РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).




Разработаны формы самостоятельной и индивидуальной работы студентов по курсу «Психология художественного творчества»:

13. Подготовка реферативных сообщений.

14. Выполнение творческих заданий.

15. Составление психологического анализа просмотренных видеофильмов (резюме, психологическая рефлексия).

16. Написание сочинений на творческие темы:

· по портретной живописи («Я думаю о Вас»);

· по просмотренным спектаклям;

· после посещения концертов и др.;

· на тему «Времена года в жизни и различных видах искусства.

17. Исследование освоения пространственных компонентов в условиях взаимодействия искусств через: пластическое упражнение; «оживотворение» картин.

18. Анализ интегрированных программ полихудожественного развития школьников.

19. Выполнение творческих заданий с элементами арт-терапии, музыкальной психотерапии; сказкотерапии, игротерапии, драматерапии и др.

20. Проведение тренингов развития креативности.

21. Составление психологического анализа картин (с элементами арт-терапии).

22. Контент-анализ жизненного пути творческих личностей (художников, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей, артистов) и др.

В целях активизации деятельности студентов, помимо традиционных форм обучения студентов, используются такие формы организации занятий, как:

· посещение Мурманского драматического театра, Концертного зала филармонии, Художественного музея;

· проведение регламентированных дискуссии, театрализованных занятия и др.

Ежегодно традиционно планируется проведение Круглого стола по теме «Психология в системе комплексных исследований художественного творчества» в рамках курса «Психология художественного творчества».

Практические занятия проводились в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях предлагались студентам для психологического анализа различные видео-фильмы: научно-познавательные; фильм-опера; фильм-балет, метаморфозы живописи и др

Формы самостоятельной и индивидуальной работы по курсу «Психология художественного творчества»:

  1. Выполнение контрольных работ и тестовых заданий, помогающих студентам проверить приобретенные знания, апробировать способы решения психологических задач и создать собственные.
  2. Знакомство с конкретными методическими приемами и процедурами психологического исследования возрастных особенностей детей для написания курсовых работ по психологии и выполнения заданий по психологии на педагогической практике и др.

Качество обучения – основа не только уровня преподавания, но и контроль знаний. ЗВ течение всего семестра. осуществлялся контроль трех ключевых компонентов учебного процесса: содержания и результатов его усвоения; образовательных технологий и средств обучения; организации и управления качеством обучения.

 

 

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение Подпись заведующей кафедрой, утверждающее внесенное изменение Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающее данное изменение
       

 

 

РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

 

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя Учебный год Факультет специальность
Синкевич И.А. 2012-2013 ППИ «050706-Педагогика и психология»

 


[1] Компиляция – составление сочинений на основе исследований или произведений других авторов без самостоятельной обработки источников.

 

[2] Психология искусства – (англ. psycholjgy of art) – отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития

[3] Например, для раскрытия внутренней формы символа креста не хватило 2000 лет, на протяжении которых это пытаются сделать все виды христианского искусства.

[4] Психология творчества - раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека. Психология творчества - область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве; стремится понять опыт художника и его формирования у индивида; особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.

[5] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439

[6] Социальная фацилитация - повышение скорости деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (субъестивность отражения).

[7] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.322.

 

[8] Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства //Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. – С.452.

[9] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.322.

[10] Фрейд З. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995. – С. 47-76.

[11] Архетипы (согласно Юнгу) выступают как всеобщие образы, формы, идеи, представляющие собой доопытные формы знания, бессознательные мыслеформы.

[12] Катарсис (от греч. katharsis - очищение) термин ввел Аристотель для обозначения душной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания. В психоаналитической теории обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний.

[13] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.312.

[14] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 197.

[15] Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. – СПб: Питер, 2004. – С.139-140.

[16] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. – М., 1995. – С.24.

[17] Шарден Т. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. – 398 с.

[18] Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 - Музыкальное образование. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 1998. - С.66.

[19] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 81-322.

[20] Живая Этика: Избранное / Сост. М.Ю.Ключникова. - М.: Республика, 1992. - 414 с.

[21] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 197.

[22] Ильичева И.М.Психология духовности.: Автореф. дисс.... д-ра. психол. наук. - СПб., 2003. – 51 с.

 

[23] Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой): Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 - Музыкальное образование. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 1998. - 156 с.

[24] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[25] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. – М., 1995. – С.24-33.

[26] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – С 153.

[27] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[28] Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 1997. – С.7.

[29] Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. - 1997, № 9. - С.42 - 43.

[30] Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла: Исследование /Отв. ред. Э.Б.Абдулин. – М., 1999. – С.72-73.

[31] Моисеева А.М. Эстетико-педагогический процесс как условие реализации целостности человека // Педагогика искусств в творческом поиске: Сб. материалов Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М.-Самара, 1996. - С.31-32.

[32] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.

[33] Москвина А.В. О синергетическом подходе в развитии творческих способностей учащихся // Философия детства и творчество: Материалы VII Международной конференции. - СПб: СПбГТУ, 2000. - С. 376-378.

[34] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М.- Самара, 1996. - С.54-55.

[35] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 150.

 

[36] Арт-терапия /Сост. и общая редакция А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.

[37] Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – цвет – интеллект. – 2-е изд., перераб. – СПб, 2002. – 160 с.

[38] Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., 2003. – С.19-23.

[39] Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.

[40] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб., 2003. – С.16-17.

[41] Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. – СПб, 2001.

[42] Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.

[43] Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.

[44] Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – СПб: Речь, 2004. – 120 с..

[45] Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. – 672 с.

[46] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[47] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[48] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – 356 с.

[49] Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. - М., 1996. – С. 56.

[50] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С. 13.

[51] Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. - 1997, № 9. - С. 43.

[52] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988. - С.11.

[53] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.

[54] Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. - Вып. 3. - М., 1994 – С11.

[55] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.54.

[56] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.21-22.

[57] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С. 25.

[58] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб, 2001. – С. 14-15.

[59] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.26.

[60] Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 298 с.

[61] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.43.

 

[62] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.19-20.

[63] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.14-15.

[64] Пассионарность – (от лат. Passio – страсть) - страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л.Н.Гумилевым (1912-1992). Пассионарность – основа всех исторических деяний. Она сильнее, чем инстинкт самосохранения (напр., подвиги Александра Македонского, Христофора Колумба, Жанны Д’Арк совершены не ради наживы).

[65] Коваленко М.И., Шатковский Ю.В. Пассионарность как социологическое и психологическое понятие //Фундаментальные проблемы психологии: Личность в исторической психологии. Материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 года /Под общей ред. В.М.Аллахвердова, О.В.Защиринской. – СПб: СПбГУ, 2002.- С.17-19.

[66] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.28.

[67] Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М, 2002.

[68] Талант (англ.talent): 1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности. 2. Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и прочее.

[69] Гениальность – (от лат. genius – дух) высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

[70] Эфроимсон В. «Божий дар» или естественный феномен? // Народное образование. 1991. № 2. С. 140.

[71] Эфроимсон В.П. Между гениальностью и психопатией // Химия и жизнь. 2004. № 10. С. 44-48.

 

 

[72] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 6.

[73] Смирнова И. Как гений создает шедевры? // Наука и религия. 2001. № 2. С. 30.

[74] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.18-19.

 

[75] Зорин В. Знакомьтесь: я - гений // Свет (Природа и человек). – 1998, № 4. - С. 70.

 

 

[76] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.41.

[77] Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности: В 2-х частях. - М.: Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова АН СССР, Московское общество испытателей природы, 1982. – С.51-52 с.

[78] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.45.

[79] Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб.: Талисман, 1995. – С. 14.

[80] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.51.

[81] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.65.

[82] В Калифорнийском университете (США) создан искусственный мозг человека.

[83] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.65.

[84] Асимметрия мозга является следствием развития человека в онтогенезе. Так, например, ученые давно заметили, что два уха воспринимают звук по-разному. Раньше считалось, что все это из-за того, что левое и правое полушария мозга вы­полняют разные задачи. Но вот какое дело - у новорожденных никакой разницы между полушариями пока еще нет. Значит, дело в различиях слухового аппарата между левой и правой стороной. И только потом, с развитием организма, различия эти переходят на мозг.

 

 

[85] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 535.

[86] Креативность – (англ. сreativity) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

[87] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.91.

[88] В человеческом организме содержится примерно 50 миллиардов клеток 250 различных структурно-функциональных типов. В клетке человека согласованно протекают до 10 000 реакций.

[89] Очередностью формирования условных рефлексов подтверждается, что в раннем онтогенезе созревает: 1) соматическая система; 2) слуховая система 3) зрительная система.

[90] Интуиция (англ. Intuition от лат. Intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.

[91] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 209.

 

[92] Вдохновение - (англ.inspiration) – резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. Вдохновение характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения.

[93] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. – М.-Л., 1953. – Т.2. – С.443

[94] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 534.

[95] Творчество (англ. Сreativity). 1. В узком смысле, творчество - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, ни когда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. 2. В более широком и распространенном в психологии смысле, творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). 3. Существует также точка зрения, что творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи.

[96] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

[97] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[98] Вчувствование - это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности.

 

[99] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[100] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб, 2001. – С. 12-14.

[101] Там же. – С. 10-11.

 

[102] Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - С. 226.

[103] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439

[104] Большой психологический словарь /Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439.

[105] Гете И.В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975 - С.165.

[106] Сухова Т.И. Модальности полихудожественного литературно - речевого развития школьников //Когда все искусства вместе: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. – Мурманск: МГПИ, 1995. - С.50-84.

[107] Овсянико-Куликовский Д. Вопросы теории и психологии творчества. - Харьков, 1907. - С.216.

[108] Сухова Т.И. Литературно-творческое развитие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. -С.51-71.

[109] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1.- Москва: Педагогика, 1989, с.263.

[110] Сухова Т.И. Полифоническое литературно-речевое развитие школьников // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып. 3. - М.: АПН НИИ ХВ, 1994. - С. 28-52.

 

[111] Некрасова Л.М. Театральная культура на фоне современности// Искусство и образование. – 1998, № 5 – С.55-64

[112] Шпет Л.Г. Театр как искусство // Вопросы философии. – 1989, № 11. – С.83.

[113] Каган М.С. Эстетика как философская наука. Универсальный курс лекций – СПб, 1997. – С.302.

[114] Каган М.С. Эстетика как философская наука. Универсальный курс лекций – СПб, 1997.– С.303.

[115] Музыка /греч.musa - муза/ - вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств /живописи, скульптуры, архитектуры/, музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам.

[116] Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.7-8.

[117] Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: ВЛАДОС, 2000. – С.10-11.

 

[118] К авлетическим инструментам относились: авлос (род старинного гобоя); флейты; бубны, тимпан. В древнерусском песнопении церковь запрещала использование музыкальных инструментов, которые будили низменные инстинкты

[119] Музыкальный слух - в узком смысле: способность человека воспроизводить высоту музыкальных звуков; в широком смысле: восприимчивость человека к музыке (музыкальность). Одна из редких разновидностей музыкального слуха - абсолютный слух; он проявляется и способности человека точно распознавать высоту отдельных звуков.

 

[120] Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М., 1992, с. 99.

[121] Большой психологический словарь /Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439

[122] Изобразительные способности - (англ.artistic ability) – вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество.

 

[123] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[124] Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[125] Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. – 1995. № 4. - С.27-30.

[126] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.

[127] Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М. Аспект Пресс, 1991.

[128] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. – 63.

[129] Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. – 1995. № 4. - С.27-30.

[130] Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция //Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. – С.296-319.

[131] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.

[132] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 81-322.

[133] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.

 

[134] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.

 

 

[135] Сиверцев М.А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (востребование наследия традиционных культур в компьютерную эпоху) // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992. - С. 194.

[136] Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. - 1991, № 1. - С. 58-59.

[137] Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 304 с.

[138] Шацкая В.Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» // На путях к новой школе. - 1927, № 1. - С. 53-64.

[139] Луначарский А.В. Беседы о революционном празднике // Искусство в школе. - 1928, № 10. - С.2

[140] Луначарский А.В. О театре и драматургии // Избр. статьи В 2 т. - Т.1. - М.: Искусство, 1958. - С.14.

[141] Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения. В 5-ти т. - Киев: Радянська школа, 1979. - Т.1. – С.56-78.

[142] Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978. - С. 58-93

[143] Изобразительное искусство и художественный труд: I-4 кл.: Книга для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

[144] Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 265.

 

[145] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. –Мурманск: МГПИ, 1995. – С. 16-17.

[146] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. –Мурманск: МГПИ, 1995. – С. 19-20.

[147] Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - С.308-310.

[148] Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1980. - С.8.

[149] Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1984. - С.94.

[150] Шахдинарова М.В. Комплексное использование искусств как условие повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников: Дисс... канд. пед наук. - Тбилиси, 1985. - С.95.

[151] Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. – С.56.

[152] Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1997. – С.10.

[153] Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып.3.- М.: АПН НИИ ХВ, 1994. - С.8-27.

[154] Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореферат дисс.... канд. пед, наук - М., 1996. - 18 с.

[155] Мелик-Пашаев А.А. Что раньше: искусства или Искусство //Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 3-4.

[156] Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 4-7.

 

[157] Пешкова В.Е. Феномен гения /В.Е.Пешкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.121.

 

[158] Все потенциальные, нереализовавшиеся гении, если можно так выразиться, подтверждают собой принцип избыточности или дополнительности в эволюции систем.

[159] Капила - один из семи сыновей Брамы, был тождественен Бэлу, Ваалу, Шиве и Иегове-Саваофу. Исторически являлся современником Тота-Гермеса Первого. Все они - создатели современного физического человека. Капила известен многими воплощениями. Так, в «Пуранах» названы его че­тыре Аватара. Первый Капила - Мудрец, отождествленный с Всевышним Духом, - в Крита-Юге (Золотом Веке) «передает истинную мудрость» и является настав­ником человечества; был основателем Философии Санкхья, ибо так сказано в «Пуранах». В «Рамаяне» говорится, что в одном из своих воплощений - в Трета-Юге (Серебряном веке) - Капила «сдерживает злобных в образе всемирного Монарха и охраняет три мира [или Расы]». Так Капила истребил потомство Царя Сагара -его 60 000 сильных людей.

[160] Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М.: АПН НИИ ХВ, 1993. – 62 с.

[161] Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. – 158 с.

[162] Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.

[163] Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психодиагностика Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. - М., 2005. С.65-87.

[164] Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб: Питер Пресс, 1997.- 288 с.

[165] Одаренный ребенок: Программа курса и методические рекомендации /Сост. Е.М.Зубрицкая, А.А.Куликова, И.Б.Храпенко. – Мурманск: МГПУ, 2003. – 60 с.

 

[166] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.

[167] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.

[168] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.- 448 с.

[169] Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // «Маковец»: журнал искусств». - 1922, № 1. - С. 28-32.

 

 

[170] Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. - 107с.

[171] Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. - С.85-107.

 

[172] Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. - Киев: Радянська школа, 1985. - 144 с.

 

[173] Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусство // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 3-6.

[174] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.

[175] Вагинова Л.С. Региональные особенности художественного воспитания младших школьников. – Мурманск: МГПИ, 1995. – 59 с.

[176] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990. - 637 с.

[177] Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. – С.7-49.

[178] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.55.

[179] Живой мир искусства: Интегрированная программа полихудожественного развития школьников (1-4 классы) / Е.П.Кабкова, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов. - Мурманск, 1995. – 40 с.

[180] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.

[181] Сухова Т.И. Модальности полихудожественного литературно-речевого развития школьников // Когда все искусства вместе: Пособие для учителя. - М.-Мурманск: МГПИ, 1995. - С.50-84.

[182] Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ,1995. - С.85-107.

[183] Захарова Е.А. Развитие школьников в области экранных искусств // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. – М.-Луганск, 1990.- C.134-157

 

[184] Синкевич И.А. Полихудожественное развитие школьников: Программа спецкурса для студентов педагогических институтов. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 42 с.

[185] Полихудожественная культура учителя определяется как ценностное, целостное образование, основанное на интеграции искусств и всех компонентах развития школьников, имеющее личностный, деятельностный и профессионально-педагогический аспект.

[186] Синкевич И.А. Полихудожественное развитие школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2007. – 126 с.

[187] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[188] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[189] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

 

[190] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[191] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

[192] Там же

[193] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

 

 

[194] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

 

 

[195] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html

 

 

[196] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.

[197] Виды изоб­разительных искусств: живопись, графика станковая и прикладная, скульпту­ра, монументальное искусство, архитектура, декоратив­но-прикладное искусство, дизайн, сценография, рабо­та художника в сфере экранных искусств.

[198] Материалы и техноло­гии изобразительных искусств: фреска, темпера, мас­ло, акварель, пастель, мозаика, гипс, бронза, мрамор, дерево и др.

[199] Жанры драматического театра - драма, тра­гедия, комедия, мелодрама, водевиль, фарс и др.

[200] Искусство Египта, античного мира, Индии, Дальнего Востока, западноевропейского и мусульманс­кого средневековья, Руси, эпохи Возрождения...

[201] Ху­дожественные направления XX и XXI веков - ба­рокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм.

[202] Пафос - основная гамма чувств, гос­подствующая в отдельном произведении или характер­ная для данного автора и художественного направле­ния

[203] Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск: АПН СССР, 1990. - С.5-10.

[204] Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности: Автореферат дисс.... канд.пед.наук. - М.,1992. - С. 7.

 

[205] Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И.Равкина. - М.: ИТПиОРАО, 1995. - С. 28-30.

[206] Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - С. 44.

[207] Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1991. - 196 с.

[208] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995, № 4. - С. 22.

[209] Художественная культура: понятия, термины / Сост. Л.Н.Дорогова. - М.: Знание, 1978. - С. 9.

[210] Данный компонент сопряжен с информированностью учителя о художественно-эстетических явлениях и процессах на уровне знаний в виде понятий, представлений, идей, концепций, мировоззренческ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: