КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в МБДОУ.
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей
технологией -«биоэнергопластика».
2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ
инновационную здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с
применением «биоэнергопластики».
Содержание консультации:
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский
Введение
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
Ø «био» — человек как биологический объект;
Ø «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Ø «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется
непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной
выразительностью.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Актуальность
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М.
Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором
|
подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно
рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга,
улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и
артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого
аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики,
способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в
свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных
укладов.
Проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.
В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены.
На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.
На втором этапе, также проводятся артикуляционные упражнения традиционно. При этом используются сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.
На третьем этапе - ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует. Период: октябрь.
|
С первого по третий этапы - подготовительные.
На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.
На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениям руки. Период: декабрь.
На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед также сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.
Период: январь, февраль. С четвертого по шестой этапы – основные.
Седьмой этап – заключительный. Этот период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки. Период: март, апрель, май.
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей. Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
|
Преимущества биоэнергопластики:
Ø оптимизирует психологическую базу речи;
Ø улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
Ø способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
Ø синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время
Ø занятий, усиливает их результативность;
Ø позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к
выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при
проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация».
Заключение
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению
работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса,
благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние
физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в
процессе непосредственной образовательной деятельности.
В помощь воспитателю
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы
сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой
рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая
движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»,
большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно
язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших,
направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и
соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы
слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы
направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и
влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в
одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы
разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу.
После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены.
Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении насчёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть
руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая
локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения
птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом
губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие
пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья».
Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей
прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы
рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом
сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол,
затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые
кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота»
закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.
Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко.
Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы
округлить – в и. п. то же на другой руке.
Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз,
средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола,
имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони
большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком
в закрытом рту делать круговые движения.
Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется
под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз,
одновременно язык поднимается вверх-вниз.
Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под
счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно
в щёки.
Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт
один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой
5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.