Основные задачи художественного образования - развитие ценностного отношения к жизни, творческого воображения, способности к «диалогу с автором» - общие для всех искусств создают единство художественного цикла. Они решаются внутри каждого отдельно взятого предмета свойственными данному виду искусства средствами.
При этом учитывается специфика языка и другие существенные особенности разных искусств:
1. пространственная или временная форма, наличие или отсутствие отображения внешнего мира,
2. обращенность к разным психологическим качествам и способностям человека,
3. разная мера опосредованности сложными технологиями и др.
В силу этих особенностей каждый из видов искусства становится приоритетным для решения той или другой общей задачи художественного образования.
Художественное видение мира, культура эстетического созерцания, способность ценить красоту, неповторимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, и с наибольшей очевидностью проявляются и целенаправленно развиваются при занятиях изобразительным искусством и литературным творчеством, которое включает художественное описание мира.
Культура чувств, открытие глубины собственной душевной жизни и создателя художественного произведение связаны с освоением музыки, обращенной к человеческой душе непосредственно, минуя реалии объективного мира.
Способность сознательно вести опосредованный художественным текстом «диалог» с автором - результат занятий литературой как искусством слова, осуществление переноса на восприятие произведений других видов искусства.
|
Предмет Мировая художественная культура наиболее способствует осознанию ребенком и ощущения родства искусств, чтобы научился:
· видеть в великих памятниках и художественных стилях воплощение идеалов и мировоззрения разных народов, эпох и культур;
· находить общечеловеческое и особенное в каждой из них.
В рамках предмета выявляются связи искусства с другими сторонами жизни людей, от климата и ландшафта до нравственности и религии, что позволяет наметить возможности взаимодействия образовательной области «Искусство» с гуманитарными учебными предметами.
Театр в школе обладает исключительными воспитательно-терапевтическими возможностями, когда не пытается копировать профессиональный театр, способен преобразить характер взаимоотношений в школьно-родительском сообществе и самую атмосферу учебного заведения.
Экранные искусства в реальной жизни оказывают самое мощное и чаще негативное воздействие на детей. Не включая эти искусства в программу общего образования, мы оставляем наших учеников без всяких ориентиров в наиболее важной и проблемной сфере нравственно-эстетического развития. Экранные искусства ценны тем, что открывают детям широкие и увлекательные возможности анимационного творчества.
Успешное художественное образование основывается на постоянном взаимодействии:
· детского творчества - воплощения собственных замыслов в выразительных художественных образах;
· постижения искусства как выражения в образах замысла, системы ценностей, мировоззрения автора и его эпохи.
|
Детское творчество наиболее привычно для Изобразительного искусства идолжно быть обеспечено и в рамках преподавания других дисциплин:
· в литературе - создание собственных произведений во всех изучаемых литературных жанрах;
· в музыке - не только практика (в формах элементарного музицирования, пластического интонирования, сочинения-импровизации, использования синтезатора и др.).
· в театральном, анимационном творчестве детей.
На пути познания, диалогического постижения искусства дети знакомятся с лучшими произведениями для детей, и с высшими образцами отечественного и мирового искусства: народного, религиозного, классического и современного искусства. Школьники получают первоначальную ориентировку в истории искусств.
На пересечении собственного творчества и освоения искусства происходит первичное овладение разными видами художественной деятельности, традиционными жанрами, приемами работы и технологиями, в том числе наиболее современными, причем они рассматриваются не как самоцель, а как средство создания выразительных художественных образов.
Творчество учащихся общеобразовательной школы рассматривается как имеющее художественное и социальное, а не только учебное значение. Формы его презентации в школе и вне школы получают общественную и государственную поддержку. Это выставки, создание, оформление и публикация литературно-художественных и публицистических сочинений, оформление помещений и школьных спектаклей, концерты, участие в фестивалях школьных театров и анимационных фильмов, посильное участие детей в работе профессионалов, показ и квалифицированное обсуждение детского творчества в средствах массовой информации.
|
Изменение статуса художественного образования и детского творчества потребует не только существенных изменений в подготовке педагогов, но и появления нового направления в науке об искусстве и новых профессий «детского» искусствоведа и художественного критика.
Примерный объем знаний
Особенность области «Искусство» в том, что успешное решение главных образовательных задач жестко не обусловлено составом и объемом учебного материала, включенного в программу. Они могут решаться на разном материале, определяемого направленностью методики и программы, региональными особенностями и другими обстоятельствами. Но вариативность ограничивается необходимостью сохранять культурный контекст, общий для всех выпускников отечественной школы. Это относится к знаниям об искусстве и к формам практической деятельности детей.
Художественное образование предполагает освоение специальных понятий и терминов, но это является средством совершенствования авторской, исполнительской или зрительской (читательской, слушательской...) практики ребенка и не предваряет ее, а вытекает из необходимости решения соответствующих практических задач. Освоение терминов помогает ребенку отрефлексировать и обобщить представленое в его художественном опыте. В ином случае овладение терминологией, накопление знаний о произведениях и о творцах дает лишь иллюзию понимания искусства.
При освоении материала отдельных видов искусства, особое внимание уделяется: отечественному искусству и наиболее выдающимся авторам и произведениям искусства мирового.
При освоении определенных родов, жанров, форм того или иного искусства приоритет отдается тем эпохам, направлениям, авторам и произведениям, которые с наибольшей полнотой и силой реализуют возможности и своеобразие данного рода литературы, жанра изобразительного искусства, музыкальной формы и т.д.
Занимаясь художественной литературой, ученик осваивает следующие ключевые понятия:
- Род литературы: эпос, лирика, драма.
- Жанры литературы: фольклорные (пословица, загадка, небылица, песня, сказка, былина); жанры письменной литературы: эпические (басня, рассказ, повесть, роман и др.); лирические - стихотворные и прозаические; драматические (трагедия, комедия, драма и др.); лироэпические (поэма, баллада и др.).
Ученик осваивает другие термины: стихотворная и прозаическая речь, система стихосложения, рифма, строфа, стихотворный размер, герой (персонаж), рассказчик, завязка - кульминация - развязка сюжета, метафора и другие тропы и т.д.
За годы обучения школьник получает целостное представление об истории мировой литературы: от Священного Писания и фольклора разных народов, выдающихся произведений европейского и русского средневековья, Возрождения до литературы XIX- XX веков (в особенности русской) и наиболее характерных произведений нашего времени.
Школьники знакомятся с основными видами изобразительных (пространственных) искусств [197]:
- Знакомятся с жанрами изобразительных искусств, их формальными и содержательными особенностями и ограничениями, бытованием в культуре.
- Получают представление о материалах и технологиях изобразительных искусств[198], компьютерной графики как средства создания художественного образа.
- Овладевают рядом терминов: колорит, цветовой тон, дополнительные цвета, локальный цвет, теплая и холодная гамма, перспектива линейная, воздушная, «обратная», силуэт, объем, графичность, живописность, рисунок, набросок, эскиз, фигуративное и нефигуративное (абстрактное) искусство, орнамент, важнейшие архитектурные термины и т.д.
Ученик имеет представление об основных этапах и кных явлениях в истории изобразительных искусств: палеолитическое, египетское, античное искусство, искусство Востока и Ислама, средневековое европейское искусство, православная иконопись, Возрождение, европейское и русское искусство Нового и Новейшего времени, вплоть до наиболее характерных явлений художественной жизни наших дней.
Школьник постигает интонационно-временную природу музыкального искусства, его связь с главными событиями человеческой жизни от рождения до смерти, выразительные особенности музыкальной речи в сравнении с разговорной речью.
Выпускник школы:
- Различает вокальную, инструментальную, симфоническую музыку.
- Имеет целостное представление:
· об основных этапах ее развития, о выдающихся произведениях народной, религиозной, классической музыки России и Европы;
· о формальных и содержательных особенностях таких жанров, как симфония и соната, инструментальный ансамбль и концерт, оратория и кантата, опера, оперетта, мюзикл и др.
· о жанрах: песни, марша, танца, романса, ноктюрна, прелюдии, фантазии и др.
- Осознанно владеет рядом других музыкальных терминов и понятий: одноголосие, многоголосие, мелодия и аккомпанемент, музыкальная тема и способы ее развития, программная музыка, сонатная форма, вариация, рондо, фуга, и др.
- Знает названия и узнает звучание основных струнных, духовых, клавишных, ударных инструментов и певческих голосов, разных видов оркестра и хоров.
- Имеет систематические представления об истории и особенностях исполнительского стиля, музыкальных направлений, возникших в XX веке (джаз, блюз, рок-музыка, кантри и др.), об электронной музыке.
Выпускник школы имеет представление об истории театрального искусства как синкретического «корня» многих других искусств:
- О важных периодах и ярких явлениях этой истории: античный театр, средневековая мистерия и народный театр, комедия масок, театр эпохи классицизма, европейский и русский театр XIX-XX веков, современные театральные направления.
- О творчестве величайших драматургов мира, основных жанрах драматического театра[199], особенностях музыкального, кукольного театра, эстрады.
- Владеет терминами: драматургия, инсценировка, режиссура, актерское амплуа, акт, картина, сцена, мизансцена, сценография и др.
Выпускник школы имеет представление о возникновении, основных этапах истории и художественных направлениях экранных искусств, от эпохи немого кино до наших дней:
- Различает игровое, документальное (хроникальное), мультипликационное (анимационное) кино.
- Владеет такими терминами, как кадр, план, монтаж, сценарий, экранизация, оператор и др.
Основным результатом освоения мировой художественной культуры становится
· стилистическая чуткость школьника,
· его способность узнавать и понимать то общее, что присуще искусствам исторической эпохи[200] и художественным направлениям последующих веков[201].
· чуткость к особенностям содержания и художественной образности, которые роднят между собой разные явления художественной культуры человечества.
Выпускник школы имеет представление о ряде выдающихся явлений мировой художественной культуры, в которых с наибольшей полнотой воплощено своеобразие и идеалы той или иной эпохи (комплекс Гизэ в Египте, памятники Акрополя, готический собор, древнерусский храм и т.д.).
Он научился устанавливать связи между значительными явлениями художественной культуры и всем укладом жизни людей, их создавших, их природным окружением и духовными устремлениями, с их историей, мифологией, философией, религией.
Ученик на содержательном уровне овладевает рядом ключевых терминов и понятий, относящиеся к различным видам искусства:
· художественное произведение, автор, художественный образ,
· пафос[202], художественный замысел, сюжет, композиция,
· ритм, гармония, контраст, симметрия,
· язык искусства, художественные материалы,
· стиль, стилизация, пародия, ряд эстетических категорий и др.
Главным объективным свидетельством успешности художественного образования выпускника школы становятся:
· способность чувствовать пафос произведения;
· умение отнести незнакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному направлению;
· умение самостоятельно его проинтерпретировать и оценить;
· умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художественные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел.
Вопросы для обсуждения
- Раскрыть принцип межпредметной интеграции - вертикальный тематизм (концепция И.В.Кошминой).
- Дать характеристику образовательной системы «Школа 2100».
- Определить психологические особенности художественной подготовки дошкольников в процессе взаимодействия искусств (О.А.Куревина).
- Дать характеристику организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Представить психологическую основу полихудожественного развития школьников в области экранных искусств (Ю.Н.Усов, Е.А.Захарова).
- Раскрыть особенности современной концепция образовательной области «Искусство» Б.П.Юсова.
- Определить специфику содержания концепции образовательной области «Искусство» (Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.).