Специфика содержания образовательной области «Искусство»




Основные задачи художественного образования - развитие ценностного отношения к жизни, творческо­го воображения, способности к «диалогу с автором» - общие для всех искусств создают единство худо­жественного цикла. Они решаются внутри каж­дого отдельно взятого предмета свойственными данно­му виду искусства средствами.

При этом учитывается специфика языка и другие существенные особенности разных искусств:

1. пространственная или временная фор­ма, наличие или отсутствие отображения внешнего мира,

2. обращенность к разным психологическим каче­ствам и способностям человека,

3. разная мера опосредованности сложными технологиями и др.

В силу этих осо­бенностей каждый из видов искусства становится при­оритетным для решения той или другой общей задачи художественного образования.

Художественное видение мира, культура эстети­ческого созерцания, способность ценить красоту, непов­торимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, и с наибольшей очевидностью проявляются и целенап­равленно развиваются при занятиях изобразительным искусством и литературным творчеством, которое включает художественное описание мира.

Культура чувств, открытие глубины собственной душевной жиз­ни и создателя художественного про­изведение связаны с освоением музыки, обращенной к че­ловеческой душе непосредственно, минуя реа­лии объективного мира.

Способность сознательно вести опосредованный художе­ственным текстом «диалог» с автором - результат занятий литературой как искусством слова, осуществление перено­са на восприятие произведений других видов искусства.

Предмет Мировая художественная культура наи­более способствует осознанию ребенком и ощущения родства искусств, чтобы научился:

· видеть в ве­ликих памятниках и художественных стилях воплоще­ние идеалов и мировоззрения разных народов, эпох и культур;

· находить общечеловеческое и особенное в каждой из них.

В рамках предмета выявляются связи искусства с другими сторонами жизни людей, от климата и ландшафта до нравственности и ре­лигии, что позволяет наметить возможности взаимодей­ствия образовательной области «Искусство» с гуманитарными учебными предметами.

Театр в школе обладает исключительными воспитатель­но-терапевтическими возможностями, когда не пытается копировать профессиональный театр, способен преобразить характер взаимоотношений в школьно-родительском сообществе и самую атмосфе­ру учебного заведения.

Экранные искусства в реальной жизни оказыва­ют самое мощное и чаще негативное воздействие на детей. Не включая эти искусства в программу обще­го образования, мы оставляем наших учеников без вся­ких ориентиров в наиболее важной и проблемной сфе­ре нравственно-эстетического развития. Экранные искусства ценны тем, что открывают детям широкие и увлекательные возможности анимационного творче­ства.

Успешное художественное образование основывается на постоянном взаимодей­ствии:

· детского творчества - вопло­щения собственных замыслов в выразительных художе­ственных образах;

· постижения искусства как выра­жения в образах замысла, системы ценностей, мировоз­зрения автора и его эпохи.

Детское творчество наиболее привычно для Изобразительного искусства идолжно быть обеспече­но и в рамках преподавания других дисциплин:

· в лите­ратуре - создание собственных произведений во всех изучаемых литературных жанрах;

· в музыке - не только практика (в формах элементарного музицирования, плас­тического интонирования, сочинения-импровизации, ис­пользования синтезатора и др.).

· в те­атральном, анимационном творчестве детей.

На пути познания, диалогического постижения искус­ства дети знакомятся с лучшими произведениями для детей, и с высшими образцами оте­чественного и мирового искусства: народного, религиозного, классическо­го и современного искусства. Школьники получают пер­воначальную ориентировку в истории искусств.

На пересечении собственного творчества и освоения искусства происходит первичное овладение разными видами художественной деятельности, традиционными жанрами, приемами работы и технологиями, в том чис­ле наиболее современными, причем они рассматрива­ются не как самоцель, а как средство создания вырази­тельных художественных образов.

Творчество учащихся общеобразовательной школы рассматривается как имеющее художественное и соци­альное, а не только учебное значение. Формы его пре­зентации в школе и вне школы получают общественную и государственную поддержку. Это выставки, создание, оформление и публикация литературно-художественных и публицистических сочинений, оформление помещений и школьных спектаклей, концерты, участие в фестива­лях школьных театров и анимационных фильмов, посиль­ное участие детей в работе профессионалов, показ и ква­лифицированное обсуждение детского творчества в сред­ствах массовой информации.

Изменение статуса художественного образования и детского творчества потребует не только существенных изменений в подготовке педагогов, но и появления ново­го направления в науке об искусстве и новых профессий «детского» искусствоведа и художественного критика.

Примерный объем знаний

Особенность области «Искусство» в том, что успеш­ное решение главных образовательных задач жестко не обусловлено составом и объемом учебного материала, включенного в программу. Они могут решаться на разном материале, определяемого направленностью методики и программы, региональными особен­ностями и другими обстоятельствами. Но вариатив­ность ограничивается необходимостью со­хранять культурный контекст, общий для всех выпускни­ков отечественной школы. Это относится к знаниям об искусстве и к формам практической деятельности детей.

Художественное образование предполагает освое­ние специальных понятий и терминов, но это является средством совершен­ствования авторской, исполнительской или зри­тельской (читательской, слушательской...) прак­тики ребенка и не предваряет ее, а вытекает из необходимости решения соответствующих прак­тических задач. Освоение терминов помогает ребенку отрефлексировать и обобщить представленое в его художественном опыте. В ином случае овладение терминологией, накопление зна­ний о произведениях и о творцах дает лишь иллю­зию понимания искусства.

При освоении материала отдельных видов искусст­ва, особое внимание уделя­ется: отечественному искусству и наиболее выдаю­щимся авторам и произведениям искусства мирового.

При освоении определенных родов, жанров, форм того или иного искусства приоритет отдается тем эпохам, направлениям, авторам и произведениям, которые с наибольшей полнотой и силой реализуют возможнос­ти и своеобразие данного рода литературы, жанра изоб­разительного искусства, музыкальной формы и т.д.

Занимаясь художественной литературой, ученик осваивает следующие ключевые понятия:

  1. Род литературы: эпос, лирика, драма.
  2. Жанры лите­ратуры: фольклорные (пословица, загадка, небылица, песня, сказка, былина); жанры письменной литерату­ры: эпические (басня, рассказ, повесть, роман и др.); лирические - стихотворные и прозаические; драмати­ческие (трагедия, комедия, драма и др.); лироэпические (поэма, баллада и др.).

Ученик осваивает другие термины: стихотвор­ная и прозаическая речь, система стихосложения, риф­ма, строфа, стихотворный размер, герой (персонаж), рассказчик, завязка - кульминация - развязка сюже­та, метафора и другие тропы и т.д.

За годы обучения школьник получает целостное представление об истории мировой литературы: от Свя­щенного Писания и фольклора разных народов, выдаю­щихся произведений европейского и русского средне­вековья, Возрождения до литературы XIX- XX веков (в особенности русской) и наиболее характерных про­изведений нашего времени.

Школьники знакомятся с основными видами изоб­разительных (пространственных) искусств [197]:

  1. Знакомятся с жанрами изобразительных искусств, их формальными и содержательными особен­ностями и ограничениями, бытованием в культуре.
  2. Получают представление о материалах и техноло­гиях изобразительных искусств[198], компьютерной графики как средства создания художественного образа.
  3. Овладевают рядом терминов: колорит, цветовой тон, дополнительные цвета, локальный цвет, теплая и холод­ная гамма, перспектива линейная, воздушная, «обрат­ная», силуэт, объем, графичность, живописность, рису­нок, набросок, эскиз, фигуративное и нефигуративное (абстрактное) искусство, орна­мент, важнейшие архитектурные термины и т.д.

Ученик имеет представление об основных этапах и кных явлениях в истории изобразительных искусств: палеолитическое, египетское, античное искусство, искус­ство Востока и Ислама, средневековое европейское ис­кусство, православная иконопись, Возрождение, евро­пейское и русское искусство Нового и Новейшего вре­мени, вплоть до наиболее характерных явлений художе­ственной жизни наших дней.

Школьник постигает интонационно-временную при­роду музыкального искусства, его связь с главными событиями человеческой жизни от рождения до смер­ти, выразительные особенности музыкальной речи в сравнении с разговорной речью.

Выпускник школы:

  1. Различает вокальную, инструмен­тальную, симфоническую музыку.
  2. Имеет целостное представление:

· об основных этапах ее развития, о выда­ющихся произведениях народной, религиозной, класси­ческой музыки России и Европы;

· о формальных и со­держательных особенностях таких жанров, как симфо­ния и соната, инструментальный ансамбль и концерт, оратория и кантата, опера, оперетта, мюзикл и др.

· о жанрах: песни, марша, танца, романса, ноктюр­на, прелюдии, фантазии и др.

  1. Осознанно владеет рядом других музыкальных терминов и понятий: одноголосие, многого­лосие, мелодия и аккомпанемент, музыкальная тема и способы ее развития, программная музыка, сонатная форма, вариация, рондо, фуга, и др.
  2. Знает названия и узнает звучание основных струнных, духовых, клавиш­ных, ударных инструментов и певческих голосов, разных видов оркестра и хоров.
  3. Имеет систематические представления об истории и особенностях исполнительского стиля, музы­кальных направлений, возникших в XX веке (джаз, блюз, рок-музыка, кантри и др.), об электронной музыке.

Выпускник школы имеет представление об истории театрального искусства как синкретического «кор­ня» многих других искусств:

  1. О важных периодах и яр­ких явлениях этой истории: античный театр, средневе­ковая мистерия и народный театр, комедия масок, те­атр эпохи классицизма, европейский и русский театр XIX-XX веков, современные театральные направления.
  2. О творчестве величайших драматургов мира, основных жанрах драматического театра[199], осо­бенностях музыкального, кукольного театра, эстрады.
  3. Владеет терминами: драматургия, ин­сценировка, режиссура, актерское амплуа, акт, карти­на, сцена, мизансцена, сценография и др.

Выпускник школы имеет представление о возникно­вении, основных этапах истории и художественных на­правлениях экранных искусств, от эпохи немого кино до наших дней:

  1. Различает игровое, документальное (хроникальное), мультипликационное (анимационное) кино.
  2. Владеет та­кими терминами, как кадр, план, монтаж, сценарий, эк­ранизация, оператор и др.

Основным результатом освоения мировой художе­ственной культуры становится

· стилистическая чут­кость школьника,

· его способность узнавать и понимать то общее, что присуще искусствам истори­ческой эпохи[200] и ху­дожественным направлениям последующих веков[201].

· чуткость к особенностям содержания и ху­дожественной образности, которые роднят между собой разные явления художественной культуры человечества.

Выпускник школы имеет представление о ряде выдаю­щихся явлений мировой художественной культуры, в кото­рых с наибольшей полнотой воплощено своеобразие и идеа­лы той или иной эпохи (комплекс Гизэ в Египте, памятники Акрополя, готический собор, древнерусский храм и т.д.).

Он научился устанавливать связи между значитель­ными явлениями художественной культуры и всем ук­ладом жизни людей, их создавших, их природным ок­ружением и духовными устремлениями, с их историей, мифологией, философией, религией.

Ученик на содержательном уровне овладевает рядом ключевых терминов и поня­тий, относящиеся к различным видам искусства:

· художественное произведение, автор, худо­жественный образ,

· пафос[202], художественный замысел, сюжет, композиция,

· ритм, гармония, контраст, симметрия,

· язык искусства, художественные материалы,

· стиль, стилизация, паро­дия, ряд эстетических категорий и др.

Главным объективным свидетельством успешно­сти художественного образования выпускника школы становятся:

· способность чувствовать пафос произведения;

· умение отнести незнакомое произведение к соответ­ствующей эпохе или художественному направлению;

· умение самостоятельно его проинтерпретировать и оценить;

· умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художественные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел.

Вопросы для обсуждения

  1. Раскрыть принцип межпредметной интеграции - вертикальный тематизм (концепция И.В.Кошминой).
  2. Дать характеристику образовательной системы «Школа 2100».
  3. Определить психологические особенности художественной подготовки дошкольников в процессе взаимодействия искусств (О.А.Куревина).
  4. Дать характеристику организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  5. Представить психологическую основу полихудожественного развития школьников в области экранных искусств (Ю.Н.Усов, Е.А.Захарова).
  6. Раскрыть особенности современной концепция образовательной области «Искусство» Б.П.Юсова.
  7. Определить специфику содержания концепции образовательной области «Искусство» (Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: