дольменов Северо-Западного Кавказа




Книга «Тайны сочинских дольменов» была написана автором в 2002 году. С тех пор, как говорится, много воды утекло. Было открыто множество новых памятников, найдена и проанализирована новая информация. Изменять что-то в старом тексте у автора нет особого желания, так как это своего рода «ключи». Взгляды на ориентировку фасадов в связи археоастрономией мало изменились, она очевидно есть и по Солнцу и по Луне. Но по ориентировкам и месторасположению появилась ещё новое дополнение – дольмены стоят на «перекрёстках древних дорог, троп» и есть такие, встав спиной к фасаду которых, мы впереди увидим направление к следующему дольмену или группе дольменов. Древние люди точно также, как и мы, выбирали в горах удобные пути прохода и, как мало изменились горы со времени постройки дольменов здесь, так мало и изменились варианты удобных троп в этих горах. Но в горах тоже нужны ориентиры и некие навигационные визиры. Вполне возможно, что некоторые из дольменов таковыми и являлись, по крайней мере вполне могли играть такую роль. Также, вполне возможно, что подобная ориентация по дольменам могла быть и сакральной. Даже само понимание расположения на «перекрёстках путей» уже наталкивает на это. В древности есть и понимание богинь «перекрёстка». В частности, в древней Греции богиней перекрёстков являлась Геката, которой «ведомы все тайны Вселенной».

Говоря в этой книге о происхождении культуры дольменов на Северо-Западного Кавказа, автор считает просто необходимым обратить внимание читателя на средиземноморскую параллель. Сейчас можно утверждать, что наиболее близки нашим по технике выполнения и смысловой нагрузке памятники острова Сардиния. На Сардинии мы имеем два типа памятников наиболее интересующих нас: это «могилы гигантов» и «дома ведьм» (это при том, что там также есть и дольмены как таковые). Фасады «могил гигантов» и «домов ведьм» часто оформлены в едином стиле, что позволяет судить о едином происхождении. Если «могилы гигантов» являются плиточными сооружениями, с оформленной фасадной плитой, то «дома ведьм» чрезвычайно похожи на наши дольмены полумонолиты или монолиты. Техника выполнения фасада чрезвычайно близка нашим дольменам. Пожалуй, глядя на фото часто трудно даже понять откуда этот памятник, с Кавказа или же с Сардинии. Но и не только это. Как и на Сардинии, так и на Кавказе (применительно к дольменам) мы имеем на фасадах дополнительное выделение таких же фасадов-порталов (Жане, Широкая щель, Широкопшадская щель, Джубга (по сведениям г-жи П.С. Уваровой), Виноградная). Как и на Сардинии, так и на Кавказе (применительно к дольменам) мы имеем смысловое понятие «ложной двери» или «ложного входа». На этом пункте стоит остановится подробнее.

Понятие «ложной двери» очень характерно для древнего Египта. В египетских гробницах изготовление таких «ложных дверей» было достаточно традиционным, перед ними оставляли жертвенные приношения и они являлись гранью между миром живых и миром мёртвых и символизировали собой невозможность проникнуть в мир мёртвых обычным традиционным способом. Фактически «ложная дверь» в египетской традиции представляет собой упрощённо две вертикальных плиты перекрытых третьей, но часто ниже перекрытия была ещё одна перемычка и «коридор» как бы повторял себя вглубь повторяющейся конструкцией. Датировка возникновения традиции «ложной двери» для Египта известна и фактически синхронна как средиземноморским параллелям, так и кавказским (конец IV начало III тысячелетий до нашей эры). На взгляд автора для Кавказа понятие «ложной двери» для дольменов Кавказа выполняют не только прямые ложнопортальные памятники, но и выделение на обычном фасаде ещё одного, о которых писалось выше. Аналогично и для Сардинии – символ «ложной двери» мы видим не только внутри «домов ведьм», но и в определённом техническом приёме выделения фасадных плит «могил гигантов» и фасадов «домов ведьм», где присутствует та же непонятная перемычка, как и на египетских. То есть сам фасад даже при наличие отверстия должен был нести смысловую нагрузку границы между мирами и понимание, что в «тот мир» живому не так просто попасть.

Для Средиземноморья в целом, так и для Сардинии в частности достаточно очевиден культ крупного рогатого животного. Символические рога мы видим и на острове Крит. В «домах ведьм» мы встречаем как отдельные прямое символическое изображение рогов с «головой», так и символическое отображение перекрытия «ложной двери» в виде рогов. Встречены и граффити подобные «рогам» и подобный рельефный орнамент над отверстиями. Для Египта рогатой с Солнцем между рогов изображалась Хатхор или Исида. Как может роднить наличие подобного факта далеко «там» с нашими дольменами? Забавно, но напрямую. Символическую резьбу в виде рогатой головы быка или коровы с вписанным в неё отверстием мы встретили на перекрытии плиточного дольмена на реке Пшада. Бронзовые крюки найденные в дольменах и дольменообразных гробницах ст. Новосвободная несут ту же смысловую нагрузку. В синхронной майкопской культуре, в знаменитом Майкопском кургане найдены статуэтки быков. Но это ещё далеко не всё. Если учесть символическое отображение рогов на Крите и Сардинии в виде «скобы» рогами вверх (как резьбу-граффити, так и рельеф в «домах ведьм» для Сардинии), Хатхор или Исиду с Солнцем между рогами для Египта, и перенести это всё применительно к западнокавказским дольменам, то невозможно не заметить, что рельефное выделение фасадов многих корытообразных и части ложнопортальных дольменов, включая декор шляпки как фиктивной, так и реальной пробок, фактически повторяет ту же «рогатую скобу» с отверстием-Солнцем! Сам фасад есть те же рога с Солнцем между ними. Можно этот вариантный пласт понимания дополнить Цюшенской гробницей из Германии, где помимо наличия абсолютно идентичной кавказским фасадной плиты с отверстием и соответствующим декором из зигзагов в наличии граффити из множества «рогов» и даже повозки, запряжённой быками (?). На Кавказе мы также имеем и вариант с обрядом связанным с самошествующей священной коровой, которая должна была пройти все адыгские племена и придти в священную рощу для жертвоприношения.

На Сардинии часто фасадная часть «могил гигантов» помимо наличия самой портальной плиты, находящейся в центре, с обоих сторон имеет выкладки из блоков. Если смотреть на подобное сооружение сверху, мы получим те же самые рога с головой, где выкладки – рога, а голова – сама гробница. Реконструкция дольменов, сделанная археологами на Жане и Нексисе, дала практически аналог сардинским выкладкам в фасадных частях. Может ли это быть случайным? Да конечно же нет! Мы имеем ту же самую смысловую нагрузку заключённую в общую архитектурную конструкцию. Как и если мы возьмём двухскатную крышу новосвободненских памятников и выделенную двухскатную крышу внутри сардинских «домов ведьм».

Мы ещё не упомянули про остров Мальта… Мальтийские мегалитические храмы помимо сложной общей антропоморфной (сверху, женской) конструкции имеют внутри так называемые «алтари», чрезвычайно похожие на обычный плиточный западнокавказский дольмен (правда с подпрямоугольным отверстием, но таковые тоже у нас имеются) с приставными портальными плитами. Если взять, к примеру, многим известный дольмен в Джубге с двориком из массивных блоков и сравнить его с «алтарной» частью мальтийского храма, мы заметим, насколько всё похоже. В случае Джубги (да и не только неё, а везде) сам дольмен – тот же мальтийский алтарь. А если взять ещё и абхазскую Отхару и сравнить общую конструкцию с каким-либо мальтийским храмом, то параллели просто очевидны. Только, если в случае мальтийского варианта мы имеем антропоморфность в виде женщины, то в случае Отхары всю конструкцию окружает овоидный (яйцеобразный) кромлех. Но семантика идентична – и женщина и яйцо символы рождения. Что ещё у нас общего с Мальтой? Символика на камне мальтийского Tal Quadi идентична найденной на песчаниковом диске в дольмене Колихо. А спирали с плит, найденные в дольмене у ст. Новосвободная один в один как в мальтийских мегалитических храмах и на плите из Сардинии. Случайность? Честно говоря, трудно поверить в подобные случайности при наличии таких многих схожих архитектурных и остальных символических деталей.

Теперь стоит ещё раз вспомнить о декоре наших дольменных (настоящих и фиктивных) пробок. Частый случай – концентрические круги, вписанные один в другой. Единичный случай – рельефный крест. Но кресты мы встречаем и на перекрытии дольмена на Нексисе, фасадной плите дольмена Черноморки и в других местах. А вот концентрические круги…. Для Европы подобное изображение часто встречается на скалах и на блоках мегалитических гробниц, часто с лунками (Cup marks and Rings). То же самое отображение мы встречаем в «доме ведьм» Сардинии и в виде общего архитектурного плана «Колеса Духов» в Израиле. Тот же самый символ – план метрополии Атлантиды, известный по диалогам Платона. Как известно, Платон в диалогах Критий и Тимей, описал встречу своего предка Солона со жрецами города Саиса Египта, которые ему и поведали эту историю о Атлантиде. Причём о войне атлантов с некими предками афинян. Как объяснили ему жрецы, древность их городских установлений оценивается в девять тысяч лет, древние Афины на тысячелетие древнее, соответственно описываемые ими события происходили совсем в глубокую древность. Но, будучи реалистами, мы вполне принимаем существующую научную хронологию, как древнего Египта, так и догреческой Греции и понимаем, что «древность городских установлений» г. Саиса никак не может быть больше где-то середины III-го тысячелетия до н.э.. вероятнее всего. И что мы имеем в Средиземноморье действительно до этого рубежа? На самом деле мощнейшую мегалитическую культуру к III-му тысячелетию до нашей эры, охватившую «Ливию вплоть до Египта и Европу вплоть до Тиррении» (Северную Африку вплоть до Египта и Европу и Средиземноморье вплоть до Италии), говоря устами жрецов или Платона. Причём, судя по одинаковым мифологемам («ложная дверь» и женское божество с «рогами с Солнцем»), хотя бы у той же Сардинии и Египта культурные связи были в одно историческое время. Кто у кого заимствовал – уже вопрос риторический. Чем же закончилась эта легендарная война? Катастрофой, связанной с морем, наводнением или т.п. Причём, как описывается, катастрофа коснулась обе стороны. Какой фактический материал мы имеем в связи с подобными катастрофическими явлениями на Черноморском побережье? Как раз имеем и очень хороший. А именно Новочерноморскую трансгрессию. Найденное нами летом 2012 года в Шепси первое известное в науке комплексное поселение новосвободненской-дольменной культуры погребено под слоями глины, образующейся в заливах. А поселение расположено в 2,3 км от нынешнего уреза моря. Правда датировка ранненовочерноморской трангрессии где-то в промежутке 3,7 - 3,4 тысячелетия до н.э.. И это же климатический оптимум для Чёрного моря. Это же время максимума накопления урана в органических остатках. Впрочем, это датировки по геологическим данным. Так или иначе и по археологическим данным для Средиземноморья и Мальты в частности мы знаем, что культура строительства мегалитических храмов куда-то исчезает после III тысячелетия до н.э., некоторые древние так называемые мальтийские дороги-колеи продолжаются и под водой. Какая точно катастрофа могла случиться и где локализовано точно, мы, к сожалению, точно сказать не можем. Как и не можем сказать, когда могли прибыть в наши места носители средиземноморской мегалитической культуры, т.е. до или после предполагаемой войны и катастрофы. Так или иначе, они пришли на места обитания той культуры, которую в Крыму принято называть Кеми-обинской, а у нас Майкопско-новосвободненской. Соответственно, получился закономерный симбиоз, так как культуры изначально были родственны, по всей видимости. Но «исход» как оригинальных новосвободненцев, так и кеми-обинцев происходил с другого направления и через Европу, как считает Резепкин, а не через Средиземноморье. Между тем, как для кеми-обинцев, так и для причерноморских новосвободненцев характерна любовь к конкретным морепродуктам – устрицам. Даже в достаточном удалении от моря – в Воронцовской пещере найдены слои содержащие створки мидий. Что моложе, а что древнее – классические дольмены или же дольменообразные гробницы новосвободненцев – вопрос ещё тот и ответа на него пока нет. Вполне вероятно, что культуры могли сосуществовать и синхронно. Но опять же, совершенно непонятен тот факт, что многие дольмены были брошены недостроенными. Как и непонятен полностью феномен «Кладов» в станице Новосвободной с сооружениями и артефактами отличающимися по технике от местных. Были бы «Клады» у берега моря, а не на той стороне хребта, было бы проще. Смущают и спирали практически идентичные мальтийским и кардинально отличающимися от привычного археологического материала находимого в том регионе. Как будто или жрецы или жрицы свои сакральные предметы привезли с собой, или мастера были явно со Средиземноморья определённого периода и места. Так или иначе, орнамент из вписанных друг в друга колец на пробках дольменов прекрасно увязывается как с легендой Платона о Атлантиде, так и с мегалитической Европой и Средиземноморским регионом. Надо ещё сказать, что подобный орнамент на оборотной стороне бронзовых зеркал был позже традиционен и у сармат. Как и дольменообразные гробницы. Вопрос опять же в символике. Солнце ли это. Или же круги на воде – Вода. Тем более, что легенда о Атлантиде связана так или иначе с Посейдоном и Посейдон делал планировку города. Но тогда идёт некоторая неувязка с «Солнцем между рогами». Хотя и необязательно.

За 15 лет прошедших с первого издания этой книги было найдено множество уникального материала. Общее количество дольменов как в регионе Сочи, так и в других увеличилось в разы. Для Геленджика и Абинского регионов на перекрытиях дольменов было найдено множество новых рядов из лунок и колец из них, которые совершенно ранее не замечались. Здесь в видении их помогает угол освещения Солнцем. Иногда, не видели глаза, но фиксировал «глаз» цифрового фотоаппарата. Некоторые кольца не представляют ничего иного, как своеобразные солнечные часы – календари. В Лазаревском был найден дольмен с уникальной рельефной орнаментацией на фасаде, которая не встречается более нигде. В Туапсинском районе был найден дольмен, напротив отверстия которого находится пятиметровый менгир. Менгиры, но значительно менее крупные, встречены только напротив фасадов дольменов и дольменообразных гробниц а Адыгее на «Кладах».

Говоря о том, что же такое представляет собой дольмен сейчас, мы сразу можем обратить внимание читателя на понятие и реализацию в наших дольменах «ложной двери», которая вряд-ли может читаться как-то двусмысленно. Ложнопортальные дольмены делались не ради того, чтобы что-то от кого-то спрятать (реальный вход), тем более, что подобная «игра в прядки» может вызвать лишь улыбку у потенциальных грабителей. Ложный портал делался, чтобы показать фактическую недоступность мира мёртвых и её персонифицированную грань от мира живых. Отверстие, пробка – это всего лишь сакральные атрибуты, но реально в мир мёртвых живому попасть очень сложно. Если на Мальте антропоморфные сложные мегалитические сооружения называют храмами, то северо-кавказский дольмен – это алтарь мальтийского храма и он же символ цикличности и возрождения. То есть для Кавказа это именно ритуально-погребальное сооружение, заключающее в себе и несущее конкретно для визуального восприятия взгляды его создателей на жизнь, смерть, возрождение, космогонию. Оформление двухскатной крышей памятников Новосвободной или же внутреннего помещения некоторых «домов ведьм» Сардинии – это конечно же «дом по ту сторону бытия». Отверстие, хоть подпрямоугольное, хоть круглое – это может быть и дверь и окно, - такие мы встречаем в глиняных моделях домов с VI тысячелетия до нашей эры. Они были характерны и для культуры Винча и Триполья да и многих других. Древние дольменостроители Кавказа, как и древние жители Египта верили вполне естественно как и в жизнь после смерти, так и в перевоплощение души. И всё это, конечно, было чётко увязано с космогоническими представлениями и натурными наблюдениями за движениями небесных тел. Потому мы и имеем своеобразные счётные машины для неких астрономических вычислений представленные структурированными наборами лунок на дольменах. Исходя из этой же предпосылки, вполне очевидно, что во время строительства дольменов на Западном Кавказе им должна была соответствовать определённая жреческая школа, занимающаяся как соблюдением ритуала, так и натурными наблюдениями. Была ли эта жреческая школа едина со школой мастеров-изготовителей, мы не знаем. Но то, что школы мастеров-строителей существовали и придерживались определённых технических приёмов в сооружении дольменов, мы с большой долей вероятности можем сказать точно. К примеру, дольмены группы «Три дуба» в бассейне р.Шахе по технике изготовления чрезвычайно похожи на дольмены бассейна р.Аше (Калежтам, как вариант). Также, в районе «Трёх дубов» были найдены песчаниковые глыбы с чёткими круглыми, размером с дольменное отверстие, явно искусственными многочисленными углублениями. Можно только предположить тренировку древних подмастерьев в изготовлении отверстий на этих глыбах. Кстати, мы проводили эксперимент по изготовлению дольменного отверстия. Самым оптимальным оказался способ вырезания отверстия по периметру осколком кремня (как рисование окружности без наличия циркуля) и дальнейшим отбиванием ненужной породы изнутри прорезанного периметра любым теслом в сторону прорези. Получалось достаточно быстро и аккуратно. Но опять же вернёмся к предполагаемым «школам» мастеров-каменщиков. Также, в верховьях р.Шахе и некоторых верховий рек Туапсинского района найдены единичные дольмены с отверстиями аналогичными как на Кизинке (как в русской печи) и района Новосвободной (подобные кизинским). Но, там (Кизинка, Богатырка и т.д.) дольменов с подобными отверстиями масса. Точно также, дольмен Серебряный урочища «Клады» в Адыгее у Новосвободной, хоть и имеет почти квадратное отверстие, но он также имеет и приставные портальные плиты и дополнительное второе перекрытие, аналогичные по технике причерноморским (яркие примеры Адигналово, Калежтам и др.). Если говорить о Кизинке, то она находится с северо-восточной стороны Гурмайского хребта. С юго-западной стороны этого же хребта расположены дольмены ст. Баговской (всё рядом). Но со стороны Баговской дольмены имеют такие же отверстия, как и обычные у причерноморских. И их там очень даже немало. Т.е. именно традиция неких «школ» имеющая некую жреческую концептуальную подоплёку.

Когда-то автор уже говорил (начиная с 1993 года), что дольмены стоят на «местах силы», что эти места связаны с определёнными проводящими горизонтами в земной коре и существующим полем напряжений в ней. Изменение электромагнитных параметров подобных полей напряжений напрямую зависит и от расположения и фаз Луны, Солнца и т.п. Как уже говорилось, эффекты, часто ощущаемые людьми на дольменах сопоставимы с предвестниками землетрясений. Их природа как раз и есть эти поля напряжений. Могут генерироваться и инфразвуковые колебания в некоторые периоды времени. Место для постройки выбиралось древними строителями не случайно. Поскольку подобные места расположения дольменов изначально являлись сакральными, они и в более поздние времена также продолжали использоваться как святилища. Не сами дольмены, а именно локальные места их расположения. Мы находили в таких местах именно приношения от скифского времени до средневековья в виде наконечников копий и дротиков. Причём, далеко в неединичном месте. А адыгов подобные места носили название Кадеш (Кадош) или Тхачег (священная роща). Что небезинтересно, хоть и считается, что Kdsh имеет ассирийские корни, Египет воспринял богиню Кадеш, «Кадеш-кодешим» - это «Святая святых» в иудаизме, Ковчег Завета, а «Кдеша» - некая ритуальная жрица, с которой общение было чрезвычайно опасно и запрещено для правильного иудея. Так или иначе, у нас такие места, повторюсь, являлись священными издревле. Соответственно, автор не исключает сохранение некоторой «информационной матрицы» в составляющей существующего поля напряжений. Как запись информации в кристалле, где поле напряжений так или иначе сбалансировано. И мы можем при сочетании определённых условий воспринимать эту информационную матрицу облачаемую нашим мозгом в понятные нам термины. Но позвольте, я никогда не поверю в разговоры на современном русском о тайнах бытия «воспринимаемые» некоторыми «продвинутыми» индивидуумами. Не всё так просто, как может казаться. Это же поле напряжений места силы посредством подходящей нейронной и не только структуры человека вполне может влиять и на скорость разряда электроэнергии в батарейках или аккумуляторов фотоаппаратов, часов и т.п., чему автор сам был свидетелем. Во время посещения подобной священной рощи с дольменами в районе аула Тхагапш весной 2015 у двух дам резко напрочь разрядились элементы питания фотоаппаратов, что даже объектив не убирался внутрь, а автор обратил внимание на то, что его честные японские часы-хронограф Seiko (но с питанием от батарейки, не совсем механика) где-то потеряли целый час времени. Эффект с потерей времени на часах сразу напомнил уфологические подобные варианты. Ещё автор обратил внимание на существующий в местах расположения дольменов эффект временного существования некой «слепой зоны», исходя из которого мы часто просто не замечали некоторые дольмены, расположенные в непосредственной близости от уже нам известных определённое время. Но мы замечали их гораздо позже во времени придя на то же место в очередной «надцатый» раз. Также известен эффект спонтанно появляющегося страха или даже ужаса в местах расположения дольменов. Это мы периодически (то есть далеко не всегда и даже редко) ощущали приходя на группу «Волчьи ворота», рассказывали, что подобное испытал М.К. Тешев на группе «Бганомакух», такое же испытывали мои коллеги на «Кладах»… По мнению автора, этот эффект объясним генерируемыми местом периодически инфразвуковыми колебаниями. Но всё же, наличие эффекта лучше чем его отсутствие. На то и «место силы». Так что, здесь уж как всё это использовать. Главное, понять, когда и как оно может работать. Вполне возможно, древние дольменостроители-геоманты знали ответы на этот вопрос.

Теперь стоит сказать и настоящем официальном изучении и охране западнокавказских дольменов в России. Как уже говорилось выше – это уникальные древнейшие архитектурные сооружения из камня заключающие в себе функцию древних космогонических храмов. В современной археологии они отнесены только лишь к памятникам археологии, хотя они должны быть и в списках древнейших архитектурных сооружений на первом месте. Памятником археологии может являться любая надземная стоянка древнего человека, грубо говоря, располагающаяся часто в дорожной пыли под ногами. Но дольмены – это ещё и архитектура с большой буквы. Но этот факт просто проигнорирован. Как и проигнорирована частая сопутствующая атрибутика в виде камней с лунками, жертвенными чашами и т.п.. Западнокавказские дольмены до сих пор не заняли логически положенное им место в списках Всемирного Наследия ЮНЕСКО, тогда как там находятся уже достаточно давно не только и другие аналогичные мегалитические памятники Европы, но и их корейские «братья-дольмены». Исходя из подобного подхода многие дольмены и зоны их ландшафта варварски разрушаются и уничтожаются при производстве различного вида работ на занимаемой ими территории. Мало того, даже у автора попытки получить минимальный по сумме грант на составление нового иллюстрированного каталога дольменов в ВОО «Русское географическое общество» в 2016 году не увенчались успехом. А ведь после составленного В.И. Марковиным каталога с его открытой публикацией в составе монографии ничего выпущено до сих пор не было за много-много лет. Да что говорить, дольмены Баговской в последний раз хорошо изучались лишь Фелициным до революции, даже В.И. Марковин их не посетил в своё время. Существующие на сегодня государственные списки охраны совершенно не полные по регионам, тем более в последние года усложнились требования к постановке на охрану вновь выявленных памятников археологии, потому…. Самым удивительным для автора оказалось отношение официальных структур к раскопкам дольменообразного сооружения в русле р.Шепси и найденному там же поселению новосвободненцев-дольменостроителей. Если само дольменообразное сооружение и было быстро раскопано фактически лишь внутри камеры и изъято, то близлежащий периметр не был подвержен раскопкам. Между тем, уже позже в размыве реки практически близ фасада дольменообразной гробницы обнажился пакетированный костяк с черепом, о чём было сообщено в головную структуру. Но… никто не приехал и река сделала своё дело. Точно также уникальный фактический материал с поселения «благополучно» просто ушёл в море. И это поселение уникально для черноморского побережья, аналогов ему неизвестно. Причём, по нему очень хорошо проследить стратиграфические слои и дать ответы на стоящие перед нами вопросы.. Но, видимо, подобные ответы никому в официальной среде у нас не нужны и не важны…Всё же будем надеятся на лучшее. На сегодня по Сочи, Туапсе, Геленджику существует круг моих соратников-друзей, которые и общаются и исследуют и находят. Делают они, правда, всё это на голом энтузиазме. Но главное, что нам это важно и интересно. И значит, рано или поздно, мы узнаем ещё больше об этом уникальном феномене.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

(по изданию археологического словаря)

 

 

АЛЛЕЯ МЕНГИРОВ (англ. alignment, нем. Steinreihe), ряд камней, вкопанных в землю вертикально. На Британских о-вах они располагаются на плоскогорье и чаще всего связаны с каменными курганами, кромлехами или хенджами. Ряды камней, как правило, не содержат находок, которые могли бы быть датированы, однако они, вероятно, были возведены во 2-м тысячелетии до н. э; в конце неолита и в бронзовом веке. Знаменита своими А. м. также Бретань (см. Карнак), памятники которой датируются также концом неолита - началом бронзового века.

АЛЬТГЕЙМ (Altheim), расположенное близ Ландсгута (Бавария) небольшое поселение, окруженное тремя концентрическими кольцами рвов и частоколов. Дало название поздненеолитической - энеолитической культуре бассейна Верхнего Дуная.

БОЙН (Воуnе). В излучине р. Бойн, примерно в 25 милях (40,2 км) к северу от Дублина (Ирландия), находится замечательная группа ритуальных доисторических памятников. Некоторые из них до сих пор не изучены; комплекс включает пять хенджей, несколько курганов и три огромные коридорные гробницы: Нью-Грейндж, Даут и Hayт. Термин культура Б. иногда употребляют для обозначения материала, найденного в коридорных гробницах по всей Ирландии. Характерными чертами являются богато орнаментированный стиль керамики Кэрроукил и костяные булавки с маковидными или грибовидными навершиями.

БРАХМАГИРИ (Brahmagiri), поселение и могильник, раскопанные М. Уилером в 1947 г. в северном Майсуре (Южная Индия). Различаются три слоя: 1-й - энеолитический, с многочисленными микролитами, полированными каменными топорами и бедной керамикой. Радиоуглеродные датировки материала близких поселений – 2200 - 1000 гг. до н. э. 2-й - железного века с изделиями из железа и черно-красной керамикой 1-го тысячелетия до н. э. К этому периоду принадлежат 300 могил, кромлехи окружают 6-футовые (1,83 м) квадратные цисты с амбразурами, оссуарии для костей. Родственные памятники в Южной Индии включают дольмены с терракотовыми саркофагами на ножках, "камни-зонты", напоминающие гигантские грибы. 3-й - 1 в. н. э., по керамике и другим признакам можно судить о контактах с Римом.

ВУДХЕНДЖ (Woodhenge), памятник, расположенный в 2 милях (3,2 км) к северо-востоку от Стонхенджа. Состоит из конструкций типа хенджа с деревянными постройками внутри. Центральное сооружение в свою очередь окружено 6 концентрическими кольцами из столбовых ям, рвом и валом с одной перемычкой. Встреченная керамика представляет собой вариант стиля Райнио-Клэктон, обнаружены также фрагменты кубков (см. Даррингтон Уоллз).

ГАЛЕРЕЙНАЯ ГРОБНИЦА (англ. gallery grave, франц. allee couverte или galerie couverte, нем. Galeriegrab), форма камерной гробницы, в которой входной коридор и сама камера не имеют выраженных отличий. Поэтому конструкция напоминает мегалитический коридор под продолговатой насыпью. Многие локальные варианты Г. г. встречаются в Каталонии, Франции (культура Сены - Уазы - Марны), на Британских о-вах (корт-каирн, северн-котсволдские гробницы, клиновидные галерейные гробницы), на севере вплоть до Швеции, на востоке - до Сардинии ("гробницы гигантов"), в Южной Италии. Большинство гробниц построено в неолите (3-е тысячелетие до н. э.), они продолжали использоваться в медном веке. когда появляются колоколовидные кубки. Сардинские образцы принадлежат к развитому бронзовому веку.

"ГРОБНИЦЫГИГАНТОВ" (англ. giants' graves, итал. tomba di giganti), местное название для одного из типов мегалитических камерных гробниц, строившихся на Сардинии в середине 2-го тысячелетия до н. э. Погребальная камера относится к типу галерейных гробниц, имеет продолговатые очертания и подпорную стену. Некоторые Г. г. имеют изогнутый фасад, обозначающий дворик, и напоминают ирландские корт-каирны. Архитектура этого периода представлена нурагами.

"ГРОБНИЦЫСО ВХОДОМ" (англ. entrance grave), тип камерной гробницы, в которой соединяются черты коридорных и галерейных гробниц. Над ней насыпался круглый холм, но выраженной разницы между входным коридором и погребальной камерой нет, отсюда второе название - недифференцированная коридорная гробница. Встречается в Южной Испании, Бретани, а также на о-вах Ла-Манша. В Юго-Восточном Корнуэлле, о-вах Силли и Юго-Восточной Ирландии зафиксированы небольшие Г. с. в., силлийские гробницы (Силли-Трэмор) с инвентарем бронзового века, которые датируются 1500—1000 гг. до н. э.

ДАРРИНГТОН УОЛЛЗ (Durringlon Walls), большой хендж диаметром около 1600 футов (487,7 м) с двумя проходами, находится в Эмсбюри (Уилтшир, Англия). Люди появляются в этом месте в период развитого неолита (керамика уиндмиллхиллского стиля), однако на поверхности встречается керамика Райнио-Клэктон более позднего времени. Хендж был построен, когда в употреблении находилась керамика Райнио-Клэктон и кубки. В результате раскопок обнаружены ямы от столбов сложных бревенчатых конструкций, которые находились внутри ограды и построены примерно в то же время. Южная постройка первоначально имела четыре концентрических кольца из столбов с прямым фасадом, затем ее сменили пять колец, позже они были окружены еще одним рядом столбов (архитектура напоминает Вудхендж). Северная постройка имела два концентрических кольца из столбов, к которым вел проход из вкопанных бревен. Позже сооружение было перестроено по тому же плану. Раскопана лишь часть памятника, в пределах вала и рва могут встретиться и другие здания.

ДОЛЬМЕН (англ. dolmen), в первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин Д. применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц (см. Портальный дольмен).

ДОЛЬМЕННОЕ БОЖЕСТВО (англ. dolmen deity), таинственное существо (божество), изображенное на мегалитических и скальных гробницах, культовой керамике и в виде различных идолов Западной Европы. В наиболее примитивных произведениях выделяются только пара глаз или бровей (глазковый мотив). Другие общие признаки - груди и ожерелье - позволяют предположить, что изображалась богиня. Наиболее детальную картину дает статуя-менгир из Франции. По мнению ученых, это изображение Матери - Земли, подземной богини смерти и, возможно, плодородия.

ДОЛЬМЕН МОНОЛИТ, ритуально – погребальное сооружение относящиеся к категории камерных гробниц, фасад, основные конструктивные детали и камера которого высечены в едином цельном блоке (скале, валуне) горной породы. С фасадной части Д.м. имеет амбразуру – отверстие (см. плита с амбразурой).

"ДОМА ВЕДЬМ" (domu de janas), в переводе с сардинского диалекта так называются скальные камерные гробницы, часто имеющие несколько связанных между собой помещений. Распространены по всему острову в течение медного и раннебронзового века.

ДРОМОС (dromos), коридорный проход, через который осуществляется доступ к погребальной камере коридорной гробницы или толоса.

ДЮСС (dyss), мегалитическая гробница финальной стадии датского раннего неолита (фаза С культуры воронковидных кубков). Древнейшие Д. представляют собой цисты из плит, перекрытые камнями, и содержат от 1 до 6 скелетов. Погребальная камера перекрыта насыпью, в основании обложена камнями. Аналогичные цисты меньших размеров строили другие группы культуры воронковидных кубков в Северной Европе. Д., по-видимому, являются чисто местным изобретением, они не связаны с коридорными гробницами, которые появляются в этом районе лишь в среднем неолите (фаза D культуры воронковидных кубков). Некоторые Д. совпадают по времени с наиболее ранними коридорными гробницами, оба типа сооружений использовались одним и тем же народом.

КАИРН (англ. cairn, нем. Steinhaufen), груда камней, насыпанная над погребением. Термин часто используется как синоним слова "курган" в областях, где насыпи состояли из камня.

КАЛЕНДАРЬ (англ. calendar), циклическая система измерения времени. Основой ее являлось видимое движение Солнца, определяющее такие единицы измерения, как сутки и, с большей или меньшей степенью точности, год. По фазам Луны определяется лунный месяц Согласование этих трех единиц измерения является нелегкой задачей, т. к. ни одна из них не является кратной другим Методом такого согласования является современный високосный год. В Египте (сотический период) совместить их не пытались, два К. существовали параллельно и независимо. Распространенным методом определения года является его привязка к правлению царя или иного должностного лица (такой-то год правления такого-то царя определенной династии). Отсчет лет от фиксированной даты начался лишь в классическую эпоху (год “ab urbe condita” - от основания г. Рим в 753 г. до н. э. или год такой-то Олимпиады, четырехлетнего интервала между Олимпийскими играми в Греции, начиная с 776 г. до н. э.). Происхождение мексиканского календаря в Америке до сих пор неясно, хотя данные Mowne Альбана позволяют предположить, что к VI в. до н. э. был известен 52-летний календарный цикл. В других местах к I в. до н. э. (если не раньше) использовалась система длинного счета (ольмеки, Исапа). С течением времени все цивилизованные народы Мексики приняли календарный цикл, но использование длинного счета было ограничено областью майя и примыкающих территорий. Календарный цикл состоит из двух цикличных календарей:

1. 260-дневный Священный К. использовался только для ритуальных целей и ничего общего не имел с астрономическими явлениями. Он был основан на числах от 1 до 13 и 20 названиях дней, каждый из которых имел собственный иероглиф. Все возможные сочетания дня и числа составляли в сумме 260, после чего цикл начинался сначала.

2. Солнечный годовой К., состоявший из 365 дней, делился на 18 месяцев по 20 дней каждый плюс период из 5 “несчастливых” дней. Любой день может быть выражен средствами обоих этих циклов. Должно было пройти 52 года (73 священных цикла или 52 солнечных), пока фазы обоих К. не совпадали снова и не повторялась та же комбинация. Более простым способом измерения времени является отсчет от фиксированной даты, как в христианской эре — принцип длинного счета майя (или "начальных рядов", названных так потому, что их иероглифы находятся в начале надписей майя). В этой системе вычисляется количество дней, прошедших от произвольно установленной точки во времени. По каким-то причинам, возможно мифологич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: