Что нужно делать до операции? 9 глава




Чаще это горох, фасоль, бусинки, бумага, косточки и т.д., которые дети во время игры засовывают себе или своим сверстникам в нос.

Небольшие инородные тела с гладкой поверхностью могут длительное время находиться в носу бессимптомно. Иногда они могут попасть в гортань, трахею, бронхи. Оно может стать причиной насморка. Предметы с острыми краями вызывают боль и кровотечение. Инородные тела, которые набухают, вызывают затруднение носового дыхания.

Помощь: высмаркивание. Если так удалить инородное тело не удается, необходимо обратиться в лечебное учреждение. Нельзя удалять инородное тело пинцетом или чем-то еще, так как можно протолкнуть его дальше.

Инородное тело уха

Причины см. «Инородное тело носа». В ухо могут заползать комары, мошки, клопы, тараканы и т.д. Живые инородные тела своими движениями вызывают очень неприятные ощущения и боль. Инородные тела с острыми и режущими краями вызывают боль. В большинстве случаев инородные тела не вызывают никаких симптомов.

Помощь:

- нельзя удалять инородное тело шпильками, иголками и прочими предметами

- насекомых удаляют закапыванием в ухо растительного масла. Наклонить голову в сторону и вниз. Насекомое погибнет и выпадет

- песок удаляется промыванием уха перекисью водорода

- горох и фасоль – закапыванием глицерина

- если не удается удалить инородное тело таким способом, нужно обратиться к ЛОР-врачу.

Инородное тело глаза

В глаз попадают мелкие предметы: соринки, мошки, песчинки. Они вызывают жжение в глазу, боль, слезотечение.

Помощь:

- если инородное тело под нижним веком, нужно оттянуть его вниз и удалить инородное тело плотным ватным тампоном

- если инородное тело под верхним веком, его нужно вывернуть наружу конъюнктивой. Для этого веко нужно оттянуть за ресницы двумя пальцами, а сверху на его основание надавить указательным пальцем, в результате чего веко выворачивается. Удалив инородное тело, веко отпустить. Оно самостоятельно возвратится в исходное положение.

Инородное тело влагалища

Маленькие девочки, интересуясь своим телом, могут поместить какой-нибудь предмет во влагалище. При этом может возникнуть боль, позже присоединяется инфекция: возникает воспаление, неприятные запахи и выделения из влагалища.

Помощь:

- обратиться к врачу

- исключить энтеробиоз при любом воспалении в влагалища.

Инородное тело мягких тканей

Они являются следствием травм. Чаще это кусочки деревянных предметов, швейные иглы и их обломки. Металлические стружки. Органические инородные тела чаще неорганических вызывают воспаление и нагноение. Иглу способны мигрировать по длительному и иногда трудно объяснимому пути.

Помощь: наложить повязку и обратиться к врачу. Самим удалять инородное тело не следует во избежание осложнений.

ПРОФИЛАКТИКА ИНОРОДНЫХ ТЕЛ:

- соблюдать особую осторожность при кормлении ребенка: удалять семечки и косточки, не давать леденцов и шоколад с орехами

- процеживать мясные, куриные и рыбные бульоны

- следить за тем, что у ребенка во рту

- никогда не следует давать ребенку играть мелкими предметами: бусами, пуговицами, гвоздями, орехами и пр.

- правильно организовывать досуг ребенка, не оставлять его без надзора.

 

 

ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ

Это вирусное заболевание. Вирус относится к семейству герпеса и поражает лимфоидную ткань. Считается, что от 80% до 100% населения инфицированы этим вирусом и эта инфицированность в развитых странах захватывает население к юношескому возрасту.

Передается вирус воздушно-капельным путем, через инфицированные предметы (например, игрушки), половым путем, при переливании крови и от инфицированной матери плоду. Ребенок до 6 месяцев защищен от этого заболевания переданными ему матерью антителами.

Чаще болеют мальчики дошкольного возраста.

Инкубационный период от 15 дней до 6 месяцев.

Заболевание может начаться остро с повышения температуры выше 38оС, но иногда начинается постепенно с увеличения температуры до небольших цифр. Появляются катаральные явления в носоглотке (как при ОРВИ) вплоть до ангины. На теле может появиться сыпь. Всегда при этом увеличиваются лимфоузлы различных групп, печень и селезенка. Возможно временное расстройство функции печени (может появиться даже желтуха).

Осложнения этого заболевания редки и через пару недель ребенок выздоравливает.

В крови во время болезни появляются мононуклеары, которые и помогают поставить правильный диагноз.

После выздоровления остается стойкий иммунитет, но 70% переболевших периодически выделяют вирус.

Так как симптомы заболевания схожи с течением ВИЧ-инфекции, а вирус поражает лимфоциты, все переболевшие инфекционным мононуклеозом обследуются на ВИЧ.

Лечение назначает врач (вплоть до антибиотиков при ангине) и необходимо выполнять все его назначения.

На контактных карантин не накладывается.

При всех инфекционных заболеваниях полезно носить яшму, рубин, жемчуг, алмаз, сапфир, изумруд в золоте, гранат, турмалин.

При заболеваниях селезенки показаны сердолик, янтарь, а при заболеваниях печени – янтарь, гиацинт, топаз, аквамарин, малахит, бирюза, горный хрусталь, сапфир, изумруд, алмаз, жемчуг, лунный камень.

 

 

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Искусственным вскармливаниемназывают такое, при котором грудное молоко составляет не более 1\5 суточного объема пищи или отсутствует. При этом ребенок получает либо цельное молоко животных (коровье, козье и т.д.), либо кефир, либо адаптированные смеси. Адаптированными они называются потому, что их состав приближен к составу женского молока. Сейчас очень много различных смесей. Основа их состоит в основном из сухого коровьего молока. Есть сеси на основе козьего молока и соевого. Такие смеси хорошо подходят детям, у которых имеется непереносимость белков коровьего молока. По составу к женскому молоку ближе всего ослиное или кобылье молоко, но в нем не хватает жиров и чуть больше солей, чем в женском. В козьем молоке меньше, чем в коровьем, фолиевой кислоты, витаминов В12, Е и С. Во многие смеси искусственно добавлены витамины, микро- и макроэлементы, фруктовые эссенции. При покупке смеси всегда нужно смотреть состав и выбирать такую, которая лучше всего подходит именно Вашему ребенку с учетом его возраста и патологического фона (диатез, рахит, анемия и т.д.).

К адаптированным смесям относятся: «Агуша-1» пресная и кисломолочная, «Нутрилак 1» (Россия), «Малютка», «Нутрилон-1», «Бэби Сэмп -1», «Пре-ХиПП», «ХиПП-1», «Хумана 1», «Энфамил-1», «НАН», «НАН-1», «Фрисолак», «Бэби», «Мамекс» и др.

Менее адаптированными считаются «казеиновые формулы»: «Симилак», «Нестожен» и др.

Неадаптированные смеси (кефир, коровье молоко и другие цельномолочные продукты) оказывают большую нагрузку на канальциевый аппарат почек и пищеварительные железы, могут вызвать нарушение водно-электролитного баланса. Поэтому неадаптированные молочные продукты не рекомендуются детям до 8 месяцев.

Чем меньше возраст ребенка, тем более он нуждается в максимально адаптированных смесях.

«Стартовые» смеси – для детей до 5-6 месяцев: «начальные смеси» («Формула 1», «infant formula»), «Нутрилон-1», «Нестожен», «ХиПП пре», «МДмил», «ХиПП-1», «Бэби», «Сэмпер Бэби-1», «Хумана-1», «МАМЕКС плюс», «Гамма-1», «Бона», «Нутрилак 0-6», «Вини», «Фрисолак», «Новый НАН» и смеси формулы «от 0 до 12».

Меси для детей 0 месяцев – 1 год: «Формула 0-12» -«НАН», МАМЕКС плюс». «МДмил», «ДАМИЛ». «Симилак». «Бэби». «НУТРИЛАК 0-12».

Смеси для детей с 6 месяцев: «Хуана 2 Фольгемильх». «МАМЕКС 2 Ночная формула».

Смеси для детей с 8 месяцев: «Хуман 3 Фольгемильх», «ХиПП 3».

Последующие смеси – молочные продукты. Предназначенные для вскармливания детей с 5-6 месяцев. Они являются меньшей степенью адаптации. К ним относятся: «Агуша-2» пресная и кисломолочная (Россия), «Нутрилак 6-12 (Россия), «Нутрилон-2», «Хумана-2», «Бэби Сэмп-2», «Гамма-2, «Фрисомел», «НАН 6-12». «ХиПП 2», «Мамекс 2 плюс» и др.

Молочные напитки и молочные смеси для детей старше 2 года: «ХиПП 3». «МДмилЮниор». «МАМЕКС 2 Ночная формула».

Недоношенным детям используются смеси «Формула 0» или «Пре-«: «Фрисопре». «Пре-Нутрилон», «Пре-НАН». «Нутрилак Пре», «Хумана 0», «Хумана 0-ГА».

Все эти смеси применяются здоровым детям.

Правила кормления см. в разделе «Докорм».

На любую смесь, даже очень хорошую возможна нежелательная реакция (индивидуальная непереносимость). Нельзя переходить сразу. В первый день на каждое кормление надо дать 2\3 смеси. Которую ребенок получал до сих пор, и 1\2 новой. На второй день количество новой смеси можно увеличить до половины. Если все хорошо, можно перейти на новую смесь полностью.

В первые 2-3 недели предпочтительно использовать пресные смеси, а затем сочетать пресные и кисломолочные в соотношении 1:1 (избыток кисломолочных смесей может вызвать или усилить срыгивания, нарушить кислотно-щелочное равновесие в организме ребенка.

При непереносимости молока (лактазная недостаточность) применяются смеси:

Низколактазные: «Нутрилак низколактазный», «Хумана ЛП+СЦТ», «Хумана ЛП», «Хутрилон низколактозный». «Нутрилон Омне», «Нестожен», «Нутрилак БИФИ», «НАН кисломолочный», «Фрисопен». «НАН ГА 1», «ХиПП ГА 1», «ХиПП ГА 2». «Хумана ГА 1», «Хумана ГА 2»

Безлактазные: «НАН безлакьазный». «МАМЕКС безлактазный»

Соевые: «Нутрии-Соя», «МД мил Соя». «НАН-Соя», «Симилак-Изомил». «ВИННИ Соя» и др.

Гидролизатные: «Алфаре» (Нестле), «Нутрилон Пекти ТСЦ» (Нутриция).

При непереносимости молочного белка: кисломолочные («Галлия Лактофидус». «НАН кисломолочный№), гидролизатные («Фрисопен». «Нутрилак ГА») и др.

С липазной недостаточностью применяются лечебные гидролизаты с повышенным содержанием среднецепочечных триглицеридов.

Детям с аллергией: «Сэмпер», «Бич-Нат», «ХиПП», «Гесса», «ВИННИ», «Фрутек», «Беби», «Гербер», «Нестле», «Хайнц».

Детям с нарушением микрофлоры кишечника: «Сэмпер Бифидус», «Нутрилон 1», «Нутрилон 2». «Нутрилон Омнео». «Хумана ЛП». «Хумана ЛП+СЦТ». «МАМЕКС плюс», «МАМЕКС 2 плюс», «МАМЕКС 2 Нчная формула», «МД мил Юниор». «Галлия Лактофидус», «НАН кисломолочный», «Нутрилак-БИФИ».

При фенилкетонурии:

До 1 года: «Афенилак», «МД мил ФКУ»

Старше 1 года: «Тетрафен 40», «МД мил ФКУ 1»

Старше 6 лет: «МД мил ФКУ 3.

При функциональных расстройствах пищеварения: «Нутрилон Омнео», «Сэмпер Лемолак», «МАМЕКС 2 Ночная формула».

Антирефлюксные (при срыгиваниях): «Фрисовом», «Нутрилон Антирефлюкс», «Нутрилак антирефлюкс», «Сэмпер Лемолак». «Энфамил IAR».

При запорах: «Сэмпер Бифидус», «Фрисовом». «Нутрилон Омнео»

При анемии: «Галлия 2», «Нутрилон 2», «Бебелак 2». «Симилак с железом». «Нутрилак 6-12», «Сэмпер Бэби 2». «НАН от 6 до 12 мес», «ХиПП 2», «Фрисомил», «НАН», «Нестожен». «Хумана 2».

При целиакии: безглютеновые каши, молочные и соевые смеси на основе гидролизатов белка и среднецепочечных триглицеридов: «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Прегестимил». «Нутрамиген», «Алфаре», «Хумана ЛП+СЦТ» и др.

 

 

ИХТИОЗ

Ихтиоз («рыбья чешуя») может быть врожденным и приобретенным. Симптомы этого заболевания можно увидеть с рождения, но они могут появиться в более поздние сроки (через несколько месяцев и даже лет).

Кожа при этом очень сухая, снижена функция потовых и сальных желез, вплоть до полного прекращения их деятельности. Имеется шелушение от мелкопластинчатого до крупных пластин. На разгибательных поверхностях конечностей (особенно в области локтевых и коленных суставов), лодыжек, спине (главным образом на крестце) имеются участки роговых наслоений в виде чешуек или пластинок. У детей бывает вовлечена кожа щек и лба, которая позднее очищается от чешуек. Чешуйки могут быть от мелких тонких белых отрубевидных до толстых крупных темных.

Ихтиоз часто осложняется присоединением инфекций: пиодермии, отиты, пневмонии.

Лечение проводится дерматологом. Обычно назначаются витамины А и Е. Кожу можно смазывать детским кремом, масляным витамином Е или мазью состава: растительное масло и ланолин в равных частях.

 

 

КАПЛИ

Руки и пипетки для закапывания должны быть чистыми.

Капли в глаза: положить ребенка на спину, слегка оттянуть нижнее веко левой рукой, медленно впустить 1 каплю ближе к носу. Переждать немного, впустить вторую каплю. Ребенок при этом должен смотреть в противоположную сторону. После закапывания закрыть глаза.

Капли в нос: техника этой процедуры зависит от цели, которой вы хотите добиться. Перед введением капель нос ребенка нужно очистить. Старшие дети могут высморкаться. Высмаркивать нужно каждую половину носа по отдельности, прикрывая при этом вторую, без усилия и напряжения. При сильной заложенности носа высмаркиваться нужно только после закапывания сосудосуживающих препаратов. Детям до 3-х лет нос можно очистить с помощью специального отсоса или резиновой груши.

- Сосудосуживающие капли или любые другие капли в нос с лечебной целью закапываются так: голову ребенка нужно наклонить в сторону и впустить в нижний носовой ход 1-2 капли. Затем наклонить голову в другую сторону и впустить капли в другой носовой ход.

- При аденоидах протаргол закапывают при откинутой голове назад. При этом лекарство омывает свод и заднюю стенку глотки. Так же закапывают масляные капли, если нужно смягчить слизистую носа и глотки одновременно.

- Спреи вводятся без наклона головы.

Капли в уши: перед введением капель их нужно подогреть до температуры тела (36,6оС). Холодные капли могут вызвать головокружение. При наличии гноя в слуховом проходе необходимо очистить его ватным тампоном. Положить ребенка на спину, повернуть голову в здоровую сторону, оттянуть ушную раковину у ребенка до 3-х лет немного книзу, у старших детей – вверх и назад (при этом слуховой ход выпрямляется), впустить 1-2 капли. После этого в слуховой ход положить ватный тампон. После процедуры лежать 5-10 минут.

 

 

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

Капризами называют действия, лишенные смысла или разумного обоснования. Причина детских капризов кроется в слабости ребенка. Свою слабость он старается прикрыть капризами. Здоровый ребенок добивается от сверстников и взрослых похвалы и признания своей ловкостью, умением и волей. Ребенку слабому или неправильно воспитанному легче достигнуть своего капризами.

Плач – это врожденный безусловный рефлекс – сигнал о помощи. Для грудного ребенка он целесообразен, так как в этом возрасте малыш иначе не может сообщить, что он голоден, мокрый или у него что-то болит.

С 10 месяцев ребенок уже понимает слово «нельзя», но лишь в том случае, если что-то запрещаете, заменив это на другое действие или предмет не менее интересное. Малыш познает мир и приходится мириться с разбитыми чашками и пятнами на полировке. Вообще ребенок на любом этапе своего развития производит деструктивные. Разрушительные действия или случайно, или в силу возрастных особенностей формирования познавательных процессов. Поэтому строгого осуждения, а тем более наказания, никак не заслуживает.

В 6-7 месяцев ребенку нужно больше общение со взрослыми. При нехватке его ребенок тоже становится капризным.

Первый физиологический криз наступает в 2-4 года. Это период самоутверждения. Поводом для возникновения приступа ярости может послужить все что угодно: лишняя ложка нелюбимой каши, насильственное одевание и т.д. чаще всего каприз, непослушание ребенка кроется в неправильном поведении взрослых. Иногда родители бывают излишне категоричны и непоследовательны. Если вся жизнь ребенка организована правильно и требования к нему справедливы, малыш без всяких слов отказывается от своих неразумных желаний. Однако период капризов в детстве должен пережить каждый ребенок.

Не стоит ожидать послушания и хорошего поведения от ребенка, которого постоянно одергивают или наказывают. И, наоборот, поощряя капризы, предоставляя ребенку все по первому требованию, мы приучаем малыша думать, что всего в жизни можно добиться таким способом.

Обилие вопросов, назойливость может раздражать взрослых. Резкие ответы, запреты, высказанные в грубой форме, шлепки вызывают у него чувство обиды, нарушают аппетит и сон. Неполноценный сон приводит к тому, что ребенок просыпается усталым, капризничает. Периоды раздражительности, вялости сменяются возбуждением. В результате может наступить истощение нервной системы и развиться невроз.

Причинами развития невроза могут быть и:

- тяжелая обстановка в семье (уход из семьи одного из родителей, семейные сцены, грубость во взаимоотношениях, пьянство родителей)

- отсутствие или недостаток внимания родителей к ребенку (особенно важно обратить внимание на это во время рождения второго ребенка)

- чрезмерная опека

- влияние окружения (взаимоотношения с товарищами, учителями и т.д.)

- травмы (падения, ушибы головы, родовая внутричерепная травма и др.), а также различные заболевания (грипп, ангина и др.). способствуют развитию истеричной личности и неврозов хронические заболевания внутренних органов и, наоборот, наличие невроза расстраивает функцию внутренних органов и способствует формированию различных заболеваний. Создается порочный круг.

Влияние родовой травмы обнаруживается уже во младенческом возрасте: «закатывание до посинения», продолжительный плач, судорожные подергивания мышц лица и конечностей – признаки истерических припадков.

В 2-3 года признаками истеричности и формирования невроза являются капризность, повышенная двигательная активность, живость эмоций, сверхтребовательность, трудности адаптации. Могут быть истерические аффективные припадки, заикание, приступы удушья, нервная рвота, недержание мочи и кала.

В дошкольном возрасте характерны двигательное беспокойство, чрезмерная суетливость, гримасничанье, игрушки быстро надоедают. Настроение быстро и часто меняется от веселости до подавленности и грусти. Это могут быть тихие, вялые дети, робкие и застенчивые, замкнутые, не любящие подвижные игры и трудно вступающие в контакт. Нервный ребенок часто труден, порой непереносим в семье и детском коллективе, общение с ним становится мучением для воспитателей и родителей.

В 7-8 лет возникают трудности школьной адаптации, могут быть расстройства сна, истерическая рвота, заикание, афония (потеря голоса), тики, наклонность к фантазированию.

В подростковом периоде поведение принимает все более дисгармонический характер, реакция возникает на многие повседневные ситуации: необузданность фантазии, позерство, развязность, неистребимое желание выделиться, привлекать внимание. Характерны повышенная самооценка, смесь упрямства и подчиненности, чрезмерная впечатлительность, внушаемость, капризность. Конфликтность, непрочность привязанностей, эгоцентризм. Часто имеет место лживость, стремление нанести себе повреждение, суицидальные высказывания и намерения демонстративного порядка.

Нужно помнить, что невроз чаще всего – это результат перегружения психики. Слезы и истерики – это защитная реакция. Таким образом организм не дает себе перегружаться, перенасыщаться отрицательной энергией.

Чтобы избежать развития невроза и психопатической личности, взрослым необходимо соблюдать определенные правила своего поведения:

- приучите ребенка к рекомендованному врачом режиму. Воспитание привычки все делать вовремя (спать. Есть и т.д.) способствует сохранению жизнерадостного, бодрого и уравновешенного состояния

- маленького ребенка не нужно оставлять одного надолго. Можно поместить его в манеж поближе к себе. Дать интересные вещи (игрушки, бумагу и т.д.), самим заниматься делом (готовка, глажка и др.), но обязательно разговаривать в это время с ребенком

- если хотите, чтобы у малыша была устойчивая психика – кормите его грудью, и пусть он спит с вами, пока ему это нужно. Обычно к трем годам такая потребность отпадает

- если ребенок родился слабый, с неустойчивой нервной системой, обращаться с ним нужно спокойно и справедливо. Будьте терпимы и терпеливы. Не раздражайтесь. Когда ребенку часто говорят, что он неуклюж или глуп. Он начинает в это верить. Тогда он вовсе перестает проявлять в присутствии людей свои умственные способности, спасаясь тем самым от насмешек. Относитесь к нему справедливо. Не расхваливайте его направо и налево, но и не выставляйте перед посторонними его недостатки. Похвала заставляет детей стремиться быть хорошими и послушными – такими, чтобы вызвать гордость родителей

- пока ребенок еще мал, определите для него основные «нельзя»: подходить к плите, убегать на улице, открывать дверь, кто бы ни звонил и пр. при этом убрать те требования, которые зависят от вас: закрыть розетки заглушками, убрать бьющиеся предметы, закрывать окна на верхний шпингалет и т.д. (см. «Детский травматизм»)

- требования должны быть неизменными. Нельзя их нарушать даже в вашем присутствии. Например, запрещая ребенку влезать на окно, не ставьте его на подоконник, чтобы помахать кому-то ручкой

- делайте скидку на возраст. Когда-нибудь ребенок научится все делать аккуратно, а пока пользуйтесь фартуком при кормлении ребенка и не делайте трагедии из-за испачканной рубашки

- избавьте ребенка от своего неусыпного ока. Во всем хороша мера. Постоянное вмешательство взрослых напрягает ребенка, он становится раздражительным и капризным. Разрешайте ему что-то делать самому (одеваться, обуваться, помогать вам)

- Уступайте ему иногда. Это показывает, что вам небезразличны его желания и нужды, что вы прислушиваетесь к его мнению.

- Предложите ему ограниченный выбор. Например, когда ребенок не хочет гулять, спросите какую бы он хотел надеть рубашку: красную или зеленую? Не хочет есть, спросите какую бы он хотел кашу: гречневую или овсяную? И т.д. Таким образом у малыша создается впечатление, что он обладает какой-то властью, у него уже есть возможность выбора, и желания требовать чего-то еще не возникает.

- Необходимо самим быть примером хорошего поведения, уважать маленькую личность, не приказывать ему, не забывать говорить ребенку «спасибо».

- Когда ситуация обостряется до предела, необходимо просто успокоиться. Можно выйти из комнаты и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или закрыть глаза и посчитать до десяти.

- Можно повесить на стене дартс и пускать в него «стрелы возмущения». Это могут делать дети и взрослые. Можно сделать «лист гнева» для этих же целей (на листе написать «скомкать в минуту гнева» и прикрепить его над столом).

- Плохое поведение ребенка нужно рассматривать как ошибку. Опуститесь на колени или присядьте на корточки, чтобы ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка и посмотрите ему прямо в глаза. Когда зрительный контакт установлен, постарайтесь четко объяснить чего вы от него хотите. Добейтесь, чтобы он выполнил то, чего от него требуется. Помогите ему.

- Если ребенок в очередной раз провинился, не изводите его и себя долгими и нудными разъяснениями почему его поступок так плох. Сделайте акцент на ликвидации последствий.

- Если же истерический припадок случился, необходимо следить, чтобы ребенок не причинил себе вреда: осторожно придерживайте его, не теряя хладнокровия. Не пытайтесь перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью – все это может привести к углублению приступа. Если опасности травмы нет, ребенка лучше всего, не говоря ни слова, оставить ненадолго в комнате одного. Истерика расчитана на публику, на привлечение внимания. А когда рядом никого нет, то и буйствовать незачем. Если он долго не успокаивается, можно молча вернуться в комнату и заняться интересным делом: листать книгу, рисовать, складывать конструктор. Вскоре малыш присоединится к вам.

- Никогда не давайте ребенку почувствовать, что в результате приступа он может что-то выиграть. Когда приступы не дают малышу никаких преимуществ (если нельзя гулять, то это нельзя и после приступа), они прекращаются.

Спокойный бодрый тон взаимоотношений, умение опереться на детское чувство собственного достоинства помогают бороться с детскими капризами.

Кроме того, необходимо учитывать и темперамент ребенка и правильно в зависимости от этого строить свои взаимоотношения с ним.

Ребенок флегматического темперамента упорен, терпелив и медлителен. Он не может быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Флегматик нуждается в предоставлении ему достаточного времени.

- не пытайтесь излишне торопить его, так как постоянная стимуляция таких детей оказывает тормозящий эффект и приводит к еще большей скованности и потере инициативы.

- Не делайте замечаний относительно темпа их деятельности, чтобы не привести к развитию у них неуверенности в своих словах. Способствовать развитию уверенности в своих силах, использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным целенаправленным действиям.

- Необходимо создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием у детей соответствующих умений, обучением наиболее целесообразным способам организации своей деятельности.

- Заблаговременно напоминайте таким детям о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы.

 

Дети холерического темперамента очень активны, им свойственно чувство внутреннего напряжения или тревоги, трудно расслабиться. Они обретают покой только в самой бурной деятельности, и по своей природе они воины, исследователи. Дети-холерики всегда находятся в зоне повышенного внимания и нередко считаются трудными. Находясь в атмосфере постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на взрослого.

- не перегружайте чрезмерной строгостью и ограничением активности и без того слабые тормозные процессы ребенка.

- Дайте полезное направление выходу детской энергии, приобщите к занятиям спортом, давайте разнообразные поручения.

- Используйте приемы сдерживания активности («подожди начинать, сначала подумай еще раз»), попросите повторить задание, проверьте правильно ли оно выполнено, поставьте ребенка в позицию объясняющего, обучающего других.

- Организовывайте спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд).

- Говорить с таким ребенком нужно спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашиваний.

 

Ребенок сангвинического темперамента живой, жизнерадостный, активный, любознательный, общительный. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с детьми, быстро привыкает к новой обстановке. Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение и предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.

- Необходимо формировать умение доводить дело до конца.

- Не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задание, развивать самоконтроль. К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат.

- Не следует поддерживать стремление таких детей к слишком частой смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков.

 

Дети меланхолического темперамента отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются. Трудности заставляют их опускать руки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: