Характеристика | Количественные | Качественные |
Информация | Объективная | Субъективная |
Ключевые понятия | Эксперимент, количественные данные (таблицы), статистические методы, переменные, гипотеза, надежность, валидность, статистическая значимость, объяснение | Значение, понимание, описание, текст, конструирование |
Организация исследования | Структурирование, формальность, детализированность | Общие, гибкие (нет четкой последовательности), чувствительные к продолжению |
Примеры | Большие по численности, наличие контрольной группы, контроль за побочными переменными. Элементаризм | Небольшие, теоретические, предполагающие возможность включения как можно большего числа контекстов. Целостность |
Данные | Операционализированные переменные, квантификация, кодирование, статистические, подсчитываемые | Описательные, обыденная речь, личные документы, официальные документы аудио и видео записи |
Инструменты и средства исследования | Опросники, шкалы тестов, показатели, компьютеры, индексы | Аудио и видео материалы, часто единственным инструментом является сам исследователь |
Анализ данных | Дедуктивный | Индуктивный, моделирование, тематический |
Валидность | высокая | низкая |
Условия | Искусственные, лабораторные | Реалистические, естественные |
Надежность | высокая | низкая |
Сложности использования | Сложности контроля всех переменных, ориентации на идеи автора методики | Временная затратность высокая, отсутствие стандартизации, надежность |
Логика анализа | Логика дедуктивная, от абстракции к фактам путем операционализации понятий | Индуктивная, от фактов из рассказов о жизни к концепциям |
Из презентации по общей психологии
I группа – организационные методы
· сравнительный метод - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.;
· лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
· комплексный метод - в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.
II группа – эмпирические методы
· наблюдение и самонаблюдение;
· экспериментальные методы,
· психодиагностические методы
- тесты,
- анкеты,
- опросники,
- социометрия,
- интервью,
- беседа,
· анализ продуктов деятельности,
· биографические методы.
III группа – методы обработки данных
· количественный (статистический) метод
· качественный (дифференциация материала по группам, анализ) метод
IV группа – интерпретационные методы
· генетический - анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.
· структурный - устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности
Наблюдение
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Условия проведения наблюдения
· проводится в естественных условиях,
· без вмешательства в ход деятельности.
· Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.
Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.