Другая сторона – это педагогический анализ.
• Почему? Зачем? - Потребности, особенности, интересы
• Что? - Цель
• Как? - Методы Формы работы.Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности
• И что мы с этого имеем? - Результат, продолжение работы
Критерии эффективности классного часа:
• Личностная значимость для учащихся
• Комфортность, благоприятный психологический климат
• Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
• Обогащенность жизненного опыта учащихся
9.Методика проведения беседы с младшими школьниками
Условия повышения действенности беседы
Эффективность данной формы просвещения школьников находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста.
1. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, включение фрагментов других форм воспитательной работы (страничка устного журнала или живой газеты, фрагменты из видео и др.).
2. Авторитет и моральный облик классного руководителя, так как положительные идеи до детей может донести только уважаемый и любимый ими педагог.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное и требующее больших усилий.
Методикаподготовки и проведениябеседы
Беседа – это вопросно-ответная форма проведения воспитательного мероприятия. Изучение опыта использования этой формы на практике подтверждает мысль В.А. Сухомлинского о том, что некоторые педагоги не умеют воспитывать словом.
|
«Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».
Подготовка к беседе
1. В зависимости от возраста учащихся, роняя развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем определяется темы беседы.
2. Цель беседы – усвоение ребенком определенных норм и понятий, практических выводов, которые будут сделаны.
3. Подбор фактического материала
4. Продумывание педагогом вопросов беседы.
5. Подготовка учащихся к беседе:
- объявление заранее темы беседы, указание литературы, подготовка ситуаций, вопросов, над которыми следует подумать и подобрать примеры;
- определение при необходимости индивидуальных заданий;
- определение групповых заданий.
Структура беседы
1. Определение темы беседы и пробуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей действительности.
4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
|
Методические рекомендации
При определение темы в начале беседы необходимо пробудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать следующие приемы:
а) задать ученикам вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое является темой беседы (например, что такое милосердие? вежливость? и т.п.);
б) прежде чем объявить тему беседы, нужно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, необходимо попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газет, использование художественных картин, видеоматериалов и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть суть морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
При проведении итогов беседы следует использовать яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Необходимо четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.