Теоретические (исследовательские) задачиопределяются особенностями субъекта труда | Прикладные (терминальные) задачиопределяются практическими потребностями оптимизации трудовой деятельности |
· исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности; · изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности; · изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических[6] состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью; · исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии; · изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда; · изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости; · раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности; · разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью; · исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом. | · разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора; · развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме – проблеме профессиональной ориентации личности; · оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом; · психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда; · разработка теоретически обоснованных и практическиэффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»); · разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники; · разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности; · определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности; · разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации; · разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости. |
Главная задача психологии труда по определению Е.А. Климова – «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда».
Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются пограничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда специального направления – профессиографического [7] (психологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом). Это и так называемая каръеровая психология [8], точнее – та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду суказанными, существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.