Проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в МБДОУ.

Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей

технологией -«биоэнергопластика».

2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ

инновационную здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».

3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с

применением «биоэнергопластики».

Содержание консультации:

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

Введение

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

Ø «био» — человек как биологический объект;

Ø «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

Ø «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется

непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной

выразительностью.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Актуальность

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М.

Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором

подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно

рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга,

улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и

артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого

аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики,

способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в

свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных

укладов.

Проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.

В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены.

На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.

На втором этапе, также проводятся артикуляционные упражнения традиционно. При этом используются сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.

На третьем этапе - ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует. Период: октябрь.

С первого по третий этапы - подготовительные.

На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениям руки. Период: декабрь.

На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед также сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.

Период: январь, февраль. С четвертого по шестой этапы – основные.

Седьмой этап – заключительный. Этот период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки. Период: март, апрель, май.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей. Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.

Преимущества биоэнергопластики:

Ø оптимизирует психологическую базу речи;

Ø улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

Ø способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

Ø синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время

Ø занятий, усиливает их результативность;

Ø позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к

выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при

проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация».

Заключение

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению

работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса,

благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние

физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в

процессе непосредственной образовательной деятельности.

В помощь воспитателю

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы

сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой

рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая

движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»,

большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно

язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших,

направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и

соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы

слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы

направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и

влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в

одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы

разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу.

После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении насчёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть

руками и поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая

локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения

птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом

губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие

пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья».

Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей

прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы

рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом

сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.

Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол,

затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые

кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.

Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота»

закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.

Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко.

Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы

округлить – в и. п. то же на другой руке.

Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз,

средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола,

имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.

Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони

большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком

в закрытом рту делать круговые движения.

Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется

под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.

Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз,

одновременно язык поднимается вверх-вниз.

Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под

счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно

в щёки.

Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт

один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой

5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.

Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.

Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: