Практическая работа
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ ДЛЯ РАБОТЫС ЭЛЕКТРОННЫМИ
КАТАЛОГАМИ БИБЛИОТЕК, МУЗЕЕВ, СМИ В РАМКАХ УЧЕБНЫХ
ЗАДАНИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
Цели работы. Студенты должны уметь:
- работать с электронными каталогами библиотек, музеев, СМИ;
- формировать запросы для работы с электронными каталогами в рамках учебных занятий.
Дидактическое оснащение практической работы: настоящие методические
материалы по выполнению практической работы.
Теоретическая часть
Правила работы с электронным каталогом
Зарождение электронных каталогов связано с разработками специалистов Библиотеки Конгресса США в 60-е годы XX в., которые исследовали возможности автоматизации отдельных библиотечно-библиографических процессов. Результатом их работы стал так называемый «машиночитаемый каталог» (MARC – Machine-ReadableCatalogue).
Первый в мире электронный каталог был разработан в библиотеке университета штата Огайо. В 80-е годы электронные каталоги получили всеобщее признание и стали внедряться во многих библиотеках США, Канады, Австралии, Великобритании и других стран.
Библиографическая база данных – это база данных, содержащая библиографические описания документов (книг, журналов, статей, диссертаций, электронных и аудиовизуальных документов).
Лексикографические БД – это словари, рубрикаторы, классификаторы и т. п. Среди этих БД могут быть словари ключевых слов (нормализованной лексики), словари предметных рубрик, тезаурусы, классификационные системы. С их помощью ведется тематический, систематический, предметный поиск.
Под текстовыми понимаются: полнотекстовые, гипертекстовые, фрагментарные и другие БД. Полнотекстовые БД содержат полные тексты информационных документов.
|
Поисковый аппарат электронного каталога библиотеки – это совокупность лексикографических баз данных, т. е. совокупность словарей, сформированных по отдельным элементам библиографического описания.
Таким образом, электронный каталог библиотеки – совокупность библиографических и лексикографических БД в комплексе с СУБД и набором прикладных программ.
Электронные каталоги предоставляют пользователям дополнительные возможности поиска информации, а также расширяют возможности представления информации (отражается содержание, вносятся дополнительные описания аннотацией и ключевыми словами, добавляются сведения об организациях, географических объектах, персоналиях, произведениях, мероприятиях и т. д.). Пользователь может работать с ЭК в любое удобное для него время и в любом удобном месте.
Сегодня электронный каталог является ведущей формой библиотечных каталогов. Однако в России электронные каталоги продолжают сосуществовать с традиционными (карточными) каталогами.
Можно посетить любую библиотеку в России, сделать заказ электронного учебника, если такой есть. Сегодня многие библиотеки переходят на электронные ресурсы, которые предоставляют своим читателям. Для этого мы должны знать определенные правила, а именно:
Приступая к работе с электронным каталогом, необходимо предварительно ознакомиться с его характеристиками:
– какая информация представлена (книги, статьи, полнотекстовые данные, фактографические данные и т. д.);
|
– хронологические рамки (т. к. в России электронные каталоги начали создаваться в 90-е годы XX в., то информация за более ранний период не всегда представлена даже в каталогах крупнейших библиотек);
– поисковые возможности.
Практически все электронные каталоги позволяют пользователю выбрать вариант поиска (простой, расширенный или профессиональный). Для начинающего пользователя подойдет простой поиск. В этом случае необходимо выбрать поле поиска, т. е. по какому элементу мы будем искать информацию: автор, название, ключевые слова и т. д.
Ключевые слова – слова, устойчивые сложные и сложносокращенные слова, терминологические словосочетания, несущие существенную смысловую нагрузку в текстах документов.
Дадим краткую характеристику некоторых поисковых полей:
Ø «Название» позволяет искать книгу по ее заглавию. Заглавие – это слово, фраза, буква или группа слов, фраз и букв, как правило, указанные на издании, которые называют это издание или входящие в его состав произведения. Издание может иметь несколько вариантов заглавия (на титульном листе, обложке, корешке издания и т. д.), идентичных или отличающихся друг от друга.
Ø «Автор» позволяет искать книгу по индивидуальному автору. Индивидуальный автор – это лицо, создавшее произведение самостоятельно или в соавторстве с другими лицами.
Ø «Ключевые слова» – предназначено для поиска литературы по заданной теме (реферата, контрольной, сообщения). Ключевые слова берутся либо непосредственно из текста документа с сохранением авторской формулировки; либо из тезауруса (т. е. словаря, в основе которого лежит отраслевая терминология).
|
Практическая часть.
Задание №1. Осуществите поиск ресурсов на сайте научной библиотеки ЮУрГУ.
Порядок выполнения задания
1 Зайдите на сайт научной библиотеки ЮУрГУ: https://lib.susu.ac.ru/Resursy/Informacionnye_resursybiblioteki
2 Ознакомьтесь с интерфейсом, перечислите основные разделы сайта.
3 Перейдите в раздел Каталог.
4 Откройте программу Word и перечислите виды документов, имеющихся в библиотеке.
5 Задайте способ поиска «Поиск по ключевым словам одного поля» и сформируйте запрос по заглавию и по ключевым словам: «Информатика» (Все слова) и «Базы данных» (Точное совпадение).
6 Нажмите на кнопку Поиск. Сколько ресурсов было найдено по сформированному запросу?
7 Задайте способ поиска «По внешним БД» и сформулируйте запрос: «Цветкова — Коллективный автор» и
«Информатика — Предмет».
Выберите все источники (поставьте галочки напротив трех пунктов или нажмите на кнопку Выбрать все).
8 Нажмите на кнопку Поиск. Посмотрите, сколько ресурсов было найдено по
данному запросу.
9 Перейдите к способу поиска Комбинированный и сформулируйте запрос.
Запишите информацию по найденным ресурсам в тетрадь: наименование издания, автор(ы), вид издания, год выпуска.
10 Какие символы можно использовать при формулировании запросов? Найдите ответ на этот вопрос на сайте и запишите в тетрадь.
Задание №2. Используя электронный каталог музея
(https://museum.sakharov-center.ru/izo-fond/index.php, проанализируйте творчество Л. Г. Симонова. Перечислите его произведения и год их создания.
Задание №3. Используя сайт отдела нумизматики Государственного музея
Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
(https://www.coins-and-medals.ru/search/?7rus), выполните следующие запросы.
1) Осуществите поиск по категории «Медали», дополнительным параметрам
«Топография», значению «Белая Россия».
Письменно ответьте на вопросы:
- Сколько совпадений было найдено?
- В честь кого ознаменованы медали?
-Укажите номер каталога.
2) Выполните поиск по категории «Персоналии», дополнительным параметрам «Исторические личности». В поисковую строку введите запрос «Николай II». Сколько совпадений было найдено? Перечислите их в тетради.
3) Перейдите к ресурсу «Николай II». Запишите годы его жизни, статус и
перечислите монеты, связанные с временем его правления.
4) Перейдите к разделу «Коллекция». Самостоятельно ознакомьтесь с его
подразделами, их содержанием и запишите в тетради их краткую характеристику.
Задание №4. Сформулируйте в поисковой системе Google запрос: «Электронные каталоги СМИ». Запишите в тетрадь первые пять ресурсов, найденных по данному запросу.
Задание №5. Перейдите в Яндекс.Каталог, затем на сайт газеты «Комсомольская правда» и выполните следующие задания.
1) Ознакомьтесь с интерфейсом электронного каталога.
2) Выпишите три первых актуальных новости.
3) Кратко опишите содержание данного сайта: разделы, темы, дополнительная информация, способы поиска, связь с другими электронными ресурсами.
Задание №6. Сформулируйте в поисковой системе Google запрос: «Электронные каталоги книжных изданий».
1 Запишите в тетрадь первые пять ресурсов, найденных по данному запросу.
2 Среди этих ресурсов найдите Библиотеку-читальню И. С. Тургенева.
Выполните скриншот этой страницы и вставьте его в отчет.
3 Организуйте простой поиск по запросу «Автоматизированные системы».
Перечислите наименования ресурсов, авторов и год издания.
4 Ознакомьтесь с системой расширенного поиска, запишите структуру данного
вида поиска информации (по каким параметрам можно производить поиск).
5 Найдите книги издательства «Академия» 2013 года выпуска. Запишите
информацию по найденным ресурсам.
Содержание отчета
1 Ответы на вопросы, записанные в тетради в ходе выполнения заданий.
2 Письменные ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Что понимается под информационным поиском?
2 Какие формы взаимодействия обеспечивает диалоговый интерфейс?
3 Охарактеризуйте свойства автоматизированной библиотечной системы.
4 Какие функции выполняет электронная библиотека?