Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина является обязательной и относится к вариативной элективной части специализированного модуля по выбору «Этика» основной образовательной программы интегрированной магистратуры «Классическая и современная философия».
4. Уровень высшего образования: магистратура.
5. Год и семестр обучения: II курс, 3 семестр.
6. Общая трудоемкость дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы: 72 часа академических часов семинарских занятий и 36 академических часов самостоятельной работы студента.
7. Форма обучения: очная.
8. Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения |
ПК-8, ПК-17; ПК-18 | Знать: - условия проведение, содержание и теоретическое осмысление наиболее известных социально-психологических экспериментов ХХ века; - основные сведения из теории социального эксперимента; - философско-этические основания, критику и выводы из социально-психологических экспериментов; - направления теоретической и прикладной этики, в рамках которых возможно становление экспериментальной этики как исследовательской дисциплины; Уметь: - анализировать содержание социально-психологических экспериментов с точки зрения этики; - оценивать содержание и ход социальных экспериментов с точки зрения их этической приемлемости; - составлять программы собственных социальных экспериментов, направленных на подтверждение или опровержение гипотез моральной философии; Владеть: - навыками сопоставления различных социально-психологических, социальных и педагогических экспериментов с точки зрения их эффективности и теоретической ценности; - способностью проектировать собственные научные исследования с использованием результатов социальных экспериментов. |
9. Входные требования для освоения дисциплины:
Изучение курса «История современной зарубежной философии» (1 семестр), «Философские проблемы конкретнонаучных дисциплин» (1,2,3 семестры) а также дисциплины специализированного модуля по выбору «Этика» за 1 семестр ООП магистратуры.
10. Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Всего (ак.час.) | Контактная работа (ак.час.) | Формы контроля | |
Лекции | Семинары (Практические занятия) | ||||
1. | Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика | ||||
2. | Исследования конформизма: эксперименты С. Аша | ||||
3. | С. Милгрэм: жизнь, мировоззрение и социальные эксперименты | ||||
4. | Йельский эксперимент С. Милгрэма | ||||
5. | Вариации Йельского эксперимента С. Милгрэма | ||||
6. | Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо | ||||
7. | Ф. Зимбардо: последующие эксперименты и исследования | ||||
8. | Вариации экспериментов на подчинение | ||||
9. | Социально-педагогические эксперименты | ||||
10. | Эксперименты на восприятие | ||||
11. | Эксперименты с памятью | ||||
12. | Психология влияния: этический контекст | ||||
13. | Практика манипуляции и влияния | ||||
Итого |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Разделы и темы | Самостоятельная работа (ак.ч.) | Виды самостоятельной работы |
1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика | Конспектирование текстов | |
2. Исследования конформизма: эксперименты С. Аша | Сбор материала в Интернете | |
3. С. Милгрэм: жизнь, мировоззрение и социальные эксперименты | Конспектирование текстов, просмотр фильма. | |
4. Йельский эксперимент С. Милгрэма | Конспектирование текстов | |
5. Вариации Йельского эксперимента С. Милгрэма | Конспектирование текстов | |
6. Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо | Конспектирование текстов, просмотр фильма. | |
7. Ф. Зимбардо: последующие эксперименты и исследования | Сбор материала в Интернете | |
8. Вариации экспериментов на подчинение | Сбор материала в Интернете | |
9. Социально-педагогические эксперименты | Конспектирование текстов | |
10. Эксперименты на восприятие | Конспектирование текстов, просмотр видеоматериалов. | |
11. Эксперименты с памятью | Конспектирование текстов | |
12. Психология влияния: этический контекст | Конспектирование текстов | |
13. Практика манипуляции и влияния | Сбор материала в Интернете, написание итогового эссе. | |
Итого |
Учебная программа
Тема 1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика.
Экспериментальный метод в естественных и социальных науках. История появления и развития экспериментального метода в психологии. Социальная психология как экспериментальная наука. Виды социальных экспериментов, их место среди других методов и их эвристическое значение. Специфика экспериментов в социальной психологии: особенности проведения и интерпретации результатов. Можно ли говорить об эффективности таких экспериментов? Можно ли считать их «научными»? Этические требования к проведению социально-психологических экспериментов: где проходит граница допустимого при проведении экспериментов с участием людей? Статусы организаторов и участников экспериментов. Примеры наиболее известных социально-психологических экспериментов их критический анализ. Перспективы использования экспериментального метода в гуманитарных науках. Мысленные и реальные эксперименты. Экспериментальная философия: предпосылки появления и идейное поле. Перспективы применения экспериментального метода в этике. Экспериментальная этика как естественное продолжение прикладной этики и новая ступень в её развитии. Возможное поле её исследований.