Принципиальную роль для разработки проблемы художественно-творческого развития личности имеет синергетический метапринцип как процесс взаимодействия двух взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящей к новообразованиям, повышению художественно-творческого потенциала, обеспечивающий переход от развития к саморазвитию личности. Основная идея синергетики - саморазвитие на всех уровнях. Время, организованное по принципу цикла, это уже организованное состояние материи, а циклическая организация времени дает оформленное пространство. Движение организуется во времени, время - в пространстве: возникает автоматическая саморазвивающаяся, саморегулируемая, самоуправляемая система, которая имеет положительную обратную связь.
Применительно к психологии художественного творчества этой связью могут быть эмоции и чувства. Как подчеркивает Н.П.Шишлянникова, «от идеи линейных каузальных связей мы приходим к идее взаимоотношений, взаимопроникновения, когда причина и следствие во времени меняются местами… Внешнее переходит во внутреннее, внутреннее во внешнее. И все это определяется понятием целое»[28]. Междисциплинарное направление синергетика раскрывает общность закономерностей и принципов самоорганизации различных макросистем: физических, биологических, социальных, включая представления о науке, искусстве, религии, философии. На идеях синергетизма базируется тезис о необходимости восстановления целостности личности, сочетающей целостное мышление и знание о мире.
Личность входит в систему мира, подчинена его законам, следовательно, ее развитие может быть понятно лишь в системе целостного мировоззрения. Истоки целостного мировоззрения коренятся в космоцентризме античности, в восточных культурах, в трудах русских ученых - космистов (В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского). Космическое мировосприятие характеризует творчество крупнейших представителей русского символизма (А.Белого, А.А.Блока, О.Э.Мандельштама). Психолого-педагогические аспекты целостного мировоззрения отражены в исследованиях Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского В.А.Сухомлинского и др.
|
Следует определить, как взаимодействуют между собой искусство и мировоззрение. Искусство хранит в себе целостность культуры народа и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта. М.С.Каган определил сущность искусства в целостном контексте человеческой деятельности как силу, целостно творящую культуру. По его мнению, философ и художник имеет дело не с теми или иными фрагментами бытия, а с его целостностью, и даже когда они пристально рассматривают микрокосм, то видят в нем отражение макрокосма. Значение открытий синергетики состоит в радикальном изменении понимания «отношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией: оказалось, что хаос является переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии; следовательно, решающим судьбы бытия является… процесс усложнения порядка, структурности, организованности » [29].
Н.П.Шишлянникова определяет целостное мировоззрение как процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, разума и чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического. Б.М.Целковников выделяет миросозерцание как основополагающий компонент в архитектонике мировоззренческого сознания. В общении с искусством миросозерцание обретает личностный, эстетический характер, так как приведенные в движение внутренние процессы (вживание, интуиция, художественная рефлексия и др.) принадлежат не столько разуму, сколько целостной «духовно-нравственной органике» личности[30].
|
Центральным понятием культуры является категория «образа», как психологическое основание для научной и художественной деятельности (В.П.Зинченко), как искусство является стержнем и формообразующим фактором и всеобщим языком культуры. Целое «...постижимо лишь совместными усилиями рассудочного и образного мышления и поэтому работа здесь идет мыслеобразами» (Г.Д.Гачев). М.М.Бахтин называл цельным человека в искусстве, так как логика сознания у него совпадает с логикой культуры как внутреннего единства, как целого. Применительно к современному образованию, принято говорить о диалоге культур и диалогической модели личности. Полифункциональный характер искусства позволяет педагогу вести воспитанника по пути восхождения к целостности.
А.М.Моисеева отмечает, что в эстетико-педагогическом процессе концентрируется обретение человеком целостности в 3-х проекциях:
· идеальной субъективной реальности на основе взаимодействия женского и мужского принципов;
· целостности ее претворения через личностное отношение путем проекции в личностное (внутреннее Я) и предличностное (внешнее Я);
|
· построение воспитанником собственной субъективной реальности с центрацией на личностном Я, позволяющей эмоционально-чувственной и информационно-смысловым сферам человека обрести индивидуальность как «Другость» для себя и «Другого»[31].
Таким образом, поле человека становится целостным, уникальным, в нем начинают проявляться индивидуальные характеристики телесных, психических и духовных функций по темпу, ритму, динамике и диапазону возможности их работы. Возможность попадания такого воспитанника под отрицательное влияние автоматически отпадает, так как целостность человека - это защита и иммунитет от вредных воздействий, которая позволяет успешно взаимодействовать, способствует развитию – самосовершенствованию.
Основополагающей для синергетики является триада: «открытость - нелинейность – неравновесность»[32]. В психолого-педагогическом процессе полихудожественного развития личности применимы ключевые понятия: самоорганизация; непредсказуемость; случайность; спонтанность; разнообразие. Синергетический подход позволяет по-новому осмыслить особенности творческого мышления и воображения, оценить постоянно обновляющееся разнообразие форм, методов, принципов творческой личности, создать новые условия развития художественно-творческих способностей.
А.В.Москвина определила принципы развития творческих способностей школьников:
· принцип признания самоценности каждой личности (только уникальность и неповторимость создают энергию творчества);
· принцип флуктуации творческого мышления (творческие способности реализуются через «динамический хаос», осознание самого себя, самореализацию и приводят к «порядку через флуктуацию»);
· принцип противоречивости процесса развития творческих способностей личности (в наивысшей точке - бифуркации - изменяются ее свойства, структура системы, позволяющая совершить творческие открытия);
· принцип диссипации творческих способностей (в процессе взаимодействия с окружающей средой интенсивное поглощение энергии способствует созданию нового в творческой деятельности);
· принцип единого темпомира - единого темпа развития учителя и ученика (сложноорганизованная система и Природа в целом представляет множество проникающих друг в друга, взаимно независимых или параллельных темпомиров)[33].
Таким образом, целостный интегрированный психолого-педагогический процесс художественно-творческого развития личности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: полифоническое воображение; «живое» искусство; полифоническую иерархию как организацию видов художественного творчества школьников[34].
В понятийный словарь художественно-творческого развития личности Б.П.Юсов ввел категорию «экосистемы» - систематическое возвышение уровня художественной деятельности, обусловленной вектором воображения - через которую искусство раскрепощает духовные силы личности, превращаясь из рудимента современного просвещения в его главную задачу расширения контактности человека, его диалога с окружающим миром во имя будущего.
По мнению Н.М.Борытко, синергетические представления приводят к пониманию воспитательного процесса «не как созидаемой извне целостности, а как созидающей изнутри, когда «предстояния» перед культурой немыслимо без «самостояния», самостановления в ней»[35].
Открытия синергетики позволяют по-новому осмыслить проблемы художественно-творческого развития личности, способствуют овладению тончайшими механизмами взаимодействия субъектов психолого-педагогического процесса, открывают богатейшую палитру новых форм и методов.