Методологические принципы научного исследования в психологии




Принцип детерминизма. Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Разрабатывался Рубенштейном.Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности. Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт).

Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира. Разрабатывался Леонтьевым, Бернштейном. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений (это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям - например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида). Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. По словам видного русского психолога В. Н. Мясищева, любые возможности человека могут быть выявлены и изучены лишь при условии его положительного отношения к совершаемой деятельности.

Единство сознания и поведения. Разрабатывался Рубенштейном, Леонтьевым, Ананьевым. Этот принцип говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. В русской психологии существует разделение: Принцип единства личности и деятельности; Принцип единства сознания и личности.

Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. Этот принцип разрабатывался Ломовым. Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение с себе подобными и проч.). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое. Различные специализированные направления психологии изучают свои определенные психические явления или группы психических свойств. При этом они с необходимостью выделяют, абстрагируют эти свойства от всех остальных. Однако, поскольку реальный объект обладает многими свойствами, взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга, делать выводы о целом на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной единственной его проекции на плоскость» (Б. Ф. Ломов). Забвение этого принципа приводит к редукционизму, т. е. сведению всего многообразия свойств и отношений объекта исследования к какому-либо одному, к упрощенной трактовке человека.

Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития. Разрабатывался Леонтьевым. Развитие психики реализуется в разных формах: - в форме филогенеза – становления структур психики в ходе биологической эволюции вида; - онтогенеза – формирования психических структур в течение жизни отдельного организма; - социогеиеза – развития процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленного особенностями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур; - микрогенеза – под ним понимается формирование и динамика образов, представлений, понятий и т. п., детерминируемые наличной ситуацией и развертывающиеся в относительно небольшие временные интервалы. Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.

Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Качественная и количественная методологии психологического исследования. (лекции Кирпикова)

Номотетический подход (природа, естественные науки) – количество, законы – объяснение, позитивизм – математика-идеал – пояснение и выведение общих законов.

Идеографический подход (дух, гуманитарные науки) – качество, смыслы, значения – понимание, единичное, интерретавизм, герменевтика – конструктивизм

Проблема – мировоззрение-интерпретативизм – качественная методология – подвижность, нет жестких правил – «обоснованная» теория-методы

Проблема – мировоззрение-позитивизм – количественная методология – жесткость – эксперимент-методы

Природа объекта Исследовательская методология
Количественная Качественная
Изучаемый мир Эмпирический реализм Жизненный мир, мир интерсубъектных значений и смыслов
Отношения исследователя и исследуемого Строятся на идеи позитивизма, субъект-объектное разделение, объект – исследуемый, получение обобщенного знания, выделение закономерностей, статистич. Обобщение, главное -инструментарий Интерпретативизм, участливая позиция исследователя, описание и понимание того или иного феномена, главное средство - диалог
Структура и логика исслед. процесса Абстрагирование от сложностей жизни, гипотетико-дедуктивный характер, стандартизация процедур, обязательно применение методов мат. статистики Целостное описание феномена, исследование носит индуктивный характер, зависимость от контекста, нестандартизированность процедур, циклический анализ процедур

 

Количественный подход Качественный подход
Теоретико-методологическая база
Реализм, достоверное и объективное знание, описание логических связей между параметрами Феноменология (описание), общая картина
Фокус анализа
Общее, генеральное, в центре внимания находятся структуры, классификация Единичное, частное, описание, в центре внимания - человек
Исследовательские цели
Измерить взаимосвязи, дать причинное объяснение Интерпретировать и понять наблюдаемое, концептуализировать
Единицы анализа
Факты и события (внешнее) Субъективные значения, чувства, переживания (внутреннее)

 

Количественная методология Качественная методология
Номотетический подход Идея причинности Законы, закономерности, механизмы Естественно-научный подход Числовые показатели Объективность исследования Общее Идиографический подход Индивидуальное, единичное Гуманитарный подход Смыслы, значения – показатели Текст – ключевое понятие

 

Позитивизм Интерпретативизм, символический, интеракционизм, феноменология, герменевтика (учение об интерпретации), этнографический подход
Методы: лабораторный эксперимент, наблюдение объективное, стандартизированное тестирование, анкетирование, опрос, статистические методы, верификация Методы: качественный эксперимент, мыслительный, естественный эксперимент, самонаблюдение, включенное наблюдение индивид. – клиническая беседа=глубинное исследовательское интервью, кейс-стади (анализ отдельного случая), биографический метод (документальный), анализ продуктов деятельности, нарративный метод – анализ того, что говорит человек. Груп. – фокус-группа, групповая дискуссия, групповая интроспекция, ролевая игра, динамическая социометрия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: