Классификация конституций




Задание студентам группы ПЦ-262

По дисциплине ОДБ.11. Правоведение

На время дистанционного обучения

Февраля 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «ВИТА», 2009; Никитин А.Ф. Право. 10-11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Ф. Никитин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.

 

 

Тема: Возникновение конституции. Первые конституции

 

План

 

1. Понятие и сущность конституции.

2. Первые конституции.

3. Классификация конституций.

 

 

Цель занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие конституции; объяснить причины появления конституций в разных странах; познакомить с классификацией конституций.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства; воспитывать у студентов общечеловеческие

 

Понятие и сущность конституции

 

Конституция – это нормативно-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, принятый народом на референдуме или высшим органом государственной власти и регулирующий основы организации общества и государства, правового статуса личности.

Признаки:

1) Конституция – это основной закон государства и общества, он обладает верховенством.

2) Конституция обладает наивысшей юридической силой, ей не могут противоречить все остальные законы и иные правовые акты.

3) Конституция принимается народом на референдуме (иногда Конституция принимается монархом или парламентом государства).

4) Конституция регулирует основные права и свободы граждан, а так же способы их защиты с помощью государства.

5) Конституция регулирует основы государственного строя (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

6) Конституция является направляющим законом, она определяет идеи, к которым стремится общество.

Сущность Конституции:

Существует три основных подхода к сущности Конституции:

1) Формально-юридический: Конституция понимается, как нормативный акт, регулирующий только механизм государства, а не общества (пример, Конституция США).

2)Социологический означает, что Конституцию делят на два вида:

- юридическая - это документ, принятый в установленном порядке.

- фактическая - это реальные общественные отношения, сложившиеся на данный момент и отражающие соотношение классовых сил в стране.

3) Современный: Конституции отражают компромисс всех общественных сил и интересов в обществе.

 

Первые конституции

 

Необходимость этих основ появилась вместе с появлением государств, поэтому прообразами конституции можно считать и древние законы (например, Законы Хаммурапи, Русскую правду, Великую хартию вольностей и т.п.). Однако настоящая, письменная Конституция появилась лишь в 18 веке.

Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII – начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной.

Свою роль также сыграло и влияние эпохи Просвещения, рождения новых идей естественных и неотчуждаемых прав человека, необходимости разделения властей, неприкосновенности частной собственности, право на восстание против тех правительств, которые пользуются тиранической властью.

Такие идеи были закреплены в основных законах государств. Первой писаной конституцией была Конституция Соединенных Штатов, которая была принята в 1787 году после долгой борьбы с английской метрополией и действует до сих пор.

Затем последовали конституции Французской республики, Мексики, Боливии, других латиноамериканских стран, возникшие также после успешных буржуазных революций.

Новый толчок конституционному развитию придали события середины XIX века (европейские революции 1848 года) и ситуация, складывавшаяся в мире после обеих мировых войн. Менялся социально-политический, экономический, культурный уклад жизни целых государств. Многие из действующих ныне конституций были приняты именно в это время.

Тогда же появились и первые попытки классификаций мировых конституций, выяснения наиболее лучшей из них, попытки создания мирового стандарта. Разумеется, ведущая роль в этом принадлежала США, по образцу конституции которых написаны основные законы многих латиноамериканских государств. В то же время, многие страны искали свой путь в конституционном строительстве, старались учитывать традиции своего государства.

В этом смысле, большинство конституций уникальны и втиснуть их в жесткие рамки классификаций иногда не представляется возможным. Так, в Великобритании вообще нет конституции как единого правового акта, однако это не мешает оставаться Соединенному Королевству одному из самых демократичных, правовых государств. Анализ того, насколько успешно работают различные конституции, позволяет правоведам делать выводы об удачности или неудачности выбора той или иной модели правового регулирования.

Наконец, в современной правовой науке существует необходимость систематизации конституционного опыта различных стран, а для этого необходимо классифицировать бывшие и существующие конституции по различным основаниям. Некоторые из этих оснований и рассмотрены в настоящей работе

 

Классификация конституций

 

Для этого существует множество оснований. Среди них конституционное право выделяют следующие:

По способу принятия. Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:

1. Дарованные – когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. Например, конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также rонституция Италии середины XIX века королём Карлом Альбертом, который сперва в 1848 году предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот Альбертинский статус стал конституцией всей страны. Кроме того, конституция может быть дарована метрополией своей бывшей колонии. Так было, в частности, с Конституцией Канады, которая появилась на основе Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.

2. Принятые – такими являются большинство современных мировых конституций. Среди принятых конституций даже выделяют три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. В число первых входит, конечно же Конституция США: каждый из 13 штатов выбрал своих представителей от двух до восьми человек и они приняли основной закон государства. Ко второму подвиду относятся конституции Италии 1948 года, Японии 1947 года и Португалии.

3. Третий способ принятия конституции - на референдуме. В этом случае проект закона готовят опытные юристы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ считается одним из самых демократичных. Дарование же конституции в целом снижает ее авторитет: она не получена в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки.

Второй критерий деления конституций – по форме или формальной определенности. Различают писаные и неписаные конституции. Первые существуют в подавляющем большинстве стран мира. Из развитых государств только Великобритания имеет неписаную конституцию, более того, там вообще не существует строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом. Связано это с системой прецедентного права, что создает немалые трудности для юристов-профессионалов.

В целом существование конституции (в любой стране) оценивается положительно всем мировым сообществом. Связано это в первую очередь с тем, что именно в ней прописаны гражданские права и свободы и на её основе разрабатывается всё прочее законодательство. Правда, соблюдение конституционных норм - это уже совсем другой вопрос, очень остро стоящий в последнее время во многих уголках мира.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Что такое конституция?

2. Назовите признаки конституции.

3. В чем проявляется сущность конституции?

4. Что означает формально-юридический подход к сущности конституции?

5. Что означает социологический подход к сущности конституции?

6. Что отражают современные конституции?

7. Назовите первый правой документ, который можно считать конституцией?

8. Какая конституции была принята в 1787 году?

9. Когда была принята первая конституция в Европе?

10. Укажите принципы классификации конституций.

 

 

Самостоятельная работа.

 

Ответить письменно на вопросы для самопроверки. Объем работы – 1-2 страницы: шрифт Times New Roman, размеры полей стандартные, интервал 1,5.

Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)

 

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: