Критерии оценки таланта в контексте культуры




Помимо общих критериев существуют частные проявления творческой личности. Среди этих критериев И.В.Гете выделял долголетие живой мысли гения. В любых научных исследованиях подразумевается незыблемость открытых гениями законов, они являются базисной основой нашего понимания устройства мира, из них исходят справочные данные всех отраслей науки и техники.

По мнению В.Ф.Овчинникова[56], критерием гениальности служит наивысшая степень интенсивности творческих усилий, граничащая со сверхчеловеческими возможностями. А.Ф.Лосев с 1927 по 1930 год издал восемь книг, среди которых «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа» и др. Можно также вспомнить о результатах творчества, которые получило человечество в наследство от великих людей: П.И. Чайковский написал 10 опер; Н.А. Римский-Корсаков – 15; Дж. Верди – 26; Л. ван Бетховен - 9 симфоний; И.К. Айвазовский известен как автор около 6 тысяч картин; П. Пикассо - более чем 50 тысяч произведений искусства.

И еще один критерий: характер соотношения рационального и иррационального в развертывании творческого потенциала личности (одна из проблем, вызывающая повышенный интерес в философской и научной литературе). Доминирование иррациональных начал в творческом акте и поведении гения - одна из его характерных черт. Этим объясняется тот факт, что общество не всегда понимает гения, наделяет его ореолом таинственности, приписывая ему мистические качества.

Типология может быть распространена как на субъектов творчества, так и на творческие династии. В семье Достоевских Федор Михайлович - гений; его брат, Михаил Михайлович, тоже писатель, - талант; жена Ф.М.Достоевского, Анна Григорьевна, - высокоодаренная личность, дневниковые записи которой помогают понять природу творчества писателя. В семье Толстого Лев Николаевич - гений; его брат - талантливый писатель; жена, дети, внуки - интеллектуально одаренные люди. В семье Шаляпина Федор Иванович - гений оперной сцены; его сын - талантливый художник; дочери и внуки - интеллектуальные, не лишенные дарований личности. Известны и другие творческие династии, внесшие значительный вклад в развитие русской культуры (Бенуа, Рерихов и др.).

В истории русской культуры есть немало личностей, которые проявили себя на всех трех творческих уровнях. А.П.Бородин: гениальный композитор, талантливый ученый-химик, не лишенный одаренности поэт. В русскую культуру вошел как композитор, так как именно в этой сфере проявился его творческий потенциал. Н.К.Рерих гениальный художник, талантливый ученый и не лишенный одаренности поэт, однако в историю культуры он вошел как художник, открывший новое направление в живописи.

Однако гениям иногда приходилось «искать себя»:

· Чехов и Булгаков были врачами и не помышляли о писательском поприще;

· Уолт Дисней, ненавидевший искусство и художников, создал шедевры мультипликационного искусства;

· ненавидевший все художественные школы Пабло Пикассо явился создателем новой художественной школы - кубизма;

· Врач Мария Монтессори, ненавидевшая преподавание как профессию, в корне перевернула мир образования.

Системная типология применима к творцам, вошедшим в историю культуры каким-либо одним произведением: А.С.Грибоедов вошел в литературу как автор гениальной комедии в стихах «Горе от ума»; П.П.Ершов известен как автор поэмы-сказки «Конек-Горбунок.

В.Ф.Овчинников[57] утверждает, что гении универсального типа явления единичные. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский и др.

В.И. Вернадским было опубликовано 416 работ: 100 посвящены минералогии; 70 - биогеохимии; 50 - геохимии; 43 - истории наук; 37 - организационным вопросам; 29 - кристаллографии; 21 – радиогеологии; 14 - почвоведению; разным проблемам истории, биологии, времени и симметрии, геологии, учению о полезных ископаемых, философии и т.д.

Данный универсализм обусловлен высочайшим уровнем развития способностей, которые явились своего рода «инструментом» для создания человеком предметов и явлений - творений культуры.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Закономерности формирования гения универсального типа подчиняются следующим критериям: сверхинтенсивность напряжения творческих сил; синкретизм иррационального и рационального; в орбиту своих идей втягивают единомышленников; открытиям суждено долголетие.

По мнению В.М.Аллахвердова[58] до сих пор не существует критерия гениальности, позволяющего однозначно отличать шедевры от рядовых произведений. Советские люди были воспитаны в убеждении, что искусство принадлежит народу. Н.С.Хрущев полагал, что его точка зрения совпадает с мнением народа, позволял себе с высокой трибуны издеваться над скульптурами Э.И.Неизвестного, по иронии судьбы поставившего надгробие на могилу бывшего генсека. Публика не жаловала Г.Берлиоза, которого Н.Паганини назвал композитора единственным достойным преемником Бетховена. Ф.Лист перекладывал его симфонии в фортепьянные пьесы, поэтысравнивали его талант с Шекспиром и Микеланджело.

Таким образом, мнение большинства людей вряд ли может быть всерьез принято в качестве удовлетворительного критерия оценки таланта художника. В ХХ веке на судебном заседании выяснилось, что рабочие не понимают стихов И.А.Бродского, значит он – «тунеядец», а не поэт и его послали на «лесоповал», а затем выслали за границу, где поэт был награжден Нобелевской премией. Данные примеры показывают, к каким печальным последствиям в истории России и других стран приводят беспринципность, насильственное навязывание своих взглядов и преследование инакомыслящих.

Подлинное искусство вызывает эмоциональные переживания. Именно поэтому все оценки произведений искусства крайне субъективны. То, что вызывает восторг у одного при восприятии искусства, иногда может вызывать отвращение у другого, т.к. эмоциональные переживания всегда индивидуальны. Владение культурой диалога, развивает способности аналитического и критического отношения не только к другим точкам зрения, но и своим. По мнению В.М.Аллахвердова некоторые творцы признают лишь то, что близко их творческому мировоззрению, а потому чаще всего признают лишь то, что делают сами. «Я - гений», - писал о себе поэт Игорь Северянин. Композитор А.Н.Скрябин мнил себя мессией. При оценке «высокого искусства» большинство обычных людей выше всего ставят художественные произведения, созданные примерно сто лет назад. По мнению М.Твена чтобы к художнику пришла слава, он должен умереть.

Гений и талант - феномен культуры, так как противоречия культуры, ее конфликт с историей и обществом проявляются в творчестве гении с особой напряженностью и разрешаются особым нетривиальным способом. У гения большие сложности с социализацией и личностной идентификацией, поэтому ему приходится творить собственную реальность, уникальное культурное пространство самоидентификации. Именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. И расплату за эти взлеты несет не общество, а гениальный одиночка, который неудобен всем и самому себе. Большинство из великих людей были несчастны, одиноки и очень ранимы, искали убежища в воображаемом, придуманном ими мире. Они были ближе всех к Истине, но их часто не понимали.

Одна из причин несчастий гениев - это их темперамент, они часто бывают не удовлетворены достигнутым успехом, постоянно гоняются за будущими возможностями за счет настоящей реальности. К основным качествам гениев относятся одержимость, упорство, мятежный дух, склонность к риску, самозабвенность, безрассудство, жертвенность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: