Разработаны формы самостоятельной и индивидуальной работы студентов по курсу «Психология художественного творчества»:
13. Подготовка реферативных сообщений.
14. Выполнение творческих заданий.
15. Составление психологического анализа просмотренных видеофильмов (резюме, психологическая рефлексия).
16. Написание сочинений на творческие темы:
· по портретной живописи («Я думаю о Вас»);
· по просмотренным спектаклям;
· после посещения концертов и др.;
· на тему «Времена года в жизни и различных видах искусства.
17. Исследование освоения пространственных компонентов в условиях взаимодействия искусств через: пластическое упражнение; «оживотворение» картин.
18. Анализ интегрированных программ полихудожественного развития школьников.
19. Выполнение творческих заданий с элементами арт-терапии, музыкальной психотерапии; сказкотерапии, игротерапии, драматерапии и др.
20. Проведение тренингов развития креативности.
21. Составление психологического анализа картин (с элементами арт-терапии).
22. Контент-анализ жизненного пути творческих личностей (художников, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей, артистов) и др.
В целях активизации деятельности студентов, помимо традиционных форм обучения студентов, используются такие формы организации занятий, как:
· посещение Мурманского драматического театра, Концертного зала филармонии, Художественного музея;
· проведение регламентированных дискуссии, театрализованных занятия и др.
Ежегодно традиционно планируется проведение Круглого стола по теме «Психология в системе комплексных исследований художественного творчества» в рамках курса «Психология художественного творчества».
|
Практические занятия проводились в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности. На практических занятиях предлагались студентам для психологического анализа различные видео-фильмы: научно-познавательные; фильм-опера; фильм-балет, метаморфозы живописи и др
Формы самостоятельной и индивидуальной работы по курсу «Психология художественного творчества»:
- Выполнение контрольных работ и тестовых заданий, помогающих студентам проверить приобретенные знания, апробировать способы решения психологических задач и создать собственные.
- Знакомство с конкретными методическими приемами и процедурами психологического исследования возрастных особенностей детей для написания курсовых работ по психологии и выполнения заданий по психологии на педагогической практике и др.
Качество обучения – основа не только уровня преподавания, но и контроль знаний. ЗВ течение всего семестра. осуществлялся контроль трех ключевых компонентов учебного процесса: содержания и результатов его усвоения; образовательных технологий и средств обучения; организации и управления качеством обучения.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе | Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение | Подпись заведующей кафедрой, утверждающее внесенное изменение | Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающее данное изменение |
|
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя | Учебный год | Факультет | специальность |
Синкевич И.А. | 2012-2013 | ППИ | «050706-Педагогика и психология» |
[1] Компиляция – составление сочинений на основе исследований или произведений других авторов без самостоятельной обработки источников.
[2] Психология искусства – (англ. psycholjgy of art) – отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития
[3] Например, для раскрытия внутренней формы символа креста не хватило 2000 лет, на протяжении которых это пытаются сделать все виды христианского искусства.
[4] Психология творчества - раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека. Психология творчества - область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве; стремится понять опыт художника и его формирования у индивида; особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.
|
[5] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439
[6] Социальная фацилитация - повышение скорости деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (субъестивность отражения).
[7] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.322.
[8] Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства //Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. – С.452.
[9] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.322.
[10] Фрейд З. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995. – С. 47-76.
[11] Архетипы (согласно Юнгу) выступают как всеобщие образы, формы, идеи, представляющие собой доопытные формы знания, бессознательные мыслеформы.
[12] Катарсис (от греч. katharsis - очищение) термин ввел Аристотель для обозначения душной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания. В психоаналитической теории обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний.
[13] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.312.
[14] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 197.
[15] Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. – СПб: Питер, 2004. – С.139-140.
[16] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. – М., 1995. – С.24.
[17] Шарден Т. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. – 398 с.
[18] Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 - Музыкальное образование. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 1998. - С.66.
[19] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 81-322.
[20] Живая Этика: Избранное / Сост. М.Ю.Ключникова. - М.: Республика, 1992. - 414 с.
[21] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 197.
[22] Ильичева И.М.Психология духовности.: Автореф. дисс.... д-ра. психол. наук. - СПб., 2003. – 51 с.
[23] Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой): Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» по специальности 030700 - Музыкальное образование. / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 1998. - 156 с.
[24] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[25] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. – М., 1995. – С.24-33.
[26] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – С 153.
[27] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[28] Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 1997. – С.7.
[29] Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. - 1997, № 9. - С.42 - 43.
[30] Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла: Исследование /Отв. ред. Э.Б.Абдулин. – М., 1999. – С.72-73.
[31] Моисеева А.М. Эстетико-педагогический процесс как условие реализации целостности человека // Педагогика искусств в творческом поиске: Сб. материалов Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М.-Самара, 1996. - С.31-32.
[32] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.
[33] Москвина А.В. О синергетическом подходе в развитии творческих способностей учащихся // Философия детства и творчество: Материалы VII Международной конференции. - СПб: СПбГТУ, 2000. - С. 376-378.
[34] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». - М.- Самара, 1996. - С.54-55.
[35] Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 150.
[36] Арт-терапия /Сост. и общая редакция А.И.Копытина. - СПб: Питер, 2001.
[37] Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – цвет – интеллект. – 2-е изд., перераб. – СПб, 2002. – 160 с.
[38] Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., 2003. – С.19-23.
[39] Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
[40] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб., 2003. – С.16-17.
[41] Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. – СПб, 2001.
[42] Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
[43] Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
[44] Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – СПб: Речь, 2004. – 120 с..
[45] Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. – 672 с.
[46] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[47] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[48] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – 356 с.
[49] Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. - М., 1996. – С. 56.
[50] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С. 13.
[51] Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. - 1997, № 9. - С. 43.
[52] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988. - С.11.
[53] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.
[54] Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. - Вып. 3. - М., 1994 – С11.
[55] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.54.
[56] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.21-22.
[57] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С. 25.
[58] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб, 2001. – С. 14-15.
[59] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.26.
[60] Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 298 с.
[61] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.43.
[62] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.19-20.
[63] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.14-15.
[64] Пассионарность – (от лат. Passio – страсть) - страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л.Н.Гумилевым (1912-1992). Пассионарность – основа всех исторических деяний. Она сильнее, чем инстинкт самосохранения (напр., подвиги Александра Македонского, Христофора Колумба, Жанны Д’Арк совершены не ради наживы).
[65] Коваленко М.И., Шатковский Ю.В. Пассионарность как социологическое и психологическое понятие //Фундаментальные проблемы психологии: Личность в исторической психологии. Материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 года /Под общей ред. В.М.Аллахвердова, О.В.Защиринской. – СПб: СПбГУ, 2002.- С.17-19.
[66] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. - Калининград, 1999. – С.28.
[67] Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М, 2002.
[68] Талант (англ.talent): 1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности. 2. Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и прочее.
[69] Гениальность – (от лат. genius – дух) высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.
[70] Эфроимсон В. «Божий дар» или естественный феномен? // Народное образование. 1991. № 2. С. 140.
[71] Эфроимсон В.П. Между гениальностью и психопатией // Химия и жизнь. 2004. № 10. С. 44-48.
[72] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 6.
[73] Смирнова И. Как гений создает шедевры? // Наука и религия. 2001. № 2. С. 30.
[74] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.18-19.
[75] Зорин В. Знакомьтесь: я - гений // Свет (Природа и человек). – 1998, № 4. - С. 70.
[76] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.41.
[77] Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности: В 2-х частях. - М.: Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова АН СССР, Московское общество испытателей природы, 1982. – С.51-52 с.
[78] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.45.
[79] Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб.: Талисман, 1995. – С. 14.
[80] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.51.
[81] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.65.
[82] В Калифорнийском университете (США) создан искусственный мозг человека.
[83] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.65.
[84] Асимметрия мозга является следствием развития человека в онтогенезе. Так, например, ученые давно заметили, что два уха воспринимают звук по-разному. Раньше считалось, что все это из-за того, что левое и правое полушария мозга выполняют разные задачи. Но вот какое дело - у новорожденных никакой разницы между полушариями пока еще нет. Значит, дело в различиях слухового аппарата между левой и правой стороной. И только потом, с развитием организма, различия эти переходят на мозг.
[85] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 535.
[86] Креативность – (англ. сreativity) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
[87] Пешкова В.Е. Феномен гения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.91.
[88] В человеческом организме содержится примерно 50 миллиардов клеток 250 различных структурно-функциональных типов. В клетке человека согласованно протекают до 10 000 реакций.
[89] Очередностью формирования условных рефлексов подтверждается, что в раннем онтогенезе созревает: 1) соматическая система; 2) слуховая система 3) зрительная система.
[90] Интуиция (англ. Intuition от лат. Intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.
[91] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 209.
[92] Вдохновение - (англ.inspiration) – резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. Вдохновение характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения.
[93] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. – М.-Л., 1953. – Т.2. – С.443
[94] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 534.
[95] Творчество (англ. Сreativity). 1. В узком смысле, творчество - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, ни когда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. 2. В более широком и распространенном в психологии смысле, творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). 3. Существует также точка зрения, что творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи.
[96] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
[97] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[98] Вчувствование - это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности.
[99] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[100] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб, 2001. – С. 12-14.
[101] Там же. – С. 10-11.
[102] Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - С. 226.
[103] Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439
[104] Большой психологический словарь /Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439.
[105] Гете И.В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975 - С.165.
[106] Сухова Т.И. Модальности полихудожественного литературно - речевого развития школьников //Когда все искусства вместе: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. – Мурманск: МГПИ, 1995. - С.50-84.
[107] Овсянико-Куликовский Д. Вопросы теории и психологии творчества. - Харьков, 1907. - С.216.
[108] Сухова Т.И. Литературно-творческое развитие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. -С.51-71.
[109] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1.- Москва: Педагогика, 1989, с.263.
[110] Сухова Т.И. Полифоническое литературно-речевое развитие школьников // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып. 3. - М.: АПН НИИ ХВ, 1994. - С. 28-52.
[111] Некрасова Л.М. Театральная культура на фоне современности// Искусство и образование. – 1998, № 5 – С.55-64
[112] Шпет Л.Г. Театр как искусство // Вопросы философии. – 1989, № 11. – С.83.
[113] Каган М.С. Эстетика как философская наука. Универсальный курс лекций – СПб, 1997. – С.302.
[114] Каган М.С. Эстетика как философская наука. Универсальный курс лекций – СПб, 1997.– С.303.
[115] Музыка /греч.musa - муза/ - вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств /живописи, скульптуры, архитектуры/, музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам.
[116] Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.7-8.
[117] Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: ВЛАДОС, 2000. – С.10-11.
[118] К авлетическим инструментам относились: авлос (род старинного гобоя); флейты; бубны, тимпан. В древнерусском песнопении церковь запрещала использование музыкальных инструментов, которые будили низменные инстинкты
[119] Музыкальный слух - в узком смысле: способность человека воспроизводить высоту музыкальных звуков; в широком смысле: восприимчивость человека к музыке (музыкальность). Одна из редких разновидностей музыкального слуха - абсолютный слух; он проявляется и способности человека точно распознавать высоту отдельных звуков.
[120] Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М., 1992, с. 99.
[121] Большой психологический словарь /Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 439
[122] Изобразительные способности - (англ.artistic ability) – вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество.
[123] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[124] Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
[125] Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. – 1995. № 4. - С.27-30.
[126] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.
[127] Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М. Аспект Пресс, 1991.
[128] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. – 63.
[129] Мелик-Пашаев А.А. Творчество художника и вопросы акмеологии // Искусство в школе. – 1995. № 4. - С.27-30.
[130] Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция //Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. – С.296-319.
[131] Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М., 2000 - С.311-394.
[132] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКОМО-Пресс, 1998. - С. 81-322.
[133] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.
[134] Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001.
[135] Сиверцев М.А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (востребование наследия традиционных культур в компьютерную эпоху) // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992. - С. 194.
[136] Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. - 1991, № 1. - С. 58-59.
[137] Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 304 с.
[138] Шацкая В.Н. Музыкальная работа колонии «Бодрая жизнь» // На путях к новой школе. - 1927, № 1. - С. 53-64.
[139] Луначарский А.В. Беседы о революционном празднике // Искусство в школе. - 1928, № 10. - С.2
[140] Луначарский А.В. О театре и драматургии // Избр. статьи В 2 т. - Т.1. - М.: Искусство, 1958. - С.14.
[141] Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения. В 5-ти т. - Киев: Радянська школа, 1979. - Т.1. – С.56-78.
[142] Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978. - С. 58-93
[143] Изобразительное искусство и художественный труд: I-4 кл.: Книга для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
[144] Основы эстетики и искусствознания /Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. - М.: Просвещение, 1973. - С. 265.
[145] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. –Мурманск: МГПИ, 1995. – С. 16-17.
[146] Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя / Под общ. Ред. Б.П.Юсова. – М. –Мурманск: МГПИ, 1995. – С. 19-20.
[147] Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - С.308-310.
[148] Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1980. - С.8.
[149] Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1984. - С.94.
[150] Шахдинарова М.В. Комплексное использование искусств как условие повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников: Дисс... канд. пед наук. - Тбилиси, 1985. - С.95.
[151] Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск, 1990. – С.56.
[152] Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1997. – С.10.
[153] Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып.3.- М.: АПН НИИ ХВ, 1994. - С.8-27.
[154] Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореферат дисс.... канд. пед, наук - М., 1996. - 18 с.
[155] Мелик-Пашаев А.А. Что раньше: искусства или Искусство //Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 3-4.
[156] Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 4-7.
[157] Пешкова В.Е. Феномен гения /В.Е.Пешкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.121.
[158] Все потенциальные, нереализовавшиеся гении, если можно так выразиться, подтверждают собой принцип избыточности или дополнительности в эволюции систем.
[159] Капила - один из семи сыновей Брамы, был тождественен Бэлу, Ваалу, Шиве и Иегове-Саваофу. Исторически являлся современником Тота-Гермеса Первого. Все они - создатели современного физического человека. Капила известен многими воплощениями. Так, в «Пуранах» названы его четыре Аватара. Первый Капила - Мудрец, отождествленный с Всевышним Духом, - в Крита-Юге (Золотом Веке) «передает истинную мудрость» и является наставником человечества; был основателем Философии Санкхья, ибо так сказано в «Пуранах». В «Рамаяне» говорится, что в одном из своих воплощений - в Трета-Юге (Серебряном веке) - Капила «сдерживает злобных в образе всемирного Монарха и охраняет три мира [или Расы]». Так Капила истребил потомство Царя Сагара -его 60 000 сильных людей.
[160] Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М.: АПН НИИ ХВ, 1993. – 62 с.
[161] Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. – 158 с.
[162] Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.
[163] Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психодиагностика Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. - М., 2005. С.65-87.
[164] Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб: Питер Пресс, 1997.- 288 с.
[165] Одаренный ребенок: Программа курса и методические рекомендации /Сост. Е.М.Зубрицкая, А.А.Куликова, И.Б.Храпенко. – Мурманск: МГПУ, 2003. – 60 с.
[166] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.
[167] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.
[168] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.- 448 с.
[169] Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // «Маковец»: журнал искусств». - 1922, № 1. - С. 28-32.
[170] Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. - 107с.
[171] Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. - С.85-107.
[172] Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. - Киев: Радянська школа, 1985. - 144 с.
[173] Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусство // Искусство в школе. - 1999. - № 4. - С. 3-6.
[174] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.
[175] Вагинова Л.С. Региональные особенности художественного воспитания младших школьников. – Мурманск: МГПИ, 1995. – 59 с.
[176] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990. - 637 с.
[177] Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ, 1995. – С.7-49.
[178] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.55.
[179] Живой мир искусства: Интегрированная программа полихудожественного развития школьников (1-4 классы) / Е.П.Кабкова, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов. - Мурманск, 1995. – 40 с.
[180] Юсов Б.П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» - М.- Самара, 1996. - С.52-55.
[181] Сухова Т.И. Модальности полихудожественного литературно-речевого развития школьников // Когда все искусства вместе: Пособие для учителя. - М.-Мурманск: МГПИ, 1995. - С.50-84.
[182] Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. - М.- Мурманск: МГПИ,1995. - С.85-107.
[183] Захарова Е.А. Развитие школьников в области экранных искусств // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. – М.-Луганск, 1990.- C.134-157
[184] Синкевич И.А. Полихудожественное развитие школьников: Программа спецкурса для студентов педагогических институтов. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 42 с.
[185] Полихудожественная культура учителя определяется как ценностное, целостное образование, основанное на интеграции искусств и всех компонентах развития школьников, имеющее личностный, деятельностный и профессионально-педагогический аспект.
[186] Синкевич И.А. Полихудожественное развитие школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2007. – 126 с.
[187] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[188] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[189] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[190] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[191] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[192] Там же
[193] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[194] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[195] Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе. – М., 2007. Электронная версия: https://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html
[196] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Концепция образовательной области «Искусство» //Искусство в школе. – 2006. - № 1. – С.3-6.
[197] Виды изобразительных искусств: живопись, графика станковая и прикладная, скульптура, монументальное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, сценография, работа художника в сфере экранных искусств.
[198] Материалы и технологии изобразительных искусств: фреска, темпера, масло, акварель, пастель, мозаика, гипс, бронза, мрамор, дерево и др.
[199] Жанры драматического театра - драма, трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, фарс и др.
[200] Искусство Египта, античного мира, Индии, Дальнего Востока, западноевропейского и мусульманского средневековья, Руси, эпохи Возрождения...
[201] Художественные направления XX и XXI веков - барокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм.
[202] Пафос - основная гамма чувств, господствующая в отдельном произведении или характерная для данного автора и художественного направления
[203] Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. - Луганск: АПН СССР, 1990. - С.5-10.
[204] Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности: Автореферат дисс.... канд.пед.наук. - М.,1992. - С. 7.
[205] Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И.Равкина. - М.: ИТПиОРАО, 1995. - С. 28-30.
[206] Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - С. 44.
[207] Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1991. - 196 с.
[208] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995, № 4. - С. 22.
[209] Художественная культура: понятия, термины / Сост. Л.Н.Дорогова. - М.: Знание, 1978. - С. 9.
[210] Данный компонент сопряжен с информированностью учителя о художественно-эстетических явлениях и процессах на уровне знаний в виде понятий, представлений, идей, концепций, мировоззренческ