На данном этапе выявляются наиболее важные характеристики товара (из групп показателей качества) с точки зрения потребительских предпочтений (см. табл. 7). Каждому показателю с точки зрения представителей сегмента рынка дается оценка (проставляется в таблице, затем указывается номер места каждого показателя, начиная с первого самого значимого).
В итоговой строке указывается среднее место каждого показателя, определяемое как среднее арифметическое из значений, полученных по 4-м сегментам. Показатели, занявшие первые шесть-семь мест, определяются как самые важные в данном исследовании (см. табл. 8).
Таблица 7 - Выявление наиболее важных характеристик товара по выбранным сегментам с помощью матрицы предпочтения
Показатели качества | Компоновка кузова | Расположение и число цилиндров | Рабочий объем | Мощность | Расход топлива | Время разгона | Максимальная скорость | Тип кузова, число дверей | База | Длина | Масса | Цвет корпуса | Объем багажника | Дизайн салона | Цена |
Порядковый номер показателя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Рабочие | |||||||||||||||
Студенты | |||||||||||||||
Военные | |||||||||||||||
Предприниматели | |||||||||||||||
Среднее место | 12,5 | 11,5 | 9,0 | 4,25 | 5,75 | 4,75 | 1,25 | 8,5 | 13,0 | 10,0 | 11,7 | 9,2 | 10,3 | 6,0 | 2,25 |
Таблица 8
Выбор наиболее важных показателей качества товара по занятому месту
Порядковый номер показателя | Наименование показателя | Место в иерархии предпочтений |
максимальная скорость | 1,25 | |
цена | 2,25 | |
мощность | 4,25 | |
время разгона | 4,75 | |
расход топлива | 5,75 | |
дизайн салона | 6,0 |
Определение наиболее важных показателей для потребителя
Выбор наиболее важных качественных показателей для потребителя из раннее отобранных осуществляется с помощью метода предпочтений через установление балльных оценок сравниваемым параметрам с точки зрения представителей каждого сегмента рынка.
Применяется следующая шкала оценок:
2 – наиболее важный параметр из двух сравниваемых;
1 – равные по значимости параметры;
0 – наименее важный параметр из двух сравниваемых.
Результаты проставляются в таблицы 9–12.
Таблица 9
Матрица попарного сравнения параметров
(потребительский сегмент – рабочие)
№ параметра | Суммарное значение параметра изделия | ||||||
Суммарное значение всех параметров изделия |
Если оценки проставлены верно, то суммарное значение всех параметров изделия будет равно квадрату числа рассматриваемых параметров (в данном примере 6 × 6 = 36).
Таблица 10
Матрица попарного сравнения параметров
(потребительский сегмент – студенты)
№ параметра | Суммарное значение параметра изделия | ||||||
Суммарное значение всех параметров изделия |
Таблица 11
Матрица попарного сравнения параметров
(потребительский сегмент – военные)
№ параметра | Суммарное значение параметра изделия | ||||||
Суммарное значение всех параметров изделия |
Таблица 12
Матрица попарного сравнения параметров
(потребительский сегмент – предприниматели)
№ параметра | Суммарное значение параметра изделия | ||||||
Суммарное значение всех параметров изделия |
Далее определяется сумма баллов, полученных параметром по всем сегментам, и составляется список из 4-5 наиболее важных параметров (см. табл. 13).
Таблица 13
№ параметра | Наименование параметра | Суммарное значение параметра изделия по всем рассматриваемым сегментам | Средняя балльная оценка |
Максимальная скорость | 9,75 | ||
Цена | 8,75 | ||
Мощность | 5,0 | ||
Время разгона | 5,25 | ||
Расход топлива | 3,75 | ||
Дизайн салона | 3,5 |
Анализируя представленную таблицу, приходим к выводу, что наиболее важными показателями качества являются:
максимальная скорость, цена, мощность, время разгона.
Причем максимальная скорость является самым важным показателем, так как у нее самая высокая средняя балльная оценка (9,75).