Ценностно-ориентационный компонент представляется определяющим в подготовке педагога. На современном этапе актуализируется проблема нового педагогического мышления и конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, соответствующего запросам общества и самореализации личности.
Профессионализм и ценностные ориентиры педагога являются центральными координатами обновления школы. На аксиологические приоритеты профессионально-педагогической деятельности указывает З.И.Равкин[205]. Раскрывая проблему духовных ценностей, С.Ф.Анисимов утверждает, что «в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро - нравственно-высшее, красота - эстетически-высшее, истина - высшая ценность в познании, справедливость - высшая ценность в политико-правовом ряду ценностей и т.д.»[206].
Произведения искусства в своих лучших образцах способны раскрыть всю гамму общечеловеческих ценностей, так как предмет искусства - человек в его отношениях к миру и самому себе. По образному выражению Л.А.Рапацкой[207], искусство - своеобразный хранитель нравственного опыта человечества перед лицом грядущих поколений. Знание общечеловеческих, национальных и этнических ценностей, запечатленных в образцах разных видов искусств, в своем единстве формируют духовную и полихудожественную культуру педагога.
Теоретические позиции определения духовной и полихудожественной культуры педагогасоставляют следующие дефиниции: «познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разносторонность интересов и духовных потребностей, наличие любимого творческого дела, культура внешнего вида, речи. Воспитание духовности учителя связывается с развитием его духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, в ощущении цельности и автономии его внутреннего мира»[208].
|
Полихудожественная культура выступает родовым понятием по отношению к художественной культуре, поэтому есть смысл остановиться на понятии «художественная культура». Большинство исследователей (Ю.В.Борев, А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.И.Киященко, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович и др.) рассматривают ее как «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью»[209].
Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, А.Н.Малюков, Л.П.Печко, Л.А.Рапацкая определяют художественную культуру личности как социально-обусловленный уровень ее развития в наиболее значимых видах деятельности, соответствующих общечеловеческим ценностям, то есть с позиций функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием духовно-художественного.
Логико-методологический анализ сущности полихудожественной культуры показывает, что она обладает теми существенными чертами, которые присущи художественной культуре как явлению социальному: единство объективного (мера освоения культуры общества) и субъективного (творческая самоотдача личности) факторов. Исходные теоретические данные позволяют определить структурные составляющие полихудожественной культуры педагога. В данном случае понимание культуры трактуется нами как целостное образование, имеющее личностный и деятельностный аспекты.
|
Деятельностный аспект полихудожественной культуры составляет следующие компоненты: эмоционально окрашенная цель; мотивы полихудожественной деятельности; интегрированные способы полихудожественной деятельности; самооценка и самоконтроль; результат.
В личностный аспект полихудожественной культуры входят компоненты интегративного типа (интеграция видов искусства, способов художественной деятельности, форм мышления как доминанта полихудожественности), характерные для феномена «художественная культура», а именно:
1) художественно-эстетическое сознание (гармоничное сочетание эмоций, чувств, суждений, оценок, взглядов, убеждений и идеалов);
2) полихудожественная образованность (система полихудожественных знаний, умений и навыков);
3) интегрированные виды художественной деятельности (полихудожественное восприятие, полихудожественная импровизация);
4) полифоническое воображение как специальная способность полихудожественной деятельности (аналог в музыкальной культуре - музыкальность).
Деятельностный и личностный аспект детерминированы профессиональными функциями педагога и его профессионально-педагогическими качествами. В числе последних приоритетными видятся следующие: любовь к детям, художественная эмпатия, артистизм, педагогический оптимизм, ответственность за развитие личности каждого ребенка, доброта, справедливость, самообладание, требовательность (схема 2).
Схема 2.