Психодиагностические методы




направлены на выявление устойчивых качеств и структурных компонентов личности — личностных черт, иными словами, распространяются на весь класс специфических проявлений психики, относимых к психическим свойства. Применяются не только в психологических исследованиях, но и в различных областях социальной практики, при решении таких прикладных задач, как:

· профориентация и профотбор;

· прогнозирование социального поведения субъектов, например, стабильности брака, тенденции к поведенческим девиациям (отклонениям), характера реагирования на экстремальные ситуации и др.;

· оптимизация процессов воспитания и обучения;

· консультативная и психотерапевтическая помощь;

· патодиагностическое обследование пациента (в медицинской или клинической психологии);

· судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

· прогнозирование психологических последствий изменения социальной среды, смены места постоянного проживания, привычного вида деятельности и т.д.

Психологическое тестирование - метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на, определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления.

Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей.

Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, достоверности.

Валидность – полноценность, пригодность; означает характеристику методики как пригодной для оценивания именно того психологического объекта, для которого она предназначена по замыслу.

Надежность теста - фундаментальная характеристика теста, которая показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании.

Достоверность - способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа. Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Методы опроса и диалогические методы
обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.

Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.

Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. Широко применяется в социальной, медицинской, детской психологии и др. психологических дисциплинах. Кроме того, представляет собой основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования или воздействия — от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного, непосредственного общения в психотерапии. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.

Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы. В сравнении с анкетированием интервью предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их большую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориентировки в проблеме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: