Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогического исследования»
Контрольная работа по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогического исследования» представляет собой пилотажное исследование по теме курсовой работы.
В процессе работы над пилотажным исследованием студентам рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
1. Во введении пилотажного исследования обосновать актуальность изучаемой проблемы, указать цель исследования, определить объект и предмет исследования. Выдвинуть гипотезу, определить задачи, указать методы и методики, используемые в исследовании, а также экспериментальную базу исследования.
2. В параграфе 1 «Теоретическое обоснование темы пилотажного исследования» (краткий обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования) (это п.1.1. и 1.2. курсовой работы)
3. В параграфе 2 «Организация исследования» студент представляет характеристику выборки, характеристику методов экспериментального исследования, для которых указывается цель применения, особенности процедуры диагностики и описание исследуемых признаков (это п.2.1.курсовой работы)
4. В параграфе 3 «Результаты исследования» следует представить результаты диагностики по методикам, и их психологическую интерпретацию (качественный анализ) (это п.2.2.курсовой работы)
5. В заключении необходимо подвести итоги пилотажного исследования, с опорой полученные результаты.
6. В приложении к работе студент представляет методики диагностики и сводную таблицу экспериментальных данных.
Структура пилотажного исследования
Введение
1.Организация исследования…
2.Результаты исследования…
|
Заключение
Список литературы
Приложения
Общий объем работы - 15-20 печатных страниц. Шрифт- 14. Интервал - полуторный. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля - по 2 см, левое поле - 3 см, правое -1 см. Нумерация страниц - внизу по центру страницы. Оформление строго по ГОСТУ (см. регламент оформления письменных работ от 30.08.2019г.)
Критерии оценивания:
• соответствие содержания поставленным задачам;
• оформление работы.
В целом изложение темы должно носить законченный характер. Итоги и выводы отражают степень и качество выполнения поставленной задачи.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Методологический аппарат психолого-педагогического исследования.
2. Понятие методологии, метода и методики исследования.
3. Классификация методов психологического исследования.
4. Эксперимент как основной метод психологических исследований. Требования к организации и проведению эксперимента.
- Этапы эксперимента. Достоинства и ограничения метода.
6. Виды эксперимента. От условий деятельности: лабораторный и естественный
7. Виды эксперимента. По характеру действий: констатирующий и формирующий; Виды эксперимента. В зависимости от степени разработанности проблемы: поисковый, уточняющий, критический, воспроизводящий).
8. Социально-психологические эффекты экспериментального взаимодействия (эффекты аудитории, сверхаддиктивные, бумеранга, первого впечатления, ореола, Хоторна, Пигмалиона, Зейгарник и др.).
9. Наблюдение как основной метод исследования в психологии. Его основные признаки, преимущества и недостатки.
|
10. Классификации наблюдения по разным основаниям (включенное и стороннее, скрытое и открытое)
11. Классификации наблюдения по разным основаниям (кратковременное, однократное, периодическое и долговременное)
12. Классификации наблюдения по разным основаниям (сплошное и выборочное, констатирующее и оценивающее)
13. Классификации наблюдения по разным основаниям (внешнее и внутреннее свободное и стандартизированное)
- Характеристика беседы как метода устного опроса. Виды беседы.
- Этапы организации и проведения беседы. Достоинства и ограничения метода.
16. Характеристика анкетирования как метода письменного опроса. Этапы подготовки и проведения анкеты.
17. Виды анкетных вопросов.
18. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности.
19. Техника проведения и обработки контент-анализа
20. Моделирование как метод психолого-педагогического исследования.
21. Целеполагание. «Дерево целей» и его составляющие.
22. Сущность и особенности метода тестирования. Виды тестов.
23. Понятие надежности и валидности теста.
24. Проективные методы исследования. Их классификация.
Литература основная:
1. Психология познания: методология и методика преподавания / Соколков, Е. А. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Соколков. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 384 c.- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/9057.— ЭБС «IPRbooks».
2. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Шипилина Л. А. [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2011. – 342с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/9057.— ЭБС «IPRbooks».
Литература дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии – М.:Академия, 1998. – 317 с.
2. Астаханов Р., Загвязенский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Уч. пособие для вузов – М.: Академия, 2007. – 208 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. ред. Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – М.: «Мир», 2005. – 352 с.
4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Изд-во «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с.
5. Соловцова И.А., Моложавенко А.В., Борытько Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Уч. пособие для вузов / под ред. Борытько Н.М. – М.: Академия, 2008. – 320 с.