Взаимосвязи психологии труда с другими отраслями психологии




Чем данная отрасль психологии обогащает психологию труда Чем психология труда обогащает данную отрасль психологии
Общая психология
обеспечивает применение психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека (мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и др. свойств) обогащается новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, исследуемыми психологией труда. Это способствовало развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в общей психологии
Психология развития, педагогическая психология
проясняют вопросы о развитии человека как субъекта деятельности (игры, учебы, труда) разрабатывает системное представление о задачах трудового воспитания и обучения, профессионального самоопределения, профконсультации, профориентации учащихся
Клиническая психология
помощь в сфере профотбора, трудовой экспертизы, коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, в т.ч. в экстремальных условиях предупреждение и своевременная корректировка возможных отклонений психики с помощью специальных приемов и требований
Социальная психология
данные о характере труда в различных видах трудовых коллективов исследование фактов о возможностях человека при его взаимодействии с другими людьми

 

Акмеология, инженерная психология, психология искусства, космическая психология, юридическая психология, военная психология, психология управления, организационная психология, психология рекламы и т.п. в большей или меньшей мере пересекаются с психологией труда, так как в качестве объекта имеют реальные профессиональные сообщества людей, занятых теми или иными видами труда.

Структура психологии труда как научной дисциплины представлена в таблице 4.

Таблица 4

Основные разделы (направления) психологии труда

 

Направления изучения человека в трудовой деятельности (отрасли психологии труда) Предмет изучения
1. Психология труда в традиционном варианте – психофизиологические основания труда, историю развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкция я личности в труде Субъект труда, т.е. человек
2. Инженерная психология – информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также изучающая различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек–машина», а в более современных вариантах – «человек–машина–среда–социум–культура–природа»
3. Психология управления (в более современном звучании – организационная психология) – иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих отношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения
4. Профориентация (как один из уровней профориентации – профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также «психология карьеры», где основной акцент сделан на построении «жизненного успеха») – профинформация, профреклама, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности
5. Профессиональное образование – профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какова структура предмета психологии труда.

2. Назовите основные разделы психологии труда?

3. В чем различия между основными группами задач психологии труда?

4. Назовите основные этапы развития психологии труда.

5. Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстерберга в развитии науки?

6. Дайте краткую характеристику основных зарубежных школ.

7. Охарактеризуйте этапы развития психологии труда в России. Укажите периоды наиболее и наименее активного развития научной дисциплины.

8. Назовите основные направления работы отечественных психотехников?

9. Перечислите и охарактеризуйте особенности психологии труда как междисциплинарного научного направления?

Литература:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С-Пб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
3. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2005
4. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие длявузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта: МПСИ, 2002
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
6. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004
7. Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006
8. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
9. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
10. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
11. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004
12. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 


[1] Евгений Александрович Климов – д. пс. н., профессор, академик РАО. Заведует лабораторией психологии профессий и конфликта ф-та психологии МГУ. Автор ряда книг по проблемам психологии труда

[2] Владимир Алексеевич Толочек – д. пс. н., профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ

[3] Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период (В.А. Толочек)

[4] Николай Сергеевич Пряжников – д. пс. н., профессор, обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределния

[5] Анатолий Викторович Карпов – д. пс. н., профессор, зав. кафедрой психологии труда ЯрГУ

[6] Праксические (от греч. praxis – деятельность). Функциональные состояния (с точки зрения результативности труда) – благоприятные, желательные (оптимальной работоспособности), неблагоприятные (утомление, переутомление, монотония, стресс, профессиональное «выгорание»)

[7] Профессиография – обобщенное название специального подхода в психотехнике по исследованию профессиональной деятельности, интенсивно разрабатывалась со второй половины 1920-годов советскими психотехниками А.К. Гастевым, С.Г. Геллерштейном и др. (Э.Ф. Зеер. Психология профессий, 2003, С. 14, 145)

[8] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова, С. 13

[9] Ф.У. Тейлор (1856-1915) – американский инженер, основоположник «классической школы» управления (НОТ) – системы организации труда, основанной на специализации и рационализации трудовых операций, профессиональном отборе, оплате по результатам, способствующей интенсификации труда, росте эффективности производства, более высоких заработках всех категорий работников.

[10] Г. Форд (1863-1947) – зачинатель конвейерной системы производства.

[11] А. Файоль (1841-1925) – в течение нескольких десятилетий возглавлял горнодобывающую и металлургическую компанию «Комамбо», превратив ее в один из самых мощных французских концернов за счет совершенствования системы управления на уровне рабочей группы или цеха

[12] А. Файоль (1841-1925) – в течение нескольких десятилетий возглавлял горнодобывающую и металлургическую компанию «Комамбо», превратив ее в один из самых мощных французских концернов за счет совершенствования системы управления на уровне рабочей группы или цеха

[13] Гуго Мюнстенберг (1863-1916) – немецкий психолог, родился в Данциге, учился в Лейпцигском университете у В. Вундта. Основатель прикладной психологии и психотехники как ее части, проводил исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики. Заложил основы психотерапии и психогигиены. Последние 20 лет жизни работал в США

[14] Вильям Штерн (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, также ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ)

[15] Отто Липман (1880-1933) – немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной психологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Берлин)

[16] Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из основоположников советской психологии. Основные работы: «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Педология школьного возраста», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»

[17] Э. Мэйо (1880-1949) – австралийско-американский социолог

[18] Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – результатом его работ явилось новое представление о психике и психологии как науке

[19] Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – клиницист, психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы

[20] Иван Петрович Павлов (1849-1936) – физиолог, оказавший влияние на развитие, как мировой, так и отечественной психологии

[21] Предложен А. Шевелевым (Меркулова О.С. Психологи Труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006, С. 12)

[22] Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) – врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий. Выделяемая им новая научная дисциплина – тектология (предшественница теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания) стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности

[23] Исаак Нафтульевич Шпильрейн (1892-1937) – один из основателей отечественной психологии труда (психотехники). Президент Международной психотехнической ассоциации (1930-1931). Арестован в 1935 г., расстрелян в 1937 г.

[24] Соломон Григорьевич Геллерштен (1896-1967) – ученик И.Н. Шпильрейна, теоретик и организатор психотехники в России

[25] Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) – выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда

[26] Борис Михайлович Теплов (1896-1965) – осуществил ряд исследований по психологии восприятия, разработал отечественную концепцию способностей, проанализировал отдельные виды способностей

[27] Гастев А.К., Бурдянский И.М. – лидеры НОТовского движения: Гастев А.К. – директор Центрального института труда в Москве; Бурдянский И.М. – директор Института НОТ в Казани. Репрессированы в 30-х годах

[28] Педология – наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировалась на экспериментальных методах исследований. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники.

[29] Борис Герасимович Ананьев (1907- 1972) – д. пс. н., профессор, академик АПН СССР, организатор и декан факультета психологии ЛГУ, лидер ленинградской школы психологии

[30] Борис Федорович Ломов (1927-1989) – д. пс н., профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии, проблемам инженерной психологии, экспериментальной психологии, с 1971 по 1989 г. – директор Института психологии АН СССР

[31] Деонтология – учение о долге и должном



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: