящей науки. А в области искусства это происходит постоянно. Сегодня преобладающее воздействие в массовой культуры, особенно Телевидения, на целые поколения детей разрушительно и нравственно-эстетическом, интеллектуальном и психофизиологическом отношениях. Для исправления положения не достаточно обновления художественного образования в школьных и внешкольных формах: нужны серьёзные изменения в государственной культурно-образовательной политике. Школы и культурная среда должны сотрудничать, а не противоречить друг другу.
Создавая оптимальные условия для пробуждения общего творческого потенциала человека, занятия искусством развивают и способность ребёнка к художественному творчеству как таковому. Эта способность потенциально свойственна каждому нормально развивающемуся ребёнку, а не только будущим живописцам и музыкантам (как и способность логически мыслить присуща не только профессиональным философам и математикам). Не раскрывая в себе эту способность взрослеющий человек остаётся личностно ущербным. В то же время интенсивное и полноценное общее художественное образование - это основа для пробуждения особой специальной одарённости «питомник» будущих творцов художественной культуры.
Занятия искусством имеют также большое прикладное значение. Они формируют хороший вкус и целый ряд навыков, знаний и способностей, нужных во многих областях деятельности и житейских ситуациях - от тонкого различения цветов до культуры речи, понимание её Смысловых и интонационных оттенков, способность ярко выразить мысль.
Задача общеобразовательной школы - вырастить не художника - практика, а такого зрителя, читателя, слушателя, который:
· испытывает потребность в общении с искусством;
· воспринимает произведение не просто как отражение объективной реальности или, напротив, как формальную конструкцию, а как воплощение авторского замысла;
· способен вступать в заочный «диалог» с его творцом;
· постигает картину мира, систему ценностей, воплощённую в произведении, соотносит её с собственными и включает общение с искусством в процесс личностного саморазвития.
Но важнейшее условие достижения такого уровня восприятия искусства - это опыт практического творчества, «бывания» в позиции творца художественных образов и соотнесение этого опыта с постижением произведений мастеров.