Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распространенные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первоначальная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два разных инструмента, и критерий их отличия - не размер, а пространственная закрепленность на одном месте (столбе, колокольне, звоннице) и возможность войти в подбор аналогичных инструментов. Наше внимание будет сосредоточено именно на колоколе, а также на самостоятельном инструменте более сложного порядка - подборе колоколов, закрепленном на звоннице. Колокольчик же мы будем рассматривать как предок колокола, широко распространенный до настоящего времени и ставший основой множества других самостоятельных инструментов (молоточковые колокольчики, треугольник и.т.д.).
Эволюция колокола определялась первоначально поиском оптимального варианта сигнального инструмента - его оптимальной Формы, материала и способа изготовления. Позднее появилось стремление к красоте звучания. Надо сказать, что не у всех, народов этот поиск был связан именно с колоколом. Многие народы в качестве основных сигнальных инструментов использовали разные виды барабанов или духовых Так что все эти столько несхожие между собой инструменты первоначально были родственны по функции.
Прежде чем обрести свой классический вид, колокол прошел длительную эволюцию и отбор, отделившись от родственных инструментов (колокольчиков, кимвалов, гонгов, звонцов, бубенчиков, бил и клепал). Общей тенденций было увеличение веса колоколов. Однако развитие колокольчиков издавна пошло по особому руслу: они утвердились как самостоятельный инструмент (по назначению и бытованию), и поэтому их нельзя рассматривать как "маленькие колокола". Таким образом, колокольчики - не только ближайшие предшественники колокола, но и его современники, не вытесненные из обихода своими более мощными собратьями. Общими качествами у этих инструментов являются Форма и материал, из которого их изготавливают, отличия - в размере, бытовании и назначении.
|
Современная форма колокола была найдена далеко не сразу. Существовали четырехгранные, цилиндрические, полусферические, бочкообразные колокола (I).1 Поиск в области формы привел к появлению самостоятельной разновидности сигнальных идиофонов, непосредственных предшественников колоколов на Руси - бил и клепал, пришедших к нам из Византии. Била и клепала - металлические или деревянные доски различной формы и толщины, которые, как и колокола, подвешивали или носили в руках. Звук извлекался специальным молотком. Форма их была разнообразна: прямоугольная, дугообразная, секирообразная, круглая, кольцевая, пропеллерообразная с различной толщиной на разных участках (от чего зависела высота звучания). Принципиальной разницы между билом и клепалом нет. В разных источниках как те, так и другие фигурируют то как деревянные, то как металлические. Но материал мог быть и иным.
Звук била не отличался большой силой, но за счет ритмического разнообразия и возможности повышать и понижать его, ударяя в разных местах с разной силой, "клепания" (как называли звон в било и клепало) были весьма выразительны (см. пример
Появившиеся позже колокола далеко не везде окончательно вытеснили била. Их звук больше нравился, например, старообрядцам, которых привлекало, что он не разносится слишком далеко. Поэтому от бил не отказывались, создавая еще большее разнообразие звучания одновременным использованием этих инструментов.
|
Не менее сложными и длительными были поиски в области материала и способа изготовления колокола. Хотя металлические колокольчики появились уже в ранний бронзовый век, опыты с друг тли материалами продолжались. Существовали колокола (уже не колокольчики) деревянные, стеклянные, фарфоровые, каменные, глиняные. Для металлических литых колоколов далеко не сразу был найден сплав, дающий наиболее красивый, сильный и продолжительный звук. Качество звука и долго-. временность эксплуатации зависели от особенностей технологии отливки не только самого колокола, но и его языка, а также от способа его подвески.
Колокол - инструмент с определенной высотой основного тона, часто весьма завуалированной обертонами, что давало в прошлом повод некоторым авторам относить его к инструментам без определенной высоты. Эта особенность - завуалированноеть основного тона сложным и богатым обертоновым рядом - одно из основных качеств, отличающих колокол и ставящих его в обособленное, промежуточное положение между инструментами со звуком определенной высоты и так называемыми пщумовыми" (с неопределенной высотой звучания).
В разное время разными знатоками выдвигались во многом несхожие требования к акустике колокола. Так мастер Гемони из Цютпфена (ХУП век) полагал, что хороший колокол должен иметь три октавы, две квинты и большую или малую терцию. (Сразу отметим возможность малой терций в спектре колокола, к чему еще придется вернуться). Английские литейщики добивались нижних обертонов гармонического спектра, но тоже с малой, а не большой терцией. Именно ее англичане отмечали как признак, отличающий колокол от других инструментов. Д.Рогаль-Левицкий констатирует допустимость не только обеих терций, но и чистой кварты. Реальные же обертоновые ряды, приводимые в различных источниках, показывают, что единого правила не существовало, колокола по тембру были очень индивидуальны. Следовательно, мы можем выводить лишь наиболее общие закономерности, раз и навсегда отказавшись от попыток установить единое непреложное правила.
|
Рассмотрим качественный состав обертоновых рядов колоколов, наиболее благозвучных с точки зрения Сараджева. Как уже говорилось, при всей несхожести акустических требовании к колоколу в разных источниках, все они указывают на необходимость консонантного сочетания нижних обертонов. И Сараджев консонантным сочетаниям отдает явное предпочтение. Двадцать восемь колоколов, имеющих в нижней части спектра сочетание квинты и кварты, вошли в эти три группы (а всего среди исследованных Сараджевым колоколов таких нашлось тридцать один). В названных группах они распределились следующим образом: I - 15; 2-3; 3 - 10. Девять из двенадцати случаев терции (большой и малой) после квинты и кварты отнесены звонарем к "хорошим или "достопримечательным" колоколам. Точно так же анализ убеждает, что те колокола, в спектрах которых есть отдельные гармонические обертоны, фрагменты гармонических спектров, предпочтительнее тех, в которых частоты не кратны частоте основного тона. Очень цен на октава в нижней части спектра, далее по убывающей следует квинта. Кварта, тритон и малая септима явно не имеют преимущество перед всеми остальными возможными интервалами.
Итак, несмотря на наличие негармонических обертонов, по представлению К.К. Сараджева, спектр (или, как он называл, - "индивидуальность") колокола не представлял собой неопределенного смешения гармоник.
Отмечавшаяся нередко слушателями и исследователями диссонантность звука.колокола, по существу, для этого инструмента таковой не является; это характерная черта, определяющая основные закономерности искусства звона.
Классическая гармония учит, что терцовое строение аккорда имеет обоснование в природе звука. Но почему учитывается звук только с гармоническим спектром? Ведь слуховой опыт им не ограничивается. А не обусловленно ли в какой-го мере усложнение гармонии в процессе развития (в частности - усложнение» состава аккорда) природой "немузыкальных" звуков, в том числе звука колокола?
Не менее важным выразительным средством колокола, нежели тембр, является ритм. Он был основным средством обновления звучания колокола, так как абсолютная высота и тембр могли лишь незначительно варьироваться исполнителем.
В колоколах русского типа последние четыре столетия звук извлекался ударом языка об поясок колокола. Для часового колокола было возможно звукоизвлечение с помощью молотка. Колокола в Древней Руси раскачивались, и при движении стенка колокола соприкасалась с языком. В XX веке в Англии стали применять электронные колокола, где звук рождается электронным вибратором.
Классическая русская техника звона раскачкой языка сформировалась по мере увеличения веса колоколов и дала новое направление этому искусству. Со временем способ звона раскачкой колокола весьма прочно забылся, хотя и сохранялся в некоторых (преимущественно западных) областях. В Псковско-Печерском монастыре до сих пор совместно применяются оба вида техники звона. В Англии существует своя техника звона, при которой колокол не просто раскачивается, а совершает полный оборот вокруг своей оси.
При помощи лишь одного колокола достигалось большое разнообразие сигналов культового, магического, общественно-политического, бытового назначения. Сигнальные звоны, адресованные всем и каждому, при всем их разнообразии должны были быть и достаточно простыми для восприятия.
Постепенное усложнение сигналов стимулировало развитие выразительных средств звона, которые, в свою очередь, расширяли возможности инструмента. Заметили, например, что звон двух колоколов богаче, чем одного. Когда же, после свержения татаро-монгольского ига, наступил расцвет колокололитейного и строительного искусства, колокола стали осознанно соединять в подборы. С их появлением не только расширились возможности прикладных звонов, но и эмоциональное воздействие неизмеримо возросло: звоны стали по-настоящему художественным явлением и могли выполнять не только информативную, но и чисто эстигическую функцию.
Рождение качественно нового, по сравнению с отдельным колоколом, инструмента следует отнести к тому времени, когда колокол, слишком тяжелый, чтобы его держать в руке, стали подвешивать на столбе или деревянных козлах. Поскольку на перекладине столба можно повесить два и больше колоколов, заметили, что на двух колоколах звон богаче, чем на одном: можно не только закодировать большее количество сигналов, но и сделать их звучание красивее. С соединением в едином комплексе нескольких колоколов встал вопрос о согласовании их звучания.
Трубчатые колокола
Широкое распространение в наше время получили оркестровые, или трубчатые, колокола. Это два ряда вертикально подвешенных на раме длинных, довольно тонких стальных труб, расположенных в хроматической последовательности так, что трубы первого ряда издают звуки, соответствующие белым клавишам фортепиано, а второго — черным в общем диапазоне от с1 до f2 (американские и английские модели) или от f до f2 (инструменты, производимые европейскими континентальными фирмами). Ударяют по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молотком с резиновой прокладкой. Возможны последовательности отдельных звуков,"двойные" ноты, аккорды — с помощью другого исполнителя, а также glissando.
Звук трубчатых колоколов светлый, торжественный, очень богатый обертонами, с длительно затухающим, своеобразно детонирующим ("плывущим") отзвуком. Для заглушения отзвуков (при необходимости) имеется общий для всех труб "демпфер", приводимый в действие нажатием педали: con pedale — звук приглушенный, senza pedale — открытое звучание. Вот отрывки из "Серенады" для кларнета, скрипки, контрабаса, ударных и фортепиано А.Шнитке — soli на колоколах. В этом произведении ударник выполняет функцию дирижера, причем звучание колоколов является важным организующим началом. Им же используются колокола в “Концерте для скрипки с оркестром №2”