Этап) сентябрь-декабрь 1991




- создание суррогатных неконституционных структур после распада СССР

- Деятельность КПСС сначала приостанавливается, а затем окончательно запрещается

- Вся полнота реальной власти переходит с союзного на республиканский уровень

Итоги:

- товародефицит

- демографический кризис

- падение коммунистических режимов в Восточной Европе

- разгорание межнациональных конфликтов

- распад СССР

 

65) Распад СССР и образование новых государств на постсоветском пространстве

 

- 1990—1991 —«Парад суверенитетов»: отказ республик от режима, сложившегося в СССР, курс на Запад и выход из Союза

- Именно перестройка повлияла на решение многих республик о выходе из состава СССР

Итог: выход Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдавии,Украины из состава СССР

- Рост межнациональных конфликтов (Карабахский конфликт- между Арменией и Азербайджаном, Ферганская долина—конфликты в Узбекистане и др)

- март 1991г —референдум за сохранение СССР в формате федерации («за»—76%)

- «Августовский путч»—конференция об отстранении Горбачева, но Ельцин выступил против и как итог: расстрел Белого дома

- 8 декабря 1991г —Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и о создании СНГ

- 25-26 декабря 1991 —появление России, объявившей себя продолжателем СССР

 

Последствия:

- межнациональные конфликты (Чеченская война и др)

- экономическая разруха

- ухудшение ВС

- спор на счет принадлежности территорий и стратегических объектов

- массовые миграции

66) Российская Федерация в первое десятилетие своего существования: реформы, их причины, особенности реализации и итоги

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы.

В первую очередь правительство во главе с и.о. премьер-министра Е.Т.Гайдаром объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля.

С насыщением рынка рост цен заметно упал, свободная конкуренция товаров сделала цены на них зависимыми, главным образом, от колебания спроса и предложения. Обратной стороной этого процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, ее реализация оказалась сильно затруднена. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994-1996 гг.

 

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации. Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б.Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс.рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы. С началом свободной продажи акционированных предприятий (1994 г.) начался процесс перераспределения собственности, в результате которого значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения страны.С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества.

 

31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ. Несмотря на то, что договор не был подписан Татарстаном и Чечней, он стал первым крупным шагом конституционной реформы России. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия.

 

Так же стоит отметить принятие Конституции 1993 года и выборы в нижнюю и верхнюю палаты парламента – новообразованный орган в России.

 

67) Российская Федерация в начале XXI века: основные векторы развития

Для России 21 века характерны следующие векторы развития:

 

• Проведение ряда социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

• Запуск в 2005 году «Национальные проекты» для решения наиболее важных социальных задач: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство.

• Укрепление вертикали исполнительной власти в стране и формирование правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003 и 2007 годов заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента и правительства.

• С 2000 года в стране проводился политический курс укрепления центральной (федеральной) и ослаблению региональной властей (укрепление вертикали исполнительной власти), национализации некоторых предприятий, что способствовало укреплению политического влияния федеральных властей. Однако к 2012 году было принято решение в ближайшие пять лет провести масштабную приватизацию государственной собственности (либо предприятий в которых государство владеет контрольным пакетом акций), включая РЖД, «Роснефть», ВТБ, «Сбербанк», «Аэрофлот», «РусГидро».

 

Таким образом, главным вектором развития России в начале 21 века стало восстановление разрушенного промышленного, агропромышленного секторов, создание социальной защиты населения путем мощной централизованной власти в условиях переходного этапа от социализма к капитализму (зарождение капитализма) на волне патриотической идеологии.

 

68) Особенности развития внешнеполитической деятельности Российской Федерации в начале XXI века

 

Внешнеполитические интересы России в начале 21 века разделяются на 2 сферы: ближнее и дальнее зарубежье.

В 90-ых годах, вплоть до событий в Югославии в 1999 году, Россия установила курс на сближение со странами запада и в частности НАТО. Военное вмешательство НАТО во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН нанесло серьезный удар по системе международной безопасности в Европе и во всем мире.

Так же в 2001г. геополитическая ситуация в мире серьезно изменилась. После террактов 2001 г. в США НАТО в ходе военной операции в Афганистане установила свое военное присутствие в Центральной Азии, что затрагивает интересы России в этом регионе. В то же время Россия и США выступают единым фронтом в борьбе с международным терроризмом.

 

Таким образом, учитывая агрессивную политику НАТО, постоянное его расширение на восток к границам России и затрагивание интересов и сфер влияние России, происходит конфронтация между вышеперечисленными силами. При этом Россия, до сих пор утверждает возможностью взаимопонимания и сотрудничества между СНГ и странами запада.

 

Характерным примером стала ситуация в Сирии, где заметна и конфронтация двух враждующих блоков за сферу влияния, а так же сотрудничество в вопросах терроризма и безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: