Тема 1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика.




Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина является обязательной и относится к вариативной элективной части специализированного модуля по выбору «Этика» основной образовательной программы интегрированной магистратуры «Классическая и современная философия».

 

4. Уровень высшего образования: магистратура.

 

5. Год и семестр обучения: II курс, 3 семестр.

 

6. Общая трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы: 72 часа академических часов семинарских занятий и 36 академических часов самостоятельной работы студента.

 

7. Форма обучения: очная.

 

8. Планируемые результаты обучения по дисциплине:

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения
ПК-8, ПК-17; ПК-18 Знать: - условия проведение, содержание и теоретическое осмысление наиболее известных социально-психологических экспериментов ХХ века; - основные сведения из теории социального эксперимента; - философско-этические основания, критику и выводы из социально-психологических экспериментов; - направления теоретической и прикладной этики, в рамках которых возможно становление экспериментальной этики как исследовательской дисциплины; Уметь: - анализировать содержание социально-психологических экспериментов с точки зрения этики; - оценивать содержание и ход социальных экспериментов с точки зрения их этической приемлемости; - составлять программы собственных социальных экспериментов, направленных на подтверждение или опровержение гипотез моральной философии; Владеть: - навыками сопоставления различных социально-психологических, социальных и педагогических экспериментов с точки зрения их эффективности и теоретической ценности; - способностью проектировать собственные научные исследования с использованием результатов социальных экспериментов.

9. Входные требования для освоения дисциплины:

Изучение курса «История современной зарубежной философии» (1 семестр), «Философские проблемы конкретнонаучных дисциплин» (1,2,3 семестры) а также дисциплины специализированного модуля по выбору «Этика» за 1 семестр ООП магистратуры.

 

10. Учебно-тематический план

Разделы и темы Всего (ак.час.) Контактная работа (ак.час.) Формы контроля
Лекции Семинары (Практические занятия)
1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика        
2. Исследования конформизма: эксперименты С. Аша        
3. С. Милгрэм: жизнь, мировоззрение и социальные эксперименты        
4. Йельский эксперимент С. Милгрэма        
5. Вариации Йельского эксперимента С. Милгрэма        
6. Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо        
7. Ф. Зимбардо: последующие эксперименты и исследования        
8. Вариации экспериментов на подчинение        
9. Социально-педагогические эксперименты        
10. Эксперименты на восприятие        
11. Эксперименты с памятью        
12. Психология влияния: этический контекст        
13. Практика манипуляции и влияния        
  Итого        

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Разделы и темы Самостоятельная работа (ак.ч.) Виды самостоятельной работы
1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика   Конспектирование текстов
2. Исследования конформизма: эксперименты С. Аша   Сбор материала в Интернете
3. С. Милгрэм: жизнь, мировоззрение и социальные эксперименты   Конспектирование текстов, просмотр фильма.
4. Йельский эксперимент С. Милгрэма   Конспектирование текстов
5. Вариации Йельского эксперимента С. Милгрэма   Конспектирование текстов
6. Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо   Конспектирование текстов, просмотр фильма.
7. Ф. Зимбардо: последующие эксперименты и исследования   Сбор материала в Интернете
8. Вариации экспериментов на подчинение   Сбор материала в Интернете
9. Социально-педагогические эксперименты   Конспектирование текстов
10. Эксперименты на восприятие   Конспектирование текстов, просмотр видеоматериалов.
11. Эксперименты с памятью   Конспектирование текстов
12. Психология влияния: этический контекст   Конспектирование текстов
13. Практика манипуляции и влияния   Сбор материала в Интернете, написание итогового эссе.
Итого    

 

Учебная программа

Тема 1. Социально-психологический эксперимент: история, теория, практика.

Экспериментальный метод в естественных и социальных науках. История появления и развития экспериментального метода в психологии. Социальная психология как экспериментальная наука. Виды социальных экспериментов, их место среди других методов и их эвристическое значение. Специфика экспериментов в социальной психологии: особенности проведения и интерпретации результатов. Можно ли говорить об эффективности таких экспериментов? Можно ли считать их «научными»? Этические требования к проведению социально-психологических экспериментов: где проходит граница допустимого при проведении экспериментов с участием людей? Статусы организаторов и участников экспериментов. Примеры наиболее известных социально-психологических экспериментов их критический анализ. Перспективы использования экспериментального метода в гуманитарных науках. Мысленные и реальные эксперименты. Экспериментальная философия: предпосылки появления и идейное поле. Перспективы применения экспериментального метода в этике. Экспериментальная этика как естественное продолжение прикладной этики и новая ступень в её развитии. Возможное поле её исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: