Методологические принципы психологического исследования (по Ананьеву)




Методология и методы психологии

Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Психология — это наука о психике и психических явлениях.

Методология как система взглядов, направляющая и предопределяющая основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель.

Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методы, т. е. пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки (С.Л.Рубинштейн)

Методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки (Б.Г.Ананьев).

Методологические принципы психологического исследования (по Ананьеву)

1.Отражение объективной истины. Научный принцип беспристрастности, т. е. стремление постичь истину, избежать субъективных оценок. Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования. Он может проявиться в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя. Но эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.

2.Строгая объективность изучения психики. По отношению к психике, сознанию познаваемого человека подобная «абсолютно независимая» позиция весьма проблематична. Несомненно, существуют абсолютные истины, поскольку они адекватно отражают выявленные закономерности и существенные взаимосвязи объективной реальности, в том числе и в области психических явлений. Однако эти истины становятся относительными за порогами и пределами своих границ. Поэтому познанная, установленная истина всегда конкретна, объективным же критерием ее истинности выступает общественно-историческая, социальная практика.

3.Проверка изучаемых закономерностей на практике. Единство теории и практики. Теоретизирование, дабы не утратить истинность и объективность, должно базироваться на практических экспериментальных данных, когда результаты исследований применяются и проверяются на практике (производственной, педагогической, лечебной и т. п.).

4.Исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Он писал, что «деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». Единство сознания и деятельности выражается том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка, и результат ее поведения. Этот принцип требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить по его реальным поступкам.

5.Изучение всех психологических феноменов в развитии – филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном. Принцип развития обязывает подходить к психике, как к продукту усложнения взаимоотношений с окружающей действительностью. Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.

6.Активный преобразующий характер метода исследования. Введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего упражнения: в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организованных и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности (Рубинштейн). Изучать детей, обучая их – мы познаем явления действительности, воздействуя на них.

7.Принцип детерминизма. Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений, которые существуют вне субъекта. Детерминистский подход подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений. Вероятностный подход подчеркивает вероятностный характер психической деятельности, вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами. Эти подходы действуют совместно в современной методологии психологического исследования.

8.Принцип системности. Предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, осознание психики как целостного интегрального явления.

9.Антропологический принцип. Сущностью антропологизма является целостность подхода к изучению человека, при котором улавливается единство его состояний и свойств, взаимопроникновение социального и биологического в его структуре. Антропологический принцип отстаивает самоценность человека, его психофизиологическую целостность, его духовность и активность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: