Дольменная символика и ритуал




Археоастрономия

 

 

Для того, чтобы понять мировоззрение древнего населения Западного Кавказа, заставляющее возводить столь удивительные сооружения как дольмены, не всегда обязательно прибегать к археологическим раскопкам этих памятников. Опыт прошлых лет показал, что археологические раскопки дольменов полезны более в плане выявления скрытых под слоем грунта конструктивных особенностей, а не в качестве обнаружения каких-либо удивительных артефактов, связанных с захоронениями внутри камеры. Материал обнаруживаемый археологами в дольменах Западного Кавказа, как правило, достаточно беден. Между тем, сами конструктивные особенности памятников, а также различные символы изображенные на них древними зодчими мегалитов в достаточной степени информативны и позволяют составить цельную картину образа мысли дольменостроителей. Символика дольменов - это скорее своеобразное письмо в будующее, расшифровав которое мы сможем понять взгляды и ощущения по отношении к жизни и мироустройству их создателей.

На дольменах города Сочи можно увидеть несколько вариантов различных символов. Некоторые из них встречаются и на памятниках других регионов Западного Кавказа. К разряду наиболее распространенных символов можно отнести зигзаг выполненный техникой резьбы (встречается зигзаг выполненный и другой техникой - прим.авт.). Для района Сочи такой зигзаг покрывает торец правой боковой плиты плиточного дольмена группы "Нихетх" I (вертикальный сложный зигзаг), фасадные плиты составных дольменов групп "Нихетх" II и "Волчьи ворота" (горизонтальный сплошной зигзаг), фасадную плиту плиточного дольмена группы "Черноморка" (вертикальный и горизонтальный зигзаги). В отношении дольменов других регионов такой символ встречен на плиточном дольмене группы "Жане" (горизонтальный зигзаг по периметру на плитах внутри камеры и сложный вертикальный зигзаг на торцах боковых плит), внутри камеры составного дольмена расположенного на горе Нексис (горизонтальный зигзаг по периметру внутри камеры, фрагментарный сложный зигзаг на блоках внутри камеры), на портале плиточного дольмена в ст. Шапсугской (по Е.Д. Фелицыну - прим. авт., сложные вертикальный и горизонтальный зигзаги).

 

Другим интересным символом встречаемым на сочинских дольменах является выделение на фасаде или портальных плитах парных выпуклостей, которые, как считается традиционно, символизируют собой женскую грудь. Подобные знаки мы видели на дольменах групп "Глинище" II и "Солоники" II для Сочи, фасаде дольмена в Широкой щели для Геленджика, ложном фасаде плиточного дольмена группы "Бганомакух" для Туапсе.

На фиктивных и реальных дольменных пробках групп "Волчьи ворота", "Нихетх" I, "Калеж" и др. встречен символ состоящий из серии концентрических кругов вписанных друг в друга выполненый как в рельефе, так и резьбой. Стандартно считается отнесение подобной символики к разряду солярных изображений (символ Солнца - прим.авт.).

Особая роль в дольменной символике принадлежит крестам. Здесь мы конечно же не имеем в виду более известный нам характерный христианский крест. Дольменный крест обратен христианскому - если в христианском кресте горизонтальная перекладина смещена выше условного центра креста, то в дольменном оно наоборот ниже. Такой символ был найден на фасадной части полумонолитного дольмена группы "Глинище" II и перекрытии дольмена группы "Татьяновка". Крест заключенный в овал можно увидеть на фасадной плите дольмена группы "Черноморка" для Сочи и на перекрытии дольмена группы "Нексис" для Геленджика.

Некоторым особняком стоит изображение гребневидной фигуры с шестью лучами выбитое на фасаде плиточного дольмена группы "Черноморка". Пока аналогов ему не встречено.

Рельефное изображение портала оставленное древними строителями мегалитов на фасадах двух дольменов района Геленджика (плиточные дольмены групп "Широкая щель" и "Жане") достаточно схоже по смыслу с выделением портальных выступов для корытообразных и ложнопортальных дольменов города Сочи.

Чашевидные знаки (лунки, "чашевидные метки", англ. cup mark, - прим. авт.) составляют категорию символики свойственной, пожалуй, всем мегалитам мира. Они встречаются как на валунах в пределах дольменных групп ("Солоники" II /"Мирный"/, "Черноморка"), так и на самих дольменах ("Виноградное", "Нежигутам" /"Капибге"/). Интерпретация чашевидных знаков обычно достаточно затруднена. Исключение составляют лишь знаки выбитые на перекрытии составного дольмена группы "Нексис" района Геленджика, где они образуют достаточно четкие круги, сочетания кругов, с нередко выбитой центральной лункой. Обычная безсистемность их расположения в других местах позволяет авторам исследований понимать чашевидные знаки совершенно по-разному, включая видение в них очертаний созвездий, или же как древние своеобразные карты местности. Хотя, в некоторых случаях, можно допускать логичность как одной, так и другой версий.

Вот, собственно, и весь основной перечень символов встречаемых на дольменах Сочи и других регионов. Росписи охрой стен камер построек ст. Новосвободной составляют исключение, но не правило. Несколько другая техника, хотя здесь также можно угадать "родной" для дольменов Причерноморья зигзаг и другие схожие атрибуты. В музее города Ростов-на-Дону мне посчастливилось увидеть копию прорисовки сделанной с одного из уникальных изображений гробницы в ст. Новосвободная. Это целая сакральная композиция. Фигура в центре росписи похожа на план камеры дольмена с отверстием. К бокам "камеры" пририсованы человеческие ноги раскинутые в стороны. Нечто змееподобное сценически устремлено к "фасаду с отверстием" расположенным между ног центральной фигуры. Упуская остальные детали изображенного сюжета, мы можем понять эту сакральную сцену как символический акт возрождения, где центральная фигура несет в себе, несомненно, женское начало. Фактически аналогичную концепцию мифа или отображения идей можно реконструировать и для дольменов Западного Кавказа. Фасады мегалитических построек Сочи, Туапсе и Геленджика имеющие символические изображения парной женской груди обращены, главным образом, на восток, в сторону восхода Солнца. Это одинаково относится к плиточным постройкам ("Широкая щель", "Глинище" II), ложнопортальному корытообразному дольмену ("Солоники" II /"Мирный"/, ложный фасад) и ложнопортальному плиточному дольмену ("Бганомакух", ложный фасад). Парные женские груди (две пары выпуклостей расположенных в левой и правой сторонах фасада - прим. авт.) должны, возможно, пониматься как символическое изображение двух хтонических богинь, старой и молодой, олицетворяющих смерть старого и рождение нового циклов. Помимо дольменов с рельефным изображением женской груди к категории мегалитических обьектов с олицетворением подобного мифа следует отнести так называемый "культовый камень с сидениями" расположенный близ поселка Кудепста города Сочи. Этот памятник представляет собой глыбу песчанника в которой выбиты два "сидения". Позади сидений сделано подобие некоего ложа. С левой стороны "ложа" на глыбе имеется серия чашевидных знаков. Интерпретируя культовую принадлежность этого камня, можно представить женщин - "богинь" восседающих на этих сидениях. Лица этих женщин должны быть обращены в сторону восхода Солнца - именно такова ориентация "фасада" культового камня. На "ложе", предположительно, в этот момент был помещен безвременно усопший, или же человек, приносимый в жертву во время проведения ритуала символического возрождения.

Наличие именно женских божеств в этих ритуалах позволяет понимать конструкцию камеры дольмена как олицетворение утробы "Матери - Земли", где отверстие ведущее в камеру, представляет собой не что иное, как "vulva". Но здесь мы имеем также и явную солнечную ориентировку этих памятников. Если присоедениться к мнению В.И. Марковина, который считал [6, стр. 213], что дольменные пробки и фаллические камни имеют ряд аналогий, а также вспомнить о солярной символике реальных и фиктивных пробок, то все становится на свои места. Пробка, вставленная в отверстие дольмена, представляет собой не что иное, как символический "fallos" Солнца оплодотворяющий утробу "Матери-Земли".

В самом начале нашей книги упоминалось, что ориентировками фасадов дольменов автор занимается с восьмидесятых годов. С тех пор измерены азимуты фасадов всех известных нам дольменов города Сочи, Туапсе и частично района Геленджика. Теперь можно с изрядной долей уверенности утверждать, что основная масса дольменов Причерноморья, особенно, для конструктивно (дромос, кромлех и т.п.) или иным образом выделенных построек, имеет астрономически значимые ориентировки (естественно, всегда нужно учитывать рельеф местности в которой расположен тот или иной дольмен - прим.авт.). Предпочтительными ориентировками оказываются:

а) приблизительно 225 град. - на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Примерами для подобной ориентировки служат следующие памятники: ложнопортальный плиточный дольмен с рельефно обработанной фиктивной пробкой (солярный символ) окруженный разомкнутым со стороны фасада кромлехом (группа "Волчьи ворота"); плиточный дольмен с орнаментированной фасадной плитой (группа "Черноморка"); мегалитический комплекс Псынако I района г.Туапсе, представляющий собой плиточный дольмен с дромосом заключенный в толос (купол, - прим.авт.).

б) приблизительно 180 град. - на юг или на так называемую полуденную линию. Характерными для этой ориентировки являются: "дольмен-пирамида" или корытообразный полумонолит расположенный в Мамедовом ущелье; плиточный дольмен с рельефным изображением креста на перекрытии (группа "Татьяновка"); плиточный дольмен с дромосом (группа "Джеожтам" /"Калежтам"/); плиточный орнаментированный дольмен группы "Жане" (район Геленджика).

в) приблизительно 90 град. - на точку восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий: составной дольмен с дромосом и кромлехом (группа "Жемси" /"Школьная горка"/; плиточный дольмен с дромосом (группа "Халяпо"); плиточный дольмен с орнаментированной фасадной плитой ("портал", "груди" - прим.авт.) района Геленджика (группа "Широкая щель").

Известны лишь единицы дольменов ориентированные своими фасадами на север - это корытообразный полумонолит группы "Мизегух", плиточный дольмен группы "Глинище" II, корытообразный полумонолит группы "Чухукт". Существование памятников с такой ориентировкой задает свои вопросы, хотя можно предположить ориентацию на "главную ось мира" - полярную звезду.

В районе Сочи известно несколько дольменов имеющих не одно, а два отверстия. Вот перечень этих памятников (корытообразный полумонолит группы "Кирова" II имеющий два ложных фасада, по-видимому, следует отнести к этой же категории - прим.авт.): плиточный дольмен группы "Жемси" с отверстиями в фасадной и задней плитах; корытообразный полумонолит группы "Чухукт" имеющий два фасада с отверстиями в них; корытообразный полумонолит группы "Виноградное" имеющий отверстия в фасаде и перекрытии.

Памятники подобного типа встречаются крайне редко и нам известны сведения лишь о двух сходных сооружениях - это плиточный дольмен в Абхазии (упоминается В.И. Марковиным в кн. "Дольменные памятники Прикубанья", М., 2000 г. - прим. авт.) с отверстиями в фасадной и задней плитах и плиточный дольмен расположенный в районе реки Пшада (сведения С.Валганова) имеющий отверстия в фасадной плите и в перекрытии.

Версий по поводу смысла создания дольменов с двумя отверстиями, по сути, две. Первая из них касается дольменов имеющих отверстия в фасадной и задней плитах. Предположительно, этот тип памятников существует как переходный к "обратным" и ложнопортальным сооружениям. Вторая версия затрагивает тип дольменов с отверстиями как в фасаде, так и в перекрытии. Как следует из принципа солнечной ориентировки дольменов, лучи Солнца должны были попадать через отверстие в камеру во время определенных ключевых дат, как бы "оплодотворяя" нечто находящееся внутри камеры дольмена. Корытообразный полумонолит группы "Виноградное", имеющий дополнительное отверстие в перекрытии, древние строители изготовили таким образом, что в левой части остался специальный выступ - визир. Сама ориентировка дольмена позволяет предположить, что в полдень (или во время захода Солнца - прим. авт.) светило находилось как раз над вершиной "визира" и солнечные лучи над тенью попадали как раз в отверстие на перекрытии. По тому же принципу построен корытообразный полумонолит в Мамедовом ущелье. К сожалению, уже во время его обследования А.А. Миллером в1907 году [7, стр. 84-86] перекрытие дольмена отсутствовало. Ориентировка памятника такова, что фасад достаточно четко указывает на юг-полдень, а вид с торца представляет глазу исследователя не только "пирамиду", но и направление на точку восхода Солнца над местной линией горизонта в дни равноденствий. Мы сами проверяли этот факт в конце второй- начале третьей декады марта задокументировав появление Солнца над вершиной "пирамиды"-визира на фотопленку и видеокамеру. При последующем просмотре видеоролика эффект восхода оказался замечательным, - достигнув определенной точки над вершиной "визира" Солнце отбросило три луча, два из которых легли по скатам "пирамиды", а третий луч был направлен точно в камеру дольмена. Нечто подобное осталось зафиксировано и на фотопленке. Собственно говоря, именно это явление и позволило думать, что утраченное перекрытие корытообразного полумонолита в Мамедовом ущелье также могло иметь отверстие.

В начале главы мы начали говорить о символах встречаемых на дольменах и возможном понимании их. Но и сама конструкция дольмена не что иное, как символ. В попытках дать обьяснение сути изображений мы пришли к пониманию образа дольменной постройки, которая олицетворяет "Мать-Землю" оплодотворяемую Солнцем, что является ритуальным актом возрождения. Такие дополнительные составляющие мегалитических сооружений Западного Кавказа, как дромос и кромлех, могут дополнить сложившейся образ.

Ученый, посвятивший долгие годы своей жизни изучению западнокавказских дольменов, В.И. Марковин в популярной книге "Испун - дома карликов" описывая дромос мегалитического комплекса Псынако I пишет [5, стр. 86]: "...я нигде и ничего подобного не встречал". Дромос Псынако I действительно впечатляет - его длина около 12 метров, но вот высказывание известного ученого выглядит не совсем корректным. И вот почему: обследованный им же в 1970 году плиточный дольмен в урочище Халяпо (склон г.Хунагет по В.И.Марковину - прим.авт.) имеет разрушенный, но вполне читаемый дромос. Вообще, дромосы в равной степени характерны как для мегалитов Европы, так и для дольменов Причерноморья. Для европейских построек это даже нашло отражение в их классификации - "галерейная гробница", "коридорная гробница", "длинный могильник" и т.п.. Авторы исследований дольменов Западного Кавказа прошлых веков отмечают так называемые "дворики", "ограды", дополнительные портальные выступы, которые по логике вещей оказываются родными братьями дромоса. Древним строителям, по всей видимости, было важно удлинять сакральный вход в дольмен, или же делать некое адаптационное переходное пространство перед фасадом. Насколько это было важным, мы можем судить исходя из рельефных изображений порталов на фасадных плитах дольменов групп "Жане" и "Широкая щель". Коридор дромоса по смыслу, в некоторой степени, находит аналогию видению некоего коридора людьми испытавшими клиническую смерть и вернувшихся назад к жизни. Образ прохождения коридора - моста между миром живых и мертвых мы всречаем в некоторых мистических практиках. При прохождении этого коридора при жизни можно было посетить мир мертвых и вернуться обратно. В мифах многих народов рассказывается о героях совершивших такие путешествия. После посещения мира мертвых герой приобретал новые качества и знания. Похожий обычай зафиксирован этнографами и для Кавказа. Г.А. Гаджиев пишет [2, стр. 87-88], что "у аварцев, даргинцев бездетные женщины и больные дети пролезали через земляные ямы или отверстия в земле для избавления от своих недугов. Обычно эти ямы рыли под корнями плодовых деревьев... Рыли такие ямы или отверстия также на старых кладбищах... Во всех случаях в ямы или отверстия предварительно клали куриные яйца (символ возрождения), древесные угольки (очищение огнем), хлеб (предмет, защищающий от демонов. Больной, пролезая через отверстие, проходил над этими предметами и, разрушая яму, сразу же закапывал их землей. При этом больной должен был с трудом пролезать через отверстие." Практику осуществления описанного выше обряда при желании можно перенести и применительно к дольменостроителям. Только в их случае не было необходимости что-то копать, - конструкция коридора изготавливалась из камня. Возможно, обычай разрушения и засыпания использованной в обряде ямы сможет помочь нам в понимании того факта, почему дромос Псынако I был засыпан и закрыт еще в древности. Такие же "закрытые" дромосы мы встречаем и у некоторых других памятников Причерноморья: дромос составного дольмена группы "Псынако" II ("Папоротная гора"), дромос составного дольмена группы "Назарова щель" (район пос.Архипоосиповка, Геленджик). Закрытые дромосы присущи и мегалитам Европы (Нью-Грейдж, Ирландия).

Если взглянуть на планы "элитарных" дольменных построек выделенных В.А.Трифоновым [10, стр.34-38], то стоит обратить внимание на поразительную схожесть этих планов с символом "Солнца с усами", встречаемом как в наскальных изображениях сделанных охрой, так и на петроглифах практически во всех областях земного шара. Для дольменов такими "усами" являются портальные выступы, дополнительные приставные портальные плиты, боковые стены "дворков" или "оград", боковые плиты коридора-дромоса. "Усы" наскальных изображений или петроглифов обычно интерпретируются как солнечные лучи. Хотя приведенная выше параллель и необычна, но она тоже указыает на связь конструктивных особенностей дольмена с культом Солнца. И раз уж мы вспомнили о другой, не дольменной, символике, здесь будет уместным коснуться феномена, заключенного в орнаменте так называемого каргопольского женского календаря. Каргопольский женский календарь представляет собой орнамент вышивки сложной структуры с непременными, в качестве атрибутов, солярными символами в виде крестов в кругах. Центральной фигурой в орнаменте является шестилепестковый "цветок". Между "лепестками" расположено по одному "стебельку с усиками". Главный "лепесток" имеет на своем окончании подковообразную фигуру. "Цветок" с лепестками окаймляет кольцо, разомкнутое в месте главного "лепестка". По внешней дуге этого кольца в определенном порядке размещены солярные символы (крест в круге - прим.авт.), две спиральки, "стебельки". Расшифровка орнамента как женского календаря (Б.А.Рыбаков [9, стр. 685], В.Г.Власов [1, стр.56]) показала, что разрыв кольца должен соответствовать дате зимнего солнцестояния, а центральный "цветок" символизирует собой богиню-рожаницу. Главный "лепесток", находящийся в разрыве внешнего кольца и дополнительно композиционно оформленый (подковообразная фигура, "рога" подковы примыкают к "лепестку" по главной оси - прим.авт.), символизирует рождающееся новогоднее Солнце. Опуская более сложные обьяснения деления этого орнамента интерпретируемого как календарь, мы остановимся лишь на его структурном решении. Общая композиция каргопольского календаря очень хорошо соответствует планам как западноевропейских мегалитических построек (к примеру, такому сооружению, как дюсс - прим.авт.), так и западнокавказких дольменов имеющих разомкнутый кромлех. Для района города Сочи такими сооружениями являются плиточный ложнопортальный дольмен расположенный в урочище Волчьи ворота, составной дольмен, расположенный там же и составной дольмен группы "Жемси" /"Школьная горка"/. Первый памятник окружен кромлехом разомкнутым в области дворика перед фасадом; второй - практически полностью впущен в курган и окружен кромлехом; третюю постройку окружает кромлех разомкнутый в области дромоса, камни кромлеха имеют четко выраженную сегментарную размерность. Первый и третий дольмены имеют достаточно точную ориентировку по Солнцу - на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния и на точку восхода Солнца в дни равноденствий соответственно. Второй дольмен имеет ориентировку фасада 135 градусов, что затрудняет суждение о точной ее принадлежности к какому-либо событию (здесь необходимы более строгие наблюдения с учетом местной линии горизонта - прим.авт.). Но, как бы то ни было, ассоциативная связь с каргопольским женским календарем прослеживается во всех трех случаях, где роль роль центральной богини-рожаницы или шестилепесткового "цветка" играет сам дольмен, а разомкнутого кольца - разомкнутый кромлех.

Подковообразная фигура, присутствующая на главном "лепестке" каргопольского календаря, символ хоть и неосмысленный до конца, но достаточно характерный применительно к мегалитической культуре. Подковообразную или "U"-образную форму имеет центральная часть Стоунхенджа. Эта же форма характерна и для других мегалитических построек Западной Европы (см. глоссарий - прим.авт.). И если мы с вами посмотрим внимательнее на планы дольменов Западного Кавказа, то в них увидим ту же самую "U"-образную форму (это касается и дворика дольмена расположенного в пос.Джубга - прим.авт.). Здесь мне так и хочется ассоциировать термин ""U"-образная" с русским словом "утроба", ведь похоже, как и в случае с каргопольским календарем с богиней-рожаницей в центре, так и на примере камеры дольмена, определенной нами ранее, как символ чрева "Матери-Земли", мы имеем дело с понятием, означающим одно и то же. Стоит заметить, что мегалитические храмы острова Мальта по своей форме достаточно антропоморфны и могут также интерпретироваться, как символические отображения некоего женского божества плодородия - возрождения.

При рассмотрении конструкций кромлехов, окружающих дольмены Западного Кавказа, мы не пришли к выводам о каком-либо логичном расположении камней кромлехов для фиксирования астрономически значимых направлений. Кромлех причерноморских дольменов играл скорее сакральную, чем функциональную роль. Некоторым исключением из этого списка, возможно, является конструкция обнаруженная в августе 1995 года в урочище Жемси ("Школьная горка"). Центральный составной дольмен, имеющий сложенный из достаточно впечатляющих плит дромос, окружен кромлехом с подчеркнуто секторальной размерностью камней. Учитывая ориентировку этого памятника (110 град., приблизительно точку восхода Солнца в дни равноденствий) и соответствующую размерность камней кромлеха, можно предположить, что сектор с наиболее крупной фракцией камней соответствует летнему периоду, сектора с более мелкими камнями - периодам соответствующим весне и осени, сектор с камнями самого мелкого размера - зимнему периоду. Причем, секторальное изменение размерности камней вполне логично постепенно изменяется отсчитывая от оси ориентировки фасада-дромоса по часовой стрелке. Сектора с различной размерностью камней отделены друг от друга более крупными валунами, то есть. возможно, специально выделены. Таким образом, подобная конструкция может интерпретироваться, как отображение сезонного календаря.

Небезинтересный материал касающийся понимания сути кромлеха я нашел в эзотерической литературе. Многие из Вас, уважаемые читатели, возможно уже знакомы с таким понятием, как "мандала". В книге А.Давид-Неэль, посвещенной обрядам и верованиям тибетцев, в главе, где рассказывается о истории монаха Карма Дорджи, мы находим следующее [3, стр. 134-135]:

"Он помнил еще много преданий о "Великих духах зла", приносивших по требованию мага в середину магического круга "кйилкхор" окровавленные головы его недругов. Дорджи был немного знаком с искусством "кйилкхор". Он магический круг из камней на дне глубокого ущелья и начал заклинать грозных духов направить его к одному из повелевающих ими магов - учителей". В другой главе автор пишет [3, стр. 182-183]:

""Кйилкхор" - вид диаграммы начертанной на бумаге или ткани, или же выгравированной на камне, металле или дереве... Существует множество их разновидностей... "Кйилкхор", сооруженный непосвященным, остается мертвой вещью не имеющей силы... Тайные "кйилкхоры" мистиков отличаются по форме от "кйилкхоров", изготовленных в монастырях-гомпа".

По сути, "кйилкхор", описанный А.Давид-Неэль, не что иное, как мандала ("мандал" у Г.Ц.Цыбикова [11, стр. 36] - прим.авт.), но с тибетским названием. "Кйилкхор", сооруженный Карма Дорджи, фактически тот же самый кромлех!

Ассоциативный ряд кромлех-мандала имеет еще одну интересную параллель, связанную с таким термином, как "дольмен". Традиционно принято считать, что этот термин - производное от бретонского dol - стол, maen - камень. В.А.Трифонов указывает [10, стр. 23], что подобная терминология "была изобретена французским археологом Бодэном (Baudin) в самом начале XIX столетия. Творчество Бодэна было стимулировано популярной в то время идеей о строительстве мегалитических сооружений Бретани ее древним населением - кельтами. Исходя из этого, Бодэн приступил к конструированию особых названий, соответствующих внешнему виду памятников, заимствуя слова из бретонского языка... В 1814 году французский археолог Миллэн (Millin) усомнился в успехе такого нововведения, но оно имело неожиданный успех... Позднее ее [терминологию - прим.авт.] стали забывать, принимая термины за остатки древнего языка и называя памятники "друидическими"". Таким образом, получается, что термин "дольмен" (равно, как и его перевод - прим.авт.) является скорее искусственным, но не естественным понятием. В связи с этим фактом, представляет определенный интерес одно из "естественных" названий подобных мегалитических памятников, встреченное французским исследователем М.Песселем в Северной Индии [8, стр.126]:

"- А сооружаете ли вы вот такие каменные столы? - спросил я, нарисовав типичный для Европы и некоторой части Азии дольмен. Ответ превзошел все мои ожидания.

- Да, мы называем такие столы "до-мандал". Их делают у подножия горы, и они служат алтарями для богов, живущих на ее вершине.

Дольмены народа минаро стоят на трех ножках (если уж продолжать аналогию со столом) и состоят иногда как-бы из двух "этажей". Большой дольмен близ Даха, сказали мне, считается троном богини Гьянце-Лхамо".

Термин, используемый для обозначения дольменов в Северной Индии, - "до-мандал", или "рдо-мандал", можно перевести с тибетского, как "каменная мандала". И кромлех, и сам дольмен, в таком случае, получают одну и ту же смысловую нагрузку.

Более расширенное описание эзотерических функций кромлеха было встречено у американского философа, антрополога и этнографа Карлоса Кастанеды в его знаменитой книге "Путешествие в Икстлан" [4, стр.88]:

"Дон Хуан,,,сказал:

- Едем в "место силы"...

К полудню мы забрались на огромную, точно стена, скалу. На вершине Дон Хуан уселся и велел мне сесть рядом.

- Это и есть место силы... Место захоронения воинов...

...[Площадка - прим.авт.] была совершенно круглой, обнесенной как-бы естественной изгородью из булыжников. Росший по краям густой кустарник заслонял булыжники и скрывал правильную форму площадки. Она была довольно просторна, ярдов сто в диаметре.

Дон Хуан сказал, что там, где с древности живут индейцы, много таких мест. Это не обиталище духов, а скорее место просветления, тут можно получить знание, найти ответ на любой вопрос.

- Достаточно придти сюда, провести ночь на этой скале, и встанешь обновленным...

...- Когда-нибудь ворона приведет тебя к такой же круглой площадке. Чем правильнее форма круга, тем больше заключенная в нем сила.

...- Это не кладбище, тут никто не зарыт. "Захоронение" для воина значит совсем другое. Воины приходили сюда и сами хоронили себя - на ночь, на несколько дней... Так что тут нет никаких останков. На кладбище я бы тебя не повел - там нет силы. Правда, в останках воина она есть, но воинов не хоронят на кладбищах. Еще больше силы - в останках, но где покоится тело знающего, и вовсе тайна...

Дон Хуан... вывел меня... на середину круга...

- Я... захороню [тебя - прим.авт.] совсем ненадолго... Сложив ветки внутри очищенного пятачка, велел лечь головой к востоку... и стал сооружать вокруг меня нечто вроде клетки. Воткнул в мягкую землю ветки высотой примерно в локоть; на ветки, оканчивающиеся развилками, поместил перекладины, вышел как-бы каркас гроба. Поверх длинных веток он набросал мелкие, с листочками. Теперь все мое тело было скрыто, одна голова торчала наружу. Затем Дон Хуан толстой палкой разрыл рядом землю и слегка присыпал крышку "гроба". Внутри было вполне просторно, я легко мог бы вылезти. Дон Хуан сказал, что обычно воин сам сооружает клетку, потом влезает в нее и заделывает изнутри.

- Какова же цель захоронения?

- Просветление. Обретение силы... Воин хоронит себя, потому, что ищет силу... Нужное состояние, состояние воина, заключается в том, что ты должен одновременно и управлять собой, и отдаваться порыву".

В приведенном выше описании, кольцо камней оконтуривает так называемое "место силы" и фактически представляет собой кромлех; "гроб", сооруженный Доном Хуаном в центре этого кольца для ритуального "захоронения" с целью просветления и обретения мистической силы, довольно схож по смыслу с расположенной в центре кромлеха какой-либо мегалитической постройкой. В принципе, современные эзотерики, посещающие дольмены Причерноморья, приходят на эти памятники с теми же самыми целями, которые описаны выше у К.Кастанеды. Популяризация подобных взглядов есть и у В.Мегре в "Анастасии". В таком случае, мы вполне можем предположить упрощенную компиляцию взглядов К.Кастанеды, хотя российские "авторы" подобных "методик" почему-то забывают о кромлехе, как о непременном атрибуте американской и тибетской практик. Впрочем, главным условием у К.Кастанеды все же является обязательное наличие "места силы". И если, в нашем понимании, такое место силы представить, как место проявления геофизических или иных аномалий, отмеченных так или иначе мегалитическими сооружениями (в нашем случае - дольменами, - прим.авт), то совершенно необязательно, что такое место силы будет "работать" по прошествии более чем четырех тысячелетий.

Читатель, наверное, уже мог заметить, что я в этой главе несколько обошел вниманием интерпретации таких символов, встречаемых на дольменах Западного Кавказа, как зигзаг, крест и гребневидная фигура с шестью лучами. Смею уверить, что более подробное осмысление креста и гребневидной фигуры ждет вас в следующей главе, посвещенной метрологии дольменов. С зигзагом сложнее. Можно, конечно, понять его, как символ воды, змей, или же потоков некой "космической энергии Солнца". Но некоторые зигзаги представляют собой сложные композиции с дополнительными деталями (дольмены групп "Черноморка", "Нихетх" I и др.), что не позволяет судить о них слишком упрощенно. Скорее всего, "зигзаг зигзагу - рознь" и мы должны рассматривать этот символ отдельно каждый, в зависимости от композиционного решения. Вполне возможно, что часто зигзаг означает какие-либо значимые числовые промежутки, отмечающие определенные циклы, важные для строителей дольменов. Здесь не стоит забывать, что конструктивное решение дольмена связано, прежде всего, с цикличным движением Солнца и наблюдениями за ним, и, соответственно, с календарем, реализуя принцип возрождения всего живущего.

Можно также предположить верность различных пониманий символики дольменного зигзага представленных выше, как взаимопроникновения интерпретаций. Обратившись к мифологии, мы заметим, что "у отдельных народов змея являлась символом Солнца, а свившись в кольцо означала его движение. Кроме того, змея связана с водой, а вода оплодотворяет землю... Не случайно в волшебных сказках отдельных народов змея имеет связь не только со смертью, с темным началом, нежелательным явлением, но и фигурирует как отец, как предок, становится символом фалла... Змея почиталась и "как бог мудрости и прорицания", и как универсальный демон зла. Положительное отношение к змее можно обьяснить тем, что в древности она символизировала идею плодородия в ее хтоническом аспекте" [2, стр. 107-108]. На приведенном выше примере мы видим взаимопроникновения понятий: змея - Солнце - вода. А поскольку все они имеют общим стержнем плодородие-возрождение, то эту же понятийность логично перенести и на дольменный зигзаг, обозначив его именно как символ возрождения "в хтоническом аспекте", что очень хорошо подходит к нашему пониманию такой постройки, каким является дольмен.

 

--------------------------------------------------------------------

Литература:

 

1. Власов В.Г. Пути расшифровки каргопольского календаря-вышивки, в сб. Советская Этнография, вып.2, 1990

2. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана, М., Наука, 1991

3. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета, М., Дягилев Центр, ЦДЛ, 1991

4. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан, Киев, София, 1993

5. Марковин В.И. Испун - дома карликов, Краснодар, 1985

6. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа, М., Наука, 1978

7. Миллер А.А. Разведки на Черноморском побережье Кавказа в 1907 году - ИАК, вып. 33, СПб., 1909

8. Пессель М. Золото муравьев, М., Мысль, 1989

9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1997

10. Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа, в сб. Дольмены, современники (свидетели) древних цивилизаций, Краснодар, 2001

11. Яньков Н.Д. Открытие мира Майтреи, в сб. Человек открывает Землю, М., Мысль, 1986

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: