Толкование значения рун по Антону Платову, «Славянские руны» [100].
Мир
Белбог, внутреннее «Я», Древо Мира
Руна Белого Бога — одного из самых сложных образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя «Madr» или «Mannaz» — человек. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог — это весь мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ мира, или макрокосма. Ось мироздания — это Мировое Древо, так же, как позвоночный столб — ось человека. Сама форма руны Белбога суть образ Древа Мира и образ человека, стоящего с поднятыми к небу руками.
Руна Белбога символизирует внутреннее, божественное по своей природе, «Я» человека; ту его часть, что хранит непреходящее знание и непреходящую жизнь; то, что принадлежит небу.
Вспомним также, что второе значение слова «мир» в славянских языках — община, общество, род — то есть среда, в которой блюдется порядок. В этом отношении руна Белбога символизирует центростремительные силы — силы, стремящие мир к абсолютному Порядку.
В магическом отношении руна «Мир» представляет защиту, покровительство светлых богов.
В германских рунических рядах содержание руны Белбога отчасти передают руны «Манназ» и «Альгиз», а сам образ славянского Белого Бога представляет собой прямую параллель образу скандинавского бога Хеймдалля, которого древние тексты называют Белым Асом. Как и Белбог, Хеймдаль — страж Порядка, чья доля — блюсти пределы Богов от нашествий сил Хаоса.
Чернобог
Шут, тень, перевернутое Мировое Древо
Руна Чернобога — божества, образующего дуальную пару с Белбогом. Если руна Белбога представляет силы, стремящие мир к абсолютному Порядку, то руна Чернобога связывает нас с силами, ведущими Мир к абсолютному Хаосу. Было бы абсурдом ассоциировать Белбога с «добром» и Чернобога — со «злом». Взаимодействие центростремительных и центробежных сил суть залог Равновесия, читай — залог самого существования мира.
|
В божественном плане руна Чернобога представляет бога‑трикстера, Бога‑шута и Бога‑паяца, извечно сражающегося со стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы. В отношении человека руна Чернобога представляет «тень», то, что вечно стоит за нашим левым плечом и, посмеиваясь, ведет нас к освобождению от личин и иллюзий. Магическое содержание руны — разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В германских рунических рядах руна Чернобога находит себе частичное соответствие в рунах «Перт» и «Хагалаз». Германское имя Чернобога — Локи.
Алатырь
Азы, начала, величие, Мировая гора, Грааль
Руна «Алатырь» — руна центра Мироздания, отмечаемого Мировой горой, руна начала и конца всего сущего. Это — то, вокруг чего вращается борьба Белбога и Чернобога, круговорот борьбы сил Порядка и Хаоса; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Это камень, лежащий в основании мира, — та горстка земли, поднятая богами со дна изначального океана, из которой было сотворено всё. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр.
Алатырь — «всем камням отец», «пуп земли» в славянской традиции, — стоит на Буяне‑острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь — лишь отражение Алатырь‑камня.
|
Магический алтарь — камень, на котором совершается жертвоприношение, — суть отражение Мировой горы, или камня‑Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, что заключен в этой руне.
В германских рунических рядах нет рун, более или менее полно передающих содержание руны «Алатырь». Лишь до некоторой степени ей соответствуют руна «Йер» старшего и руна «Стан» нортумбрийского рунических рядов.
Радуга
Дорога, радость
Как и в скандинавском Футарке, это руна Дороги, руна «пути, у которого есть сердце». Это — бесконечный путь, ведущий к Алатырю. Путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, огня и воды.
Дорога в традиции — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя, это состояние движения меж Порядком и Хаосом. У дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог. Древняя формула «делай, что должен, и будь, что будет» могла бы послужить «девизом» этой руны.
Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
В германских рунических рядах этой руне полностью соответствует руна «Райд», имя которой также означает «Дорога», «Путешествие».
Нужда
Неизбежность, судьба, Навь, Кривда, Вий
Руна Велеса в образе Вия (Ния) — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, руна тьмы, смерти, всесжигающего подземного огня. Руна стеснения, скованности и принуждения.
|
Как и во всем, что связано с рунами, сказанное выше о руне «Нужды» может быть соотнесено с любыми уровнями реальности. Это и магический запрет на совершение (завершение) того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека, закрывая от него истинную, божественную реальность мира.
Велес как Вий, Страшный Бог, взгляд которого сжигает все живое, — это Чернобог, тьмой неведения и пустоты встающий поперек дороги. Огонь Вия, не дающий света, огонь, заковывающий в цепи, — вот сакральное содержание этой руны. Но не забудем, что сила Чернобога необходима для того, чтобы развернулся коловрат дороги. Тогда цепи темного пламени Вия предстанут перед нами не преградой на пути, но испытанием, обещающим посвящение.
В германских рунических рядах данная руна соответствует руне «Науд», имя которой также означает «Нужда».
Крада
Огонь, глагол, воплощение, Правда
Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь. Руна «Крада» — руна огня, родственная германским рунам «Гебо» и «Кано», ибо огонь есть дар богов и сила, воплощающая божественное. Это — руна устремления и воплощения стремлений, а значит — руна речи, поскольку в нордической традиции речь, глагол всегда ассоциировались с воплощением намерения. Но воплощение какого‑либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла миру, и потому руна «Крада» — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения.
Магическое содержание руны «Крада» — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
Треба
Твердость духа, воин, жертва
Как и аналогичная германская руна «Тейваз», славянская руна «Треба» является руной воина Духа — странника на дороге к Алатырю.
Скандинавские предания рассказывают о таком деянии Тюра — бога, которому посвящена эта руна в германском строе. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка — причину грядущего Рагнарёка, конца Мира. Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но сделать это можно было лишь хитростью, и тогда боги обещали Волку, что лишь испытают путы и после снимут их, и Тюр в залог этого положил Волку в пасть свою руку. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра — но победа над Хаосом была достигнута.
Жертвоприношение, без которого невозможно воплощение намерения, — это сакральное содержание руны «Треба». Но жертвоприношение во внутренней традиции не есть простой дар богам. Идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого. И воин духа — тот, кто на дороге к Алатырю светлым огнем жертвоприношения побеждает темные оковы сознания и, освобождаясь от них, принимает посвящение и Силу.
Сила
Сила, знание, целостность
Сила — достояние воина. Сила в нордической традиции — это не только способность к изменению мира и себя в нем, но и способность следовать дороге, свобода от оков сознания. И, поскольку лишь мусор сознания дробит в человеческом восприятии и мир, и самое сознание, руна «Сила» есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по дороге. И еще это руна победы, ибо воин духа обретает силу, лишь победив самого себя, лишь сумев разбить оковы сознания, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего, своего истинного божественного «Я».
Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна «Сила» может направить человека или ситуацию к победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
В германских рунических рядах руне «Сила» отвечает руна «Зиг» Старшего футарка.
Ветер
Вершина, ведать, ветер‑сила, Велес
Руна «Ветра» принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и силы — Велесу. Это — руна духа, руна ведания и восхождения к вершине, руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического. Графически руна «Ветра» напоминает сдвоенную руну воина духа — это не случайно: как и руна «Треба» она представляет собой архетип воина Пути, странника на дороге к Алатырю, так руна «Ветра» являет архетип божественного мага — направление и итог работы воина над собой.
В сакральной традиции ветер — устойчивый образ одухотворенной магической силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии — тот круг внутреннего знания и внутренней силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного «Я». Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем мира?
Итак, на уровне магии руна «Ветра» символизирует силу‑ветер и внутренний магический круг, на уровне эмоциональном — вдохновение, творческую ярость (сканд. «odr», откуда происходит скандинавское имя Велеса — Один). На уровне событийном — божественную игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными события.
Берегиня
Береза, судьба, мать, Земля, Макошь
Берегиня в славянской традиции — женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом; в архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня‑Мать. Поэтому руна «Берегини» — это руна Богини‑Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям, Богиня‑Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. И с равной правотой можно называть руну «Берегини» руной жизни и руной смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, — суть ипостаси одной и той же богини.
Эта же руна является руной судьбы, как она понимается в нордической Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь — супруга (читай: женская ипостась) бога Велеса. И так же, как руна «Ветра», руна «Берегини» является руной силы — но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини.
Лишь отчасти значение руны «Берегини» передается германской руной «Беркана».
Уд
Ярь, любовь, юность, огонь, Яровит
Славянское слово «уд», имеющее, вообще, значение «конечность, член», в контексте сакральном приобретает конкретное значение фаллоса. Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь.
Руна «Уд» посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина — скандинавами. Его славянское имя — Яровит (Ярило), а скандинавское — Бальдр. Руна «Уд» воплощает его силу — Ярь, то, что делает мужчин мужественными, а женщин — женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
В германских рунических рядах руне «Уд» соответствуют руны «Уруз» и, отчасти, «Ингуз».
Леля
Любовь, вода, влечение, Леля
Богиня этой руны — Леля — почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля («дитя», «девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила — «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее — живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.
В нордической традиции это богиня силы, которая ведет, — подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) деве, в сказаниях о короле Артуре, где она выступает девой‑хранительницей Святого Грааля и дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах.
В магии руна «Лели» — это руна интуиции, знания вне разума, силы, ведущей в странствии‑поиске, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
В германских рунических рядах этой руне соответствует руна «Лагуз» и, отчасти, «Вуньо».
Рок
Дух, непроявленное, непознаваемое, Рок
Это — руна трансцендентного не проявленного духа, который есть начало и конец всего. славяне называли это Рок.
Нет смысла говорить об этом — есть смысл только ощущать. Предопределенного судьбой не может избежать даже бог. Ничего нет вне Рока. Рок — это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто — все что есть.
При гадании выпавшая руна «Рока» укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна «Рока» может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
Из рун старшего футарка лишь отчасти значение руны «Рока» передается рунами «Перт», «Эваз» и «Хагалаз». В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны «Эар», «Квеорт» и «Гар». Однако, повторим, однозначного соответствия здесь нет.
Опора
Боги, Родина, столб, кол, Коло
Это — руна оснований Мироздания; руна богов. Именно опорами, столпами мира почитаются боги в традиции; в древних северных языках два эти слова — бог и столб — звучали одинаково: «ass» / «ans». Сонм богов суть и центр, и периферия мира, поэтому в русском языке и ось, символизирующая Мировое Древо, и окружность, ее охватывающая, означаются почти одним и тем же словом: «кол» и «Коло». Опора, столб — это еще и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо и этот шест — тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясывающая — это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов; это — Родина, наследие предков.
В гадании руна «Опоры» может означать поддержку богов и богов, обретение твердого основания, твердость духа и крепость позиции.
В Старшем Футарке отдельные аспекты значения руны «Опоры» частично передают руны «Одал» и «Ансуз».
Даждьбог
Добро, дар, плодородие
Руна светлого Даждьбога, символизирующая благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви. Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты — под именем Дагды, — это рог изобилия или, в более древней форме, котел неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представлет руна «Даждьбога».
В гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего‑либо, возникновение новых связей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. Также появление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого‑либо начинания или процесса.
Ближе всего руна «Даждьбога» примыкает к старшим рунам «Фе» и «Йер», кроме того, некоторые аспекты ее значения соответствуют рунам «Ингуз», «Гебо» и «Дагаз».
Перун
Покрытие, Мощь
Руна Перуна — нордического бога‑громовержца, защищающего миры богов и людей и сохраняющего Правду и Порядок от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь, могущество, мужскую прямолинейность и жизненную силу.
При гадании руна может означать как появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но в некоторых негативных ситуациях — могущество, не отягощенное мудростью. Но это также и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от разрушительного воздействия психических, материальных или любых иных разрушительных сил.
В Старшем футарке более других приближается к значению руны «Перуна» руна «Турисаз», хотя между ними нет полного соответствия.
Есть
Естество, жизнь, движение
Руна жизни, или живы, подвижности и естественной изменчивости бытия, ибо неподвижность мертва. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это — руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
При гадании появление руны «Есть» символизирует обновление, движение, рост, самое жизнь.
В Старшем футарке этой руне соответствуют руны «Эваз» и «Беркана».
Исток
Лед, недвижность, первооснова
Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что в нордической традиции лед суть одна из творческих изначальных стихий, символизирующая силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. По некоторым вариантам северных легенд мир возник из одной‑единственной градины — ледяного зерна.
При гадании руна «Истока», руна льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, недвижности, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной «Есть»), — так же, впрочем, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.
В скандинавских рунических ряда руна «Истока» соответствует старшей руне «Иса» и, отчасти, младшей руне «Хагал».
[1]Наука и религия. 1990. № 1. С. 51‑54.
[2]«Аненэрбе» («Ahnenerbe») — организация в составе СС, осуществлявшая научные исследования происхождения нордической расы. Создана Вальтером Даре и Генрихом Гиммлером в 1935 г. на базе возглавляемого Германом Виртом Общества по изучению германской истории и наследия предков.
[3]Руна
— «Совелу» (в германской традиции «Зиг»), — ставшая главным символом охранных отрядов НСДАП, толкуется руническими оракулами как «солнечный свет», «сила», «победа».
[4]Вевельсбург — замок близ Падеборна в Вестфалии, духовный центр ордена СС, любимое детище Генриха Гиммлера. Согласно его планам, Вевельсбург должен был стать главной штаб‑квартирой ордена, хранилищем его реликвий и местом принятия ключевых решений. Легенда, не то сочиненная, не то и вправду где‑то обнаруженная Генрихом Гиммлером, гласила, что во время нашествия варваров с Востока он единственный уцелеет под их натиском. Строго говоря, хозяином замка Гиммлер не был, но аренда Вевельсбурга обходилась руководству СС в 1 марку в год.
[5]Один — то же, что и Вотан — главный бог древнегерманского и скандинавского пантеонов, создавший первых людей Аска и Эмблу из ясеня и ивы, принесший роду людскому понятие закона и руны. Бог мудрости и, одновременно, бог битвы — в скальдической лексике «Отец побед».
[6]Конунг Валдамар — по «Саге Олафа Тригвессона» князь Владимир Красное Солнышко. Конунг Ярислейф — по «Эймундовой саге» Ярослав Мудрый. См. Древнесеверные саги и песни скальдов в переводах русских писателей. СПб., 1903.
[7]Скальды — древнескандинавские поэты, первоначально норвежцы, с X в, — почти исключительно исландцы, сочинители так называемых скальдических стихов — хулительных, хвалебных или эпических произведений, богато расцвеченных особого рода метафорами — кенингами. Время расцвета скальдической поэзии — X—XI вв. Эриль — мастер рун, толкователь сакральных значений рунических знаков, составитель рунных заклинаний.
[8]Палочка из Рибе (Дания) датируется концом XIII в. Это квадратный в сечении сосновый брусок длиной около 30 см, на котором вырезан рунический заговор против малярии: «Молю о защите Землю и Небеса свыше, Солнце и святую Марию и Самого Господа Бога, дабы он даровал мне руки, чтобы возвращать здоровье, и врачующее слово, чтобы лечить от трясовицы, когда в том будет надобность. В синем море стоит камень по имени Сварт. На нем лежат девять Бед. Да не заснут они и не согреются, пока тебе не станет лучше. Да будет так!»
[9]Футарк — название древнескандинавского рунического алфавита. Дано по названиям первых шести рун.
[10]Впрочем, надо сказать, что Хадувольф выбрал вполне позитивную руну — «Фа», которую толкуют как «разжигание огня», «поместье», «благосостояние». Видимо какими‑то базовыми знаниями он все‑таки обладал.
[11]Йорсулаборг — в исландских сагах Иерусалим. Винланд — норвежская колония в Северной Америке, основанная в 1004 г. Аейвом Эриксоном Счастливым.
[12]К чести некоторых священников, попытки зафиксировать руническую азбуку и все что только можно из самобытной дохристианской культуры, предпринимались. Однако чаще всего делать это оказывалось уже слишком поздно.
[13]В Исландии действовал закон, по которому за применение рун полагалась смерть на костре как за темное колдовство.
[14]Биндеруна — род лигатуры, встречающийся в рунической письменности: несколько рун, расположенных на одной мачте.
[15]Валдамаровы руны — младший рунический ряд, созданный мастерами рун Торродом и Олафом Хвитаскальдом в подражание латинскому алфавиту.
[16]См. Вебер Э. Руническое искусство. СПб., 2002.
[17]При этом для рун находилось подчас не совсем обычное применение. Так, во время Тридцатилетней войны шведский генерал Якоб де ла Гарди использовал руны в качестве военного шифра.
[18]См. приложение.
[19]Шампольон Жан Франсуа (1790—1832) — французский египтолог, основатель египтологии, почетный член Петербургской АН (1826). Изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма. Автор первой грамматики древнеегипетского языка.
[20]Гримм Вильгельм (1786—1859) — немецкий филолог, основоположник германистики как науки о языке и литературе и так называемой мифологической школы в фольклористике. Принадлежал к кружку гейдельбергских романтиков. Издал «Детские и семейные сказки» (1812), «Немецкие предания» (1816) (совместно с Якобом Гриммом), «О немецких рунах» (1821).
[21]Вагнер Рихард (1813—1883) — немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере‑драме осуществил синтез философско‑поэтического и музыкального начал. В его произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально‑симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» — «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854—1874).
[22]Гримм Якоб (1785—1863) — немецкий филолог, основоположник германистики как науки о языке и литературе и так называемой мифологической школы в фольклористике (книга «Немецкая мифология», 1835). Иностранный член‑корреспондент Петербургской АН (1854). Принадлежал к кружку гейдельбергских романтиков. Издал: «Детские и семейные сказки» (1812—1814), «Немецкие предания» (1816—1818) (совместно с Вильгельмом Гриммом).
[23]Wimmer, L. F. A. Die Runenschrift. Berlin, 1887.
[24]Блаватская Елена Петровна (1831—1991) — русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 г. возвратилась в Россию и с 1860 г. устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 г. в США, публиковала в американской прессе статьи по спиритизму. Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью‑Йорке Теософическое общество. В 1878 г. уехала в Индию и перенесла деятельность общества туда. В 1884 г. вернулась в Европу. Главные сочинения Блаватской — «Разоблаченная Исида» и «Тайная доктрина».
[25]Что интересно: расовое учение как таковое, традиция превознесения нордического расового типа — отнюдь не немецкое изобретение. В их основе лежит работа французского беллетриста графа Гобино «Размышление о неравенстве человеческих рас».
[26]Гурджиев Георгий Иванович (1877—1949) — мистик и духовный учитель. Родился в Армении, в юности много путешествовал по Востоку, воспринял традицию суфизма. В 1918 г. в Тифлисе открыл Институт гармонического развития человека. С 1922 г. купленный им замок в Фонтенбло (под Парижем) становится центром эзотерической практики раскрытия индивидуальных способностей человека — так называемого четвертого пути.
[27]«Вель» — от «Welteislehre» — «Теория мирового льда».
[28]Ультрамонтаны — в буквальном смысле «глядящие через горы», то есть ориентирующиеся на волю Ватикана католики. Этим обидным прозвищем их наградили после объединения Германии, в годы «Культуркампф» — кампании борьбы за национальную культуру.
[29]См. Кормилицын С. В. Третий Рейх. Гитлер‑югенд. СПб., 2004. С. 199—202.
[30]Старшая Эдда (Эдда Сэмунда, Песенная Эдда) — древнеисландский сборник мифологических и героических песен, бытовавших в устной традиции германских народов. Сохранился в рукописи XIII в.
[31]Фахверк (нем. «Fachwerk», от «Fach» — «панель», «секция» и «Werk» — «сооружение») — в средневековой западноевропейской архитектуре деревянный брусчатый остов (каркас) малоэтажных зданий, состоящий из системы стоек, раскосов и обвязок, с заполнением камнем, кирпичом, глиной и др.
[32]Гудрик‑Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1993. С. 56.
[33]Вилигут Карл Мария (1886—1946) — также известен под именем Вайстор и псевдонимом ярл Видар. Оккультист и поэт, один из приближенных Генриха Гиммлера, бригаденфюрер СС. Начальник управления древней истории в Главном управлении расы и переселений, руководитель главного отдела «Вайстор» в личном штабе рейхсфюрера СС. В начале 1939 г. уволен из рядов СС и снят со всех постов. Умер от сердечного приступа.
[34]Фемы — средневековые тайные организации, неподотчетные ни церковной, ни светской власти, бравшие на себя функцию вершителей высшей справедливости. Одним из направлений деятельности была физическая ликвидация преступников, по тем или иным причинам избежавших наказания или суда. По мнению Гвидо фон Листа сдвоенная «Совелу» («Зиг») была знаком, украшавшим кинжалы убийц, выполнявших решения фемов.
[35]От немецкого «Hackenkreuz».
[36]«Guido von List Buechere» — серия книг австрийского мистика, издававшихся Обществом Гвидо фон Листа.
[37]Цит. по: Энциклопедия Третьего Рейха. М, 1996. С. 405.
[38]См. Кормилицын С. В. Третий Рейх. Гитлер‑югенд. С. 202.
[39]Подобное утверждение ошибочно: в конце 20‑х — начале 30‑х гг. археологи обнаружили изображение свастики на территориях, заселенных в древности семитскими народами.
[40]См. Кох‑Хиллебрехт М. Homo Гитлер: психограмма диктатора. Минск, 2003.
[41]Эрхардт Герман (1881—1971) — один из организаторов так называемого капповского путча. Офицер морского флота, служил во 2‑й морской бригаде. После Первой мировой войны участвовал в разгроме Баварской советской республики. Организатор ветеранского подразделения «Викинги», многие члены которого стали впоследствии членами НСДАП и СА.
[42]Капповский путч — попытка государственного переворота 13—17 марта 1920 г. в Германии. Предпринята монархистами во главе с одним из лидеров Немецкой отечественной партии Вольфгангом Каппом, генералами Эрихом Людендорфом, В. Лютвицем и др. Заговорщики ставили целью свержение коалиционного правительства, возглавляемого социал‑демократами, и установление военной диктатуры. Не был поддержан населением и регулярной армии и подавлен.
[43]Троцкий Лев Давидович (Бронштейн) (1879—1940) — советский политический деятель. В социал‑демократическом движении с 1896 г. С 1904 г. выступал за объединение фракций большевиков и меньшевиков. В ходе революции 1905—1907 гг. фактический лидер Петербургского совета рабочих депутатов. В 1908—1912 гг. редактор газеты «Правда». В 1917 г. председатель Петросовета, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания. В 1917— 1918 гг. нарком по иностранным делам; в 1918—1925 гг. нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета республики, один из создателей Красной армии. Член ЦК в 1917—1927 гг., член Политбюро ЦК в октябре 1917 г. и в 1919—1926 гг. Потерпел поражение во внутрипартийной борьбе с Иосифом Сталиным, в 1927 г. исключен из партии, выслан в Алма‑Ату, в 1929 г. — за границу. Убит в Мексике агентом НКВД испанцем Раулем Меркадером.
[44]От немецкого «Drudenfuss». Впрочем, Гвидо фон Лист считал, что название «ведьмина лапа» было придумано позже, специально, чтобы опорочить священный символ, а на самом деле это искаженное «Truthenfuss» («truh» — «вращать», «fuss — „лучи“) — символ, означающий непрерывную череду перерождений, колесо сансары).
[45]Вебер Э. Руническое искусство. СПб., 2002. С 16.
[46]Пфадфиндеры (Pfadfinder) — буквально «следопыты». Общее название для всех скаутских организаций Германии.
[47]Лорд Роберт Стефансон Смит Баден‑Пауэлл (1857—1941) — основатель и идеолог молодежной скаутской организации. Шестой сын в старой дворянской семье. Сделал военную карьеру, принимал участие в Англо‑бурской войне, служил в колониальных войсках в Индии как специалист в области военной разведки и картографии. Летом 1907 г. основал на острове Браунси в графстве Дорсет первый скаутский лагерь. В конце того же года сформировал первые скаутские отряды.
[48]«Перелетные птицы» — дословный перевод названия «Вандерфогель».
[49]Носке Густав (1868—1946) — германский социал‑демократ, член Совета народных уполномоченных во время Ноябрьской революции 1918 г. В феврале 1919‑марте 1920 гг. — военный министр. Один из главных организаторов террора в январе‑марте 1919 г.
[50]Цит. по: Кормилицын С. В. Третий Рейх. Гитлер‑югенд. С. 202.
[51]Зеботтендорф фон Рудольф (1875—1945) — авантюрист, оккультист, астролог. Родился в семье машиниста Рудольфа Глауера, работал на заводе под Герлицем, затем в 1898 г. отправился в Австралию, занимался золотоискательством. В 1900 г. приехал в Турцию, был усыновлен бароном фон Зеботтендорфом, получил турецкое гражданство. Во время Русско‑турецкой войны воевал на стороне Турции, получил серьезное ранение. В 1913 г. вернулся в Бреслау и финансировал первые опыты Фридриха Гебеля — инженера, придумавшего бронемашины. Был одним из основателей оккультного Германского ордена, основателем тайного эзотерического общества «Туле». В 1918 г. купил на средства ордена издательство «Франц Эхер Ферлаг» и газету «Мюнхенер Беобахтер» (впоследствии — «Фелькишер Беобахтер»). В 1923 г. вернулся в Турцию и был назначен ее почетным консулом в Мексике. В 1933 г. издал книгу «Прежде чем пришел Гитлер», раскрывающую тайны общества «Туле». Книга была практически сразу же запрещена к распространению партийной цензурой. Во время отдыха в Турции в 1945 г. утонул в море.
[52]Цит. по: Кормилицын С. В. Адольф Гитлер: взгляд из зеркала. С. 102.
[53]Эккарт, Дитрих (1868—1923) — немецкий поэт‑националист, один из первых членов НСДАП, человек, которого Адольф Гитлер именовал своим учителем. Издатель и, впоследствии, главный редактор печатного органа национал‑социалистической партии — газеты «Фелькишер Беобахтер». Участвовал в путче генерала Каппа и в «Мюнхенском путче» 9 ноября 1923 г. Умер от сердечного приступа.
[54]Гесс Рудольф (1894—1987) — партийный функционер НСДАП, член НСДАП с 1920 г. Личный секретарь Гитлера с 1925 г., с 1933 г. — его заместитель по управлению партией с исполнительными полномочиями и официальный член Совета министров. В 1941 г. прилетел в Великобританию (т. н. миссия Гесса) с предложением мира, был интернирован. На Нюрнбергском процессе приговорен к пожизненному заключению как один из главных нацистских военных преступников. Погиб в тюремной камере при странных обстоятельствах, полностью дезавуирующих официальную версию — самоубийство.
[55]Розенберг Альфред (1893—1946) — один из идеологов национал‑социализма, автор философского обоснования расовой теории, книги «Миф XX века». Член НСДАП с 1920 г., с 1923 г. главный редактор «Фелькишер Беобахтер». С 1933 г. руководитель внешнеполитического отдела партии, с 1941 г. министр оккупированных восточных территорий. Как один из главных военных преступников казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.
[56]Аманн Макс (1891—1957) — рейхсляйтер НСДАП. Во время Первой мировой был фельдфебелем, непосредственным начальником ефрейтора Адольфа Гитлера. С 1921 г. управляющий делам НСДАП. С 1922 г. глава «Франц Эхер Ферлаг» — центрального издательства НСДАП. Участник «Пивного путча». Член СС с 1932 г. С 1933 г. президент Имперской палаты печати, с 1935 г. член Имперского сената культуры. Умер в Мюнхене в возрасте 66 лет.
[57]Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. М., 1991.
[58]Цит. по: www.asatru.ru
[59]Современная школа рунической йоги основана на интерпретации разработок Марби и Кюммера Карлом Списбергером.
[60]Не удивительно, что больше всего обладателей орденских колец было среди офицеров Войск СС — гвардия всегда остается гвардией, как ее ни назови.
[61]Христианское имя Гая Кассия, полученное им после крещения.
[62]Эквивалентно армейским званиям капитана и бригадного генерала.
[63]Справедливости ради стоит отметить, что сходство Бальдра и Христа на самом деле поразительно. В обоих случаях речь идет о том, что Бог Света, пришедший, чтобы принести в мир добро и справедливость, погибает в результате злоумышления и предательства, но впереди — его возвращение, в результате которого наступит рай на Земле.
[64]Arntz, H. Handbuch fuer Runenkunde. Halle/Saale, 1935. Krause, W. Runeninschriften im aelteren Futhark. Halle, 1931; Weber, E. Kleine Runenkunde. Berlin, 1941.
[65]Arntz, H. Handbuch fuer Runenkunde. S. 7.
[66]Подробнее об этом см. Кормилицын С. В. Третий Рейх. Гитлер‑югенд. С. 88—92.