Что нужно делать до операции? 8 глава




Игрушки и товары для новорожденных должны быть однотонными или контрастными.

Выбирайте предметы разной фактуры: жесткие, мягкие, шершавые и гладкие поверхности развивают осязательные навыки и знакомят ребенка с многообразием тактильных ощущений.

Перечень игрушек, обеспечивающих нормальное развитие детей первого года жизни: неваляшки, шары разной величины и цвета, погремушки. Звучащие игрушки (резиновые, полиэтиленовые), бубен с колокольчиками, музыкальный волчек, губная гармошка, дудочки. Мисочки, ведерки, корзиночки с вложенными в них игрушками, вкладные кубы, ящики с кубиками, кольца различной величины, кастрюльк5и с крышками, матрешки. Куклы резиновые, пластмассовые.

Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы ребенка окружали соразмерные ему предметы. С маленьким плюшевым щенком он будет чувствовать себя более защищенным, чем с огромной – в натуральную величину – игрушечной собакой.

С 8 месяцев начинайте играть с ребенком: прятки, ладушки. С нервными детьми занимайтесь складыванием кубиков, пирамидок. Они очень любят движущиеся игрушки на колесиках. Не щекочите, не подбрасывайте, не тормошите их до истерики, они плохо спят после этого.

8-месячный ребенок уже может держать карандаш. Получив карандаши, он малюет где попало. Ребенок рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – все это развивает его интеллект и творческие задатки. Лист, на котором рисует ребенок, должен быть очень большим, чтобы он мог выразить свой огромный мир. Пусть он ползает по листу, рисуя. Стандартный альбомный лист способствует воспитанию стандартного человека.

После 9 месяцев ребенок становится профессиональным швыряльщиком – он азартно и с видимым удовольствием кидает на пол все, что попадает в руку. Так он познает мир по звуку падения. Теперь нужны мягкие игрушки, огромные автомобили и всякие животные на колесиках. И обязательно ведерко и совок для песочницы.

К 1 году игровые действия ребенка приобретают все более самостоятельный и совершенный характер. Меняются игры и игрушки. Куклы должны быть в одежде, чтобы можно было раздевать и одевать их, кормить, катать на машине.

На 2-ом году жизни следует больше времени уделять внимание играм с различными вкладышами (кубики, матрешки, пирамидки и др.). Полезно собирать картинки из кубиков, пазлы. Пазлы можно сделать самим: не очень сложную картинку наклеить на картон и вырезать пазлы (они должны быть крупными и на каждом фрагменте должна угадываться картинка).

К концу второго года можно подготовить ребенка к занятиям рисованием и лепкой. Цель их – тренировка пальцев, воображения, расширение кругозора. Рисование надо начинать красками, а не карандашом, затем перейти к фломастерам – ими действовать легче (не надо силь нажимать) и интереснее (цвета получаются сочными, яркими). Кусок пластилина на первых порах должен быть достаточно большим. Так как ребенок будет его разминать сразу двумя руками. Желательно, чтобы такие занятия завершались продуктивно: изображением контуров знакомого ребенку животного. Такие занятия запоминаются. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте. Существенно опережает своих сверстников в освоении разных навыков, так как лепка пробуждает его интеллектуальные и творческие способности.

В 3-4 года в игру включается взрослый, выполняя главную роль – много говорит, показывает, что и как надо делать. Врач – ставит градусник, делает уколы. Повар – режет овощи, варит суп. При этом нужно использовать не только игрушки, но и подручные средства. Нужно показать, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно, стоит только пофантазировать (например, палочка – градусник и поварешка и т.д.). Подвижные игры должны включать до 32 правил. Из настольных – простейшие виды лото, детское домино, матрешки, конструкторы, мозаики.

В 4-5 лет взрослый участвует уже на вторых ролях: дочка, пациент, пассажир. Можно придумать игру по сюжету сказки. Дети любят одеваться в костюмы, маски. Наблюдения показывают. Что те дети, которые увлекались игрой в театр и сочинениями пьесы, со временем резко вырывались вперед в развитии. Резко возрастает интерес к маминым туфлям, бижутерии. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами. В этом возрасте ребята любят сооружать дома и крепости из подручного материала – например, подушек.

В 5-6 лет пора осваивать бадминтон, подвижные игры с бегом и прыжками. Необходимо использовать элемент соревнования, считалки. Из настольных игр использовать шашки, домино, настольный бильярд. Готовя к школе. Купите ему магнитную азбуку, кубики с буквами. Используйте игры на развитие внимания, памяти, координации.

При выборе игрушки проверьте, нет ли у нее острых краев, насколько прочны швы, нет ли запаха формальдегида.

Нужно избегать слишком ярких игрушек, особенно люминисцирующих (они раздражают детей, делают их беспокойными), а также мрачного цвета (коричневого, черного, ядовито-зеленого).

Нос и глаза меховых зверушек должны быть пришиты, а не приклеены, так как ребенок может отковырнуть их пальцем и подавиться ими.

Обязательно должны быть возрастные барьеры: мелкие игрушки не должны попасть к маленькому ребенку, так как дети часто берут игрушки в рот и могут задохнуться.

Слишком тонкий корпус погремушки может расколоться при ударе о кроватку и осколками поранить ребенка.

Внимательным нужно быть и к игрушкам, которые дети тянут за собой на веревочке. Шнур должен быть довольно коротким, диаметром не менее 2 мм.

Опасны дешевые пиротехнические игрушки азиатского производства. Некоторые способны воспламеняться при температуре около 37оС прямо в кармане штанишек.

Опасны пистолеты, стреляющие шариками.

Вредны игрушки, приучающие к насилию (оружие, монстры, зловещего вида роботы и т.д.), так как они очень сильно влияют на формирование характера.

Родители склонны к покупке больших игрушек. Однако замечено. Что дети охотнее играют теми, которые умещаются на ладошке. Именно посильные игрушки становятся их самыми любимыми. Для детей неуверенных нужны маленькие игрушки, которые надо опекать. Оберегать. Защита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов.

С любимой игрушкой дети часто спят. Детям свойственно «оживлять» игрушки, поэтому они очень переживают, когда родители выбрасывают старую поврежденную игрушку.

Когда игрушек много, ребенок перестает ценить их. Отсюда и вечное канючанье купить игрушку и нежелание их убирать. Спрячьте на время лишние игрушки. Через некоторое время, когда ребенок по ним соскучится, их можно достать и убрать другие, которыми наигрался. Количество игрушек определяется способностью ребенка связывать их в единый сюжет. Например, солдатиков, даже, если их много, объединить нетрудно. А как соединить солдатиков и фонендоскоп? Психологи считают, что обилие игрушек подавляет ребенка, мешает ему сосредоточиться. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Лучше купите набор деталей, из которых он может собрать игрушку сам.

Дети очень любят кухонную утварь. Несколько разных по размеру кастрюль с крышками, лопатки, ложки – все, что не тяжелое, не может быть опасным и не особенно жалко, можно дать ребенку.

Интересную игрушку можно сделать самим:

- в пустую пластиковую бутылку поместить фломастеры или карандаши. Малыш будет их вытряхивать и складывать обратно. Это развивает координацию движений и мелкую моторику.

- в пластиковую бутылку налить до половины воды и поместить в нее геометрические фигуры или фигурки зверей и людей, вырезанные из разноцветной фольги. Бутылку нужно плотно закрутить пробкой. При переворачивании бутылки фигурки плавают в воде, а малыш с интересом будет следить за ними.

Нельзя резко обрывать игру детей. Если им пора спать или есть, нужно дать еще 5-10 минут, чтобы они могли закончить игру. Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный домик. Помогите ему в уборе. Хорошо использовать при этом элемент игры.

 

ИЗЖОГА

Это симптом какого-то заболевания желудочно-кишечного тракта, его дисфункции. Изжога – ощущение жжения за грудиной или в надчревной области, часто распространяющееся вверх до глотки, обусловленное забрасыванием желудочного содержимого в пищевод. Она возникает при наличии желудочно-пищеводного рефлюкса (обратным забросом пищи в пищевод из желудка) при гастрите, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, панкреатите, скользящей грыже пищеводного отверстия диафрагмы, пилородуоденальном стенозе, ожирении, беременности, запорах, бронхиальной астме, после резекции желудка и при подъеме тяжестей. Рефлюкс возникает из-за слабости сфинктера (запирательной мышцы) между пищеводом и желудком. Изжога – это не проявление повышенной кислотности. Кроме того, в большинстве случаев кислотность бывает нормальной или даже пониженной.

Обычно изжога появляется через 30-40 минут после еды, редко – натощак. Из желудка его содержимое попадает в пищевод из-за ослабления сфинктера – мышцы, закрывающей вход в желудок. Забросы кислого содержимого в рот может привести к осиплости голоса, избытку слизи в гортани, разрушается слизистая пищевода. Кислота может попадать в бронхи и вызвать пневмонию, приступы, подобные приступам астмы.

Чувство жжения за грудиной может возникнуть при болезнях сердца (например, при ишемической болезни сердца). Но при этом хороший эффект наблюдается от приема нитроглицерина.

Изжога чаще бывает у детей и пожилых людей.

При появлении изжоги обязательно нужно идти к гастроэнтерологу и обследовать желудочно-кишечный тракт.

Полезно соблюдать следующие правила:

-из питания лучше исключить или ограничить употребление шоколада, сладостей, кофе, мяту, томатов, спиртного, жирную пищу (в том числе и растительные жиры), острые блюда, соленья, копчености. Исключить продукты, способствующие метеоризму (молоко, ржаной хлеб, бобовые, капусту). Полезно есть гречневую кашу или жевать 3-4 горошины (свежие или размоченные сухие, но не вареные). Нужно, чтобы в пище содержалось как можно меньше воздуха: нужно есть и пить медленно, глотать небольшими порциями; избегать употребления таких блюд как оладьи, бисквит, пористый шоколад, суфле, взбитые сливки, газированная вода, молочные коктейли, пиво, шипучие вина

- есть небольшими порциями 4-6 раз в день, нельзя есть перед сном

- в течение часа не ложиться и не работать в наклон. При работе в саду использовать инструменты с длинной ручкой или работать сидя или стоя на коленях

- спать нужно на высокой подушке. Лучше, чтобы приподнята была вся верхняя половина туловища

- не стоит носить тесную одежду и тугие пояса

- необходимо следить за стулом. При наличии запоров рекомендуется употреблять продукты, богатые растительной клетчаткой: овощи, злаки, отруби

- необходимо лечить основные заболевания

- при использовании лекарственных средств необходимо поинтересоваться, не имеют ли они побочного действия на желудочно-кишечный тракт

- используется минеральная вода (при повышенной кислотности желудочного сока – щелочные: Ессентуки 4, Боржоми, Смирновская) в теплом виде без газа 1\2-2\3 стакана

- из трав полезны: ромашка аптечная, алтей лекарственный, лен посевной, зверобой продырявленный, мать-и-мачеха, душица обыкновенная, шалфей лекарственный.

-\\-

Корня алтея лекарственного, корневищ аира болотного по 3 гр, цветов ромашки аптечной, травы душицы обыкновенной по 2 гр. Измельченную смесь залить 220 мл холодной воды. На водяной бане кипятить 15 минут, настаивать 40 минут, процедить. Принимать по 2-3 столовые ложки за 15-20 минут до еды.

-\\-

Цветы ромашки аптечной, лист мать-и-мачехи по 2 гр. трава зверобоя продырявленного 3 гр. Измельченную смесь залить 220 мл холодной воды, на водяной бане кипятить 15 минут, настаивать 40 минут, процедить. Принимать по 2-3 столовые ложки за 15-20 минут до еды.

-\\-

Тщательно вымытые клубни картофеля (предпочтительно красных сортов) вместе с кожурой измельчить соковыжималкой (или мясорубкой). Свежеприготовленный сок принимать по 1\2 стакана при изжоге в течение дня. Для этой же цели используется сок земляной груши (топинамбура) или свежей капусты.

-\\-

1 столовую ложку измельченных семян льна залить 1 стаканом кипятка, томить на малом огне 15 минут. Теплый отвар процедить через марлю. Принимать по 1\2 стакана при изжоге.

-\\-

2 столовые ложки измельченной льнянки залить 0,5 л кипятка, настаивать 2 часа. Принимать по 1\2 стакана при изжоге.

-\\-

Пожеать 5-8 зерен овса, слюну проглотить, амякину выплюнуть

-\\-

Мята перечная, тысячелистник, зверобой, чабрец – по 3 части, ромашка, корень валерианы, крапива двудомная, лабазник – по 2 части, бобовник, мыльнянка – по 1 части. 2 столовые ложки измельченного сбора залить 0,5 л воды комнатной температуры, настоять в течение ночи (6-8 часов). Утром вытяжку нагреть в кипящей водяной бане (при частом помешивании в течение 15 минут). Теплый процеженный настой пить в случае болей при хроническом гастрите по 2\3 стакана на прием, а также по 1\2 стакана х 3 раза в день за полчаса до еды в течение 1,5-2 месяцев.

-\\-

15гр вереска обыкновенного залить 0,5л воды, кипятить 2-3 минуты, настоять и пить по полстакана 3-4 раза в день по 1 стол, ложке.

-\\-

10гр травы золототысячника обыкновенного на 20 мл кипятка, настоять 2-3 часа, процедить и принимать по 1 стол.л 3-4 раза в день за полчаса до еды.

-\\-

Рано утром съесть немного щавеля конского.

-\\-

Траву зверобоя, тысячелистника и сушеницы болотной смешать поровну. 3 стол.л смеси еастаивать 2 часа в 1л кипятка, процедить. Пить по 1\2 стакана 4-5 раз в день.

-\\-

Свежий сок сырого картофеля около 4 раз в день пить по 1\4 стакана за 15-20 минут до еды. После исчезновения изжоги сок можно продолжать принимать, но уже 2 раза в день.

-\\-

Пережарить гречневую крупу до темно-коричневого цвета, истолочь, просеять. Принимать на кончике ножа 3-4 раза в день.

Из камней полезны: яшма (ожерелье, доходящее до области желудка), кровавик (боль в животе), кораллы (на шее – успокаивают боль в желудке), аметист (гармонизирует функции желудочно-кишечного тракта), хризолит, нефрит, рубин, сапфир, благородный опал, сердолик.

 

 

ИКОТА

Икота – непроизвольный, часто периодически повторяющийся интенсивный толчкообразный вдох при закрытой голосовой щели вследствие судорожного сокращения диафрагмальных мышц.

Икота возникает вследствие раздражения диафрагмы биологическими или токсическими веществами. Что приводит к судорожному сокращению мышц. Икота может быть симптомом заболевания головного и спинного мозга, психического возбуждения. Возникает и у здоровых людей без видимых причин при переполненном желудке, после приема алкоголя, при переохлаждении.

Для уменьшения икоты можно принять нитроглицерин, валидол, но-шпу, анестезин. Эти препараты ослабляют сокращение диафрагмы.

Прекратить икоту помогают и такие приемы:

- глубокий вдох, непродолжительная задержка, выдох

- прием 10-15 капель лавровишневой смеси с теплой водой

- задержать дыхание, сцепить руки за спиной и, наклонившись, сделать несколько глотков воды из стакана, стоящего на столе

- глотать кусочки льда

- кусочек сахара положить в рот и понемногу со слюной глотать

- взять стакан воды, медленно выпить его содержимое, далеко вытянув шею вперед и нагнув голову, чтобы ближайший край упирался в нижнюю часть подбородка, а подбородок входил внутрь стакана

- выпить несколько глотков холодной воды

- задержать дыхание на вдохе, а руками сильно надавить на дифрагму (область реберных дуг)

- несколько раз быстро и глубоко вдохнуть воздух и очень медленно выдохнуть его

- горчичник на подложечную область

- помогает 1\2 стакана прохладного отвара семени укропа

- при длительной или возобновляющейся икоте рекомендуется спиртовая вытяжка (1:5) из толченых семян сладких сортов абрикосов по 20-30 капель х 2 раза в день

- задержать дыхание и соединить на обеих руках концы мизинцев с большими пальцами, образуя 2 кольца, и так держать, пока икота не пройдет

- стараться икающего человека вдруг привести во внезапный стыд или испуг

- маленькому ребенку при икоте дать прохладной (комнатной температуры) воды и проверить не замерз ли он

- 2 столовые ложки лаврового листа залить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час и принимать с небольшими интервалами по 1\2 чайной ложке.

 

ИНВАГИНАЦИЯ

Это одна из наиболее частых форм непроходимости у детей. Может возникнуть при введении прикорма, погрешности в питании, наличии глистов, инородных тел, опухолей и т.д. При этом часть кишки внедряется в другую часть. Постепенно возникает непроходимость кишечника и ущемляется брыжейка – появляется боль, возможно омертвение части кишечника.

Заболевание всегда начинается внезапно, чаще в возрасте 5-10 месяцев. Ребенок внезапно становится беспокойным, плачет, сучит ножками. Болевой приступ продолжается 5-10 минут. При повторном приступе возникает рвота (в более поздние сроки – с примесью желчи, а в запущенных случаях в рвоте обнаруживаются каловые массы). Стул сначала самостоятельный, потом отсутствует, не отходят даже газы.

Лечение только хирургическое – чем раньше будет оказана помощь, тем лучше прогноз.

 

ИНГАЛЯЦИИ

Ингаляция – это способ введения лекарственного вещества через трахео-бронхиальное дерево. Так как слизистая бронхов хорошо кровоснабжена, а площадь их очень большая, то любое лекарство, введенное таким образом, очень быстро всасывается.

Ингаляция может быть сухой, паровой и с помощью ультразвукового или компрессионного ингалятора, а также ингаляции ароматических масел с помощью ингалятора Махольда.

Для сухой ингаляции требуется чистый сухой заварочный (фарфоровый или фаянсовый) чайник, бинт, мелкая терка и фитонцидосодержащие продукты (чеснок, лук, редька, хрен). Заварочный чайник хорошо прогреть над кипящей водой или на слабо разогретой плите. Смазать бинт кашицей протертого фитонцидосодержащего продукта, опустить его на дно чайника и плотно закрыть его крышкой. Носик чайника взять в рот и заткнуть ноздри. Медленно втягивать аромат из чайника ртом, а выдыхать через нос. Такие ингаляции можно делать до 5 раз в день при ангине, бронхите, фарингите, трахеите, пневмонии.

Ингалятор Махольда представляет собой стеклянную изогнутую трубку, куда наливается небольшое количество ароматического масла растения с дезинфицирующим действием (пихтовое масло, масло лаванды, эвкалипта, шалфея, можжевельника, зверобоя). Один конец ингалятора нужно взять в рот и дышать как написано выше. Такая ингаляция показана при тех же заболеваниях, что и сухая фитонцидная. Нужно иметь ввиду, что пихтовое масло может вызвать головную боль у гипертоников.

Паровые ингаляции называются так, потому что больной человек дышит паром нагретого лекарственного вещества (например, отвара трав). Такие пары не проникают глубоко в бронхи и поэтому показаны при заболеваниях верхних дыхательных путей: при фарингите, ларингите, трахеите, бронхите, если процесс локализован в крупных бронхах.

Простейшая паровая ингаляция – над вареным картофелем: слить воду, склониться над касрюлей с картофелем и накрыться полотенцем. Таким же способом можно дышать над отваром трав дезинфицирующего действия (эвкалипт, календула, шалфей, сосновые почки или хвоя) или отхаркивающего действия (мать-и-мачеха, чабрец, анис, мята, багульник и т.д. Пары багульника могут вызвать головную боль.).

Картофельная ингаляция действует как щелочная – разжижает мокроту и тем самым облегчает ее отхождение при кашле. Щелочную ингаляцию можно сделать и так: 1\2 чайной ложки питьевой соды на 100 мл воды. С этой же целью можно делать ингаляцию с морской солью (продается в аптеке). Дозировка та же – 1\2 чайной ложки на 100 мл воды. Но этот раствор нужно обязательно процедить через слой ваты или 4 слоя марли. Такую ингаляцию можно сделать самим: на 100 мл воды 1\2 чайной ложки соды + 1\2 чайной ложки поваренной соли + 5-10 капель спиртового раствора йода (продается в аптеке для обработки ран).

Подобные ингаляции, особенно щелочные, повреждают мерцательный эпителий слизистой оболочки дыхательного тракта. Поэтому их желательно делать не более 2-х раз в день. Этого вполне достаточно для достижения лечебного эффекта. Продолжительность ингаляции маленьким детям – 5 минут, после 7 лет – 10 минут.

При сухом кашле, когда мокроты нет (или почти нет) показаны масляные ингаляции. Для этого в воду или (лучше) отвар травы с дезинфицирующим эффектом добавляется 1 чайная ложка любого растительного масла.

Нужно иметь ввиду, что маленькие дети пугаются, когда их накрывают простыней. В таких случаяъ маме нужно быть вместе с ребенком – под простыней. Кроме того, в таком замкнутом пространстве создается паровая камера с высокой температурой – можно обжечь лицо. Маленьких детей лучше вообще ничем не закрывать. И еще, при таком способе, особенно если ребенок беспокоен, имеется опасность перевернуть кастрюлю и получить термический ожог. Имеются другие способы паровой ингаляции:

- горячий отвар налить в кружку, из плотной бумаги свернуть конус, надеть его широким концом на кружку, а узкий конец взять в рот и дышать как написано в сухих ингаляциях.

- Горячий отвар налить в заварочный чайник, закрыть его крышкой. На носик для удобства можно надеть резиновую соску или резиновую трубку. Дышать как написано в сухих ингаляциях.

- Очень удобно делать паровые ингаляции с помощью ингалятора «Ромашка».

Ингаляции проводят не ранее, чем через 1-1,5 часа после еды, после ингаляции в течение часа не рекомендуется разговаривать и принимать пищу.

Ультразвуковым и компрессионным ингалятором создается взвесь очень мелких капель, которые проникают глубоко в бронхи. Ингаляции таким способом показаны при бронхитах, пневмониях, приступах бронхиальной астмы (при бронхиальной астме лучше пользоваться компрессионным ингалятором). Если процесс локализован в верхних отделах дыхательного тракта, то ингаляции лучше делать выше перечисленными способами. Через ультразвуковой ингалятор нельзя вводить антибиотики и ферменты – разрушаются ульрразвуком. Такие лекарственные средства как гормоны, беродуал, лучше вводить через компрессионный ингалятор, так как в нем используется весь раствор, а в ультразвуковом ингаляторе остается какое-то количество раствора (ниже нижней риски раствор не подается в маску).

Больным бронхиальной астмой приходится пользоваться карманными ингаляторами (подают лекарство дозированно – беротек, беродуал и пр.). Но маленькие дети и старики не могут согласованно нажимать на баллончик и глубоко вдыхать. В результате часть лекарства теряется. В помощь таким больным имеются спейсеры, которые представляют собой камеру: широкий конец прикладывается к лицу в виде маски, а с другой стороны имеется отверстие для впрыскивания лекарства. Доза лекарства в такой камере находится во взвешенном состоянии и больной вдыхает его за несколько вдохов. Такой спейсер легко сделать самим: от пластиковой бутылки отрезать верхнюю часть. Обрезанным концом прикладывать к лицу (края можно оплавить огнем, чтобы не травмировать кожу), а в горлышко вставлять ингалятор.

 

 

ИНОРОДНОЕ ТЕЛО

Маленькие дети все предметы тянут в рот. Они познают мир и таким способом, потому что во рту очень много рецепторов. Кроме того, они засовывают различные предметы в нос или уши себе или другим детям.

Инородное тело глотки

Чаще всего это рыбьи кости. Другие предметы могут попасть и через нос.

Предрасполагающие факторы: поспешность в еде, отсутствие зубов, пониженная чувствительность ротовой полости.

Основным признаком является боль при глотании. При этом больной щадит больное место, вытягивая шею и наклоняя голову несколько вперед. Инородное тело носоглотки приводит к нарушению носового дыхания. Пострадавший напуган, возбужден, дыхание затруднено. Он не может рассказать о происшедшем, жестикулирует.

Помощь: удаление инородного тела в лечебном учреждении.

 

Инородное тело гортани

В гортань могут попасть самые разнообразные предметы: горох, рыбьи кости, хлеб, различные семечки, кусочки яичной и ореховой скорлупы, иголки, булавки, крючки, игрушки. При употреблении воды из стоячих естественных источников могут попасть пиявки. Они присасываются к слизистой оболочке и могут вызвать удушье, так как свободный конец пиявки может закрывать голосовую щель при вдохе. Дети могут вдыхать инородные тела во время игры или беге с каким либо предметом во рту. Это возможно при глубоком вдохе во время испуга, толчка, падения, при смехе, плаче, всхлипывании во время еды.

Признаком инородного тела гортани является сильный кашель приступами с паузами различной продолжительности, охриплость голоса или полное отсутствие его. Может наступить смерть от удушья.

Помощь: резко наклонить ребенка вперед и несколько раз ударить ребром ладони по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток. Повышенное давление, создающееся в брюшной полости, передается через диафрагму на грудную полость и способствует выталкиванию предмета из верхних дыхательных путей.

Инородное тело трахеи и бронхов

Попадают все те же предметы, могут быть и живые: пиявки, аскариды.

Предрасполагающие факторы те же. Инородное тело, проскакивая гортань, попадает в трахею.

Признаком является тоже приступообразный сильный кашель, одышка, посинение кожи. Иногда слышится особое хлопанье, ощутимое даже рукой, приложенной к груди. Если попавший предмет остается лежать неподвижно, но не закупоривает бронхи целиком, следуют несколько дней относительно спокойных. Потом развивается воспалительный процесс. Инородное тело может мигрировать, закупоривать другие бронхи (воспаление может развиться в других местах легких, что еще больше затрудняет диагноз) и даже гортань, что может привести к смерти. Очень опасны колющие, острые растения. Например, колосок врастает в легкое, протыкает его и вызывает пневмоторакс (прорыв воздуха в плевральную полость). Если инородное тело находится в бронхах долго, может развиться хроническое гнойное воспаление.

Помощь:

- немедленно обратиться к врачу

- удаление инородного тела через бронхоскоп в условиях стационара.

Инородное тело пищевода

Это тоже могут быть самые различные предметы: мясные и рыбьи кости, монеты, булавки и др.

Предрасполагающие факторы: поспешность в еде, дефекты в жевательном аппарате, отсутствие зубов, пониженная чувствительность ротовой полости.

Если инородное тело прилегает к одной из стенок, глотание становится несколько затруднено, затем вследствие набухания слизистой оболочки, закрывающего иногда весь просвет пищевода, оно становится невозможным и резко болезненным. Гладкое инородное тело может пролежать длительное время, не вызывая особых расстройств. Как правило, после попадания инородного тела в пищевод при попытках продолжать принимать пищу появляются сильные боли, отдающие в спину, руку, лопатку. Иногда появляется ощущение неловкости, затруднение при глотании, появляются усиленные глотательные и рвотные движения. Бывает трудно дышать и текут слюни.

Для обнаружения инородного тела в пищеводе применяется проба с глотком воды: при глотании болевая реакция проявляется гримасой на лице и подергиванием плеч.

Помощь: извлечение инородного тела в условиях лечебного учреждения.

 

Инородное тело желудка

Если инородное тело минует пищевод, оно попадает в желудок и дальше в кишечник. Через 6-7 дней оно выходит естественным путем. Интересно, что проглоченные булавки, гвозди выходят почти всегда вперед головкой. Даже втыкаясь в стенку кишки, они переворачиваются головкой по движению пищи и перистальтикой проталкиваются дальше вместе с пищей.

Помощь:

- употреблять в пищу, богатую клетчаткой: различные каши, овощи, хлеб. СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УПОТРЕБЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ

- в период продвижения инородного тела нельзя заниматься спортом или работать физически во избежание вдавления инородного тела в кишечную стенку

для уверенности в том, что инородное тело вышло, внимательно рассматривать и промывать испражнения.

Инородное тело носа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: