Соотношение количественных и качественных методов исследования (Янчук В.А.)




Характеристика Количественные Качественные
Информация Объективная Субъективная
Ключевые понятия Эксперимент, количественные данные (таблицы), статистические методы, переменные, гипотеза, надежность, валидность, статистическая значимость, объяснение Значение, понимание, описание, текст, конструирование
Организация исследования Структурирование, формальность, детализированность Общие, гибкие (нет четкой последовательности), чувствительные к продолжению
Примеры Большие по численности, наличие контрольной группы, контроль за побочными переменными. Элементаризм Небольшие, теоретические, предполагающие возможность включения как можно большего числа контекстов. Целостность
Данные Операционализированные переменные, квантификация, кодирование, статистические, подсчитываемые Описательные, обыденная речь, личные документы, официальные документы аудио и видео записи
Инструменты и средства исследования Опросники, шкалы тестов, показатели, компьютеры, индексы Аудио и видео материалы, часто единственным инструментом является сам исследователь
Анализ данных Дедуктивный Индуктивный, моделирование, тематический
Валидность высокая низкая
Условия Искусственные, лабораторные Реалистические, естественные
Надежность высокая низкая
Сложности использования Сложности контроля всех переменных, ориентации на идеи автора методики Временная затратность высокая, отсутствие стандартизации, надежность
Логика анализа Логика дедуктивная, от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная, от фактов из рассказов о жизни к концепциям

 


 

 

Из презентации по общей психологии

I группа – организационные методы

· сравнительный метод - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.;

· лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

· комплексный метод - в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.

II группа – эмпирические методы

· наблюдение и самонаблюдение;

· экспериментальные методы,

· психодиагностические методы

- тесты,

- анкеты,

- опросники,

- социометрия,

- интервью,

- беседа,

· анализ продуктов деятельности,

· биографические методы.

III группа – методы обработки данных

· количественный (статистический) метод

· качественный (дифференциация материала по группам, анализ) метод

IV группа – интерпретационные методы

· генетический - анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.

· структурный - устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности

Наблюдение

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Условия проведения наблюдения

· проводится в естественных условиях,

· без вмешательства в ход деятельности.

· Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.

Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: