Как настроить ребенка на учебу?




- При покупке школьных принадлежностей выбирайте их вместе с ребенком, пусть его голос будет важным. Это эмоционально настроит его на школу.

- Портфель ребенок должен собрать сам (хотя нелишне его и проверить – все ли взял), определите вместе с ребенком место для портфеля.

- Накануне можно отвлечь ребенка от волнений по поводу школы: сходить с ним вместе куда-нибудь, устроить пикник. Вечером можно вместе составить режим дня, повесить его на видное место.

- Букет для первой учительницы ребенок может составить сам.

- Вечером после школы поинтересуйтесь впечатлениями о прошедшем дне.

- Не ревнуйте к учительнице, не отзывайтесь о ней негативно при ребенке.

- Когда ребенок готовит уроки, не стойте у него над душой. Контролируйте, но незаметно и деликатно.

- Ребенок обязательно должен высыпаться. Большинству младших школьников требуется для ночного сна 10 часов, а подросткам – 9. В выходные дни обязательно нужно дать ребенку возможность спать сколько ему хочется – так ежедневный недосып хоть как-то компенсируется.

- Дома должна быть доброжелательная атмосфера.

- Не критикуйте ребенка, если у него что-то не получается – лучше подскажите, как добиться нужного результата.

- Никогда не сравнивайте его с другими детьми – так можно снизить его самооценку.

- Заранее нужно вырабатывать у ребенка усидчивость. Полезно ежедневно заниматься с ним рисованием, лепкой, вышиванием, приучать внимательному слушанию чтения.

Школьнику нужно очень много двигаться. Игнорируйте замечания учительницы о том, что ваш ребенок бегает на переменах. Нужно много гулять. В выходные гулять надо не менее полдня. Необходимо взвесить нагрузки: кроме школы еще музыкальная школа, языковая… и т.д. Лучше отдать его в бассейн или танцевальный кружок – эти занятия снимут и статическую, и психическую усталость. Дома необходимо иметь «домашний стадион», чтобы у ребенка была возможность лазать, кувыркаться и пр.

Очень важен режим. Когда ребенок ест, ложится спать, делает уроки в одно и то же время, его организм готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребенок и ест с аппетитом, и засыпает быстро, и меньше нужно ему времени на раскачку при приготовлении уроков.

Отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, прогулками, недостаточный сон, неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению. Ребенок становится раздражительным, легко возбудимым, плаксивым, начинает плохо учиться. Такие дети часто болеют, возникают функциональные изменения работы внутренних органов, которые могут перейти в серьезные заболевания. Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления.

Чтобы начать хорошо усваивать новый материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления домашних заданий должен быть не менее 2,5-3 часов, большую часть которого полезно провести на воздухе.

Детям 1-2-х классов после школьных занятий рекомендуется спать в течение 1-1,5 часов в хорошо проветренной комнате. Особенно дневной сон необходим ослабленным детям, отстающими в физическом развитии, имеющим хронические заболевания, а также детям с высоко возбудимой нервной системой.

За приготовление уроков учащиеся, занимающиеся в первую смену, должны садиться в 16-17 часов, а второй смены – в 9 часов утра. Начинать лучше с предметов средней сложности, чтобы вработаться, затем сделать задания по сложным предметам, и в конце – легкие. Работоспособность к концу дня резко падает. При выполнении домашних заданий каждые 45 минут (а первоклашкам каждые 35 минут) следует делать перерывы на 10-15 минут. Во время перерыва желательно сделать физкультпаузу: походить, сделать упражнения типа «потягивание» с поднятием рук вверх и глубоким вдохом, различные наклоны и повороты туловища.

Для приготовления уроков ребенку желательно иметь свое место. Размеры стола и стула должны соответствовать его росту.

 

рост Высота стола Высота стула
120-129    
130-139    
140-149    

 

Если высота стола на 2-3 см выше локтя ребенка, то такой стол соответствует его росту. Если стол высок, необходимо сделать выше стул, положив на него дощечку, а под ноги, чтобы создать им упор, подставить скамеечку. При правильном положении ноги согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах и опираются на пол или подставку, 2\3 бедра школьника помещаются на сидении стула, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Голова и туловище находятся на одном уровне.

Расстояние от глаза до книги или тетради должно быть не менее 30 см: если поставить руку на локоть, то глаз должен быть на уровне большого пальца руки.

Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребенка.

Свет от окна или лампы должен падать слева от ученика, чтобы тень от руки не мешала при письме.

Ухудшают освещенность рабочего места цветы на подоконнике, занавески на окнах, грязные стекла окон. Настольная лампа должна быть 40-60 ватт, она должна иметь абажур, который защищает глаза от яркого света и направляет пучок света на рабочую поверхность стола. Стол не должен быть полированным, так как блеск отраженного света оказывает слепящее действие и утомителен для глаз. поверхность стола должна быть матовой, лучше зеленого цвета.

Книга при чтении не должна лежать на столе. Лучше иметь специальную подставку.

Очень важно правильное питание школьника. Желательно принимать пищу в одно и то же время суток: это позволяет выработать условные рефлексы на время и обеспечивает оптимальную готовность организма к приему пищи. В детском саду в перерывах между едой дети играют и забывают про чувство голода. За партой наоборот: им приходится сидеть 3-4 урока по 45 минут – это очень трудно для детей.

Завтрак не должен ограничиваться йогуртами, сладкими творожками или булочкой с молоком. Завтрак должен состоять из каши, макарон или омлета. При этом утром еда должна быть вкусной: от этого зависит и настроение ребенка.

Варианты школьного завтрака:

Картофельное пюре с сардельками и овощами. Овощи могут быть свежими, отварными или солеными.

Оладьи или блинчики с начинкой, заправленные сметаной или джемом.

Яичница с салатом из свежих овощей и с котлетой. Украсить зеленью.

Творожники. 2-3 таких творожника с джемом.

Овощи или фрукты должны присутствовать в каждом завтраке, но только те, что ребенок. Что он съест сначала, а что потом – неважно.

За столом кроме ребенка должен завтракать кто-то еще: порой дети не едят из-за того, что им скучно кушать в одиночестве.

Не заставляйте пить ребенка горячий чай – это для маленького организма не вкусно. Лучше налейте стакан сока, какао, киселя или компота.

Важно, чтобы интервал между завтраком и обедом, и обедом и ужином был не больше 5-6 часов, а между ужином и отходом ко сну – не менее 1,5-2 часов. Школьникам рекомендуется четырехразовое питание.

1-й завтрак – 20-25% суточной калорийности

2-й завтрак – 15-20%

Обед – 35-40%

Ужин – 20-25%.

При отсутствии второго завтрака его желательно заменить полдником примерно такой же калорийности. Ужин должен быть малообъемным, легким, желательно из овощных и молочных блюд.

Продукты, улучшающие работу мозга и память:

Крупы – в них много витаминов группы В (особенно полезен витамин В1) и фолиевая кислота, способствующие процессу запоминания и усвоения информации. Поэтому гречневая каша на завтрак – идеальное начало учебного или рабочего дня. Полезны также проростки и цельнозерновой хлеб.

Орехи – много витамина Е, А, группы В. Они препятствуют разрушению клеток мозга, ухудшению памяти, способствуют развитию долговременной памяти, развивают мышление, стимулируют клетки мозга. Самыми полезными для работы мозга являются кедровые и грецкие орехи. Накануне экзамена и в начале учебного года полезно принимать ежедневно 5-6 ядрышек (орехи очень калорийны и этой дозы вполне достаточно).

Свежие овощи зеленого цвета и зелень – особенно полезны различные виды листового салата, брюссельская капуста, брокколи, шпинат. В них много солей фолиевой кислоты, железа, витаминов Е, С, К, каротиноидов, которые улучшают память и способность концентрироваться.

Говяжья печень – много цинка, который способствует нормальной передаче сигналов нейронами гиппокампа – участка мозга, ответственного за запоминание надолго полученной информации.

Чай (лучше зеленый) – кофеин, танин и антиоксиданты улучшают работу мозга. Так как кофеин оказывает возбуждающее действие, детям лучше пить черный чай – в нем меньше кофеина.

Фиолетовые и синие ягоды – красный виноград, черника, ежевика, черная смородина. Антоцианы, которых много в этих ягодах, улучшают способность головного мозга воспринимать, перерабатывать и хранить информацию.

Чеснок – в нем находятся вещества, активизирующие работу клеток мозга. Достаточно двух зубчиков в день для нормальной работы мозга. От чесночного запаха во рту можно избавиться пожевав веточку петрушки, а от рук – любой металл, потеребив кольцо или браслет.

Каждые 2-3 часа ребенок должен что-то съедать. Поэтому положите ему в рюкзак легкую еду: фрукты, минеральную воду (без газа), соки в коробочках. Можно в контейнер положить бутерброды или пирожки.

Ученик, занимающийся в первую смену, должен, придя из школы, пообедать, а затем отдыхать (см. выше).

При интенсивных умственных нагрузках резко расходуется глицин – аминокислота, которая образуется в клетках головного и спинного мозга. Время от времени полезно принимать глицин всем школьникам: старшеклассникам – во время экзаменов, первоклашкам – в первый школьный месяц, остальным – в середине самой длинной третьей четверти.

 

 

ЭНУРЕЗ

Энурез – недержание мочи во сне. Он может быть ночной и дневной. У детей до 1,5-2 лет ночной энурез – физиологическое явление, связанное с незрелостью нервной регуляции. Считается, что контролировать себя днем, в часы бодрствования, способны к 2 годам около 50% детей, к 3 годам – 85% детей, к 4 годам – 90%. Ночной контроль формируется к 3 годам – почти у 70%, к 4 – 75%, к 5 годам – более 80%, к 8,5 лет – у 90% детей. Диагноз энуреза ставится не ранее 4-5 лет.

Различают также первичный и вторичный энурез. Первичный энурез – это постоянное состояние, когда ребенку не удалось достигнуть контроля за нормальным опорожнением мочевого пузыря. Вторичный энурез – состояние, при котором обретенный ранее контроль за мочеиспусканием по какой-то причине был утрачен.

Причинами могут быть:

- инфекции (в том числе инфекции почек и мочевого пузыря)

- пороки развития мочевыводящих путей

- поражения нервной системы: эпилепсия, неврозы, расстройства психики

- психологические травмы (испуг, сильные переживания: смена места жительства, развод родителей, появление второго ребенка в семье, перевод ребенка в другой детский сад или школу, излишняя строгость родителей в воспитании ребенка и физические наказания ребенка)

- недостаточное или неправильное воспитание у детей навыков опрятности

- общая задержка физического развития (низкие показатели массы тела, роста и т.д.) и, как следствие. – задержка темпов центральной нервной системы

- наследственность

- главной причиной первичного энуреза – недостаток выработки антидиуретического гормона (вазопрессина) в ночное время.

Энурез обязательно нужно лечить. Стесняясь своих здоровых сверстников, они часто стремятся к уединению, замыкаются в себе, чтобы избежать насмешек и брезгливого отношения окружающих. Ощущение неуверенности часто появляется или усугубляется в детском саду или в школьном возрасте и может привести к развитию низкой самооценки, неприятия себя, вплоть до полной невозможности учиться и реализоваться в различных областях жизни. Дети, у которых долгое время сохраняется недержание мочи, под влиянием переживаний в некоторых случаях меняются по характеру. Одни становятся агрессивнее, у других усиливается робость, нерешительность, замкнутость, отгороженность. Есть и такие, кто на первый взгляд, никак не переживает по поводу своей болезни, но у них различные изменения могут проявляться в подростковом возрасте.

Методы лечения энуреза могут быть медикаментозными и немедикаментозными (рефлексотерапия, гипноз, физиотерапия, фитотерапия). Лечение назначает врач (обычно это невролог) в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка и ситуации.

Общие правила:

- правильное питание с ограничением острых приправ и искусственных ароматизаторов. Ужин должен состояться примерно за 3 часа до сна. Фрукты и напитки после 16 часов ребенку лучше не давать (без ограничений можно пить только в первую половину дня)

- избегать влияния раздражающих факторов (шумные игры, телевидение и пр.) в течение 2 часов перед сном

- настаивать на том, чтобы ребенок посетил туалет или воспользовался горшком перед сном, не прибегая при этом к насилию

- искусственное прерывание сна с целью опорожнения мочевого пузыря. Но, если ребенок проснулся не полностью, это может привести к дальнейшему ухудшению ситуации

- в детской комнате лучше оставлять включенным ночник – тогда ребенок не будет бояться темноты и при необходимости может быстро найти горшок, который должен находиться всегда близко

- можно пользоваться аппаратом «мочевой будильник», который прерывает сон при появлении первых капель мочи.

Можно попробовать делать упражнение: после длительного сдерживания мочеиспускания попросить ребенка начать мочеиспускание и приостановить его, вновь начать и вновь приостановить. Но, если у ребенка при этом появляются боли, то проводить его не следует и обязательно нужно сообщить об этом врачу.

Победить энурез у взрослых (причины которого в слабости мышц) поможет упражнение «хождение на ягодицах». Необходимо, сидя на полу, двигаться на 2 метра вперед и назад, сгибая и разгибая по очереди ноги. Можно помогать руками, делая махи в стороны.

Внушение. У большинства детей, страдающих энурезом, бывают характерные сновидения: им снится, что произойдет чуть позже. Задача в том, чтобы научить ребенка отличать сон от яви, объяснить, что ситуация во сне предшествует истинной и он может усилием воли заставить себя вовремя проснуться. Потребуется максимум терпения и такта, чтобы помочь ребенку сконцентрировать волевые усилия на необходимости проснуться в тот момент, когда во сне он испытывает потребность помочиться. В первый же раз, когда ребенку удалось проснуться раньше, чем он намочил постель, у него исчезает страх, появляется уверенность в себе.

Благотворно влияет на психику малыша рисование. Чем младше ребенок, тем интереснее ему рисовать гуашевой краской толстыми кистями на больших листах бумаги разной формы, белых и цветных. Многие дети любят создавать картины кончиками пальцев или всей ладонью. Родители не всегда приветствуют такое творчество, обрекая малышей с раннего возраста на штампы и шаблоны. Но если речь идет о лечении энуреза, необходимо как можно больше раскрепостить мышление ребенка и расслабить его тело. А в рисовании красками пальцами и всей ладонью дети наиболее полно отражают свое эмоциональное состояние.

Аутогенная тренировка.

- Вот один из вариантов проведения такой тренировки для детей дошкольного возраста - в стихотворной и мягкой игровой форме. Эта игра не представляет сложности ни для родителей, ни для ребят.

Занятия необходимо проводить каждый вечер перед сном. Длительность тренировки варьируется от 15 до 30 минут. Слова аутотренинга нужно читать малышу спокойным, замедленным и тихим голосом. Со временем, когда ребенок выучит их наизусть, он может каждый вечер проводить занятие самостоятельно, без участия взрослого. Перед началом тренировки нужно выучить с ребенком название всех частей тела. Проводя вечернее занятие, взрослому необходимо позаботиться о своем внутреннем психическом равновесии. Если мама или папа перенапряжены или расстроены, то занятие стоит поручить кому-нибудь из близких, так как в расслабленном состоянии очень сильна индукция (передача эмоционального состояния) от одного человека к другому, и в итоге может получиться обратный результат: малыш не только не успокоится, а напротив, перевозбудится. Произносить все слова следует мягким, спокойным голосом, не спеша, с длинными паузами, и при назывании частей тела ребенка, мягко прикасаться к ним ладонью (к голове, коленям, стопам, и так далее). Отдельные формулы внушения повторяются 2-3 раза с изменением логического ударения. При правильно проведенной аутогенной тренировке малыш расслабляется и даже может уснуть.

- Игра "Волшебный сон" (аутогенная тренировка для детей дошкольного возраста в стихотворной форме). Сейчас я буду читать стихи, а ты закроешь глаза. Начинается новая игра "Волшебный сон". Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, а будешь расслабляться и отдыхать. Внимательно слушай слова и повторяй их про себя, внутренней речью. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. Внимание, наступает "Волшебный сон"…

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…(2 раза)…
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2 раза)…
Дышится легко…ровно…глубоко…
(Делается длительная пауза и говорятся слова, направленные на коррекцию проблемы):
Я сегодня сплю сухой…
Завтра я проснусь сухой,
Послезавтра я сухой,
Потому что я сухой…
Как почувствую, проснусь,
Обязательно проснусь!
- Твое тело расслаблено, но ты знаешь, что ты спишь сухой… Завтра ты проснешься сухой…
- Если ночью захочешь в туалет, то ты почувствуешь и проснешься, обязательно проснешься…
- Утром ты проснешься сухой. Ты хозяин своему организму и он слушается тебя.
- Ты молодец, ты спишь сухой. Если захочешь в туалет, то проснешься, обязательно проснешься и пойдешь в туалет. Твоя постель сухая. Ты у меня молодец, у тебя все получится".

Хочется обратить особое внимание родителей: не стоит пытаться самостоятельно скорректировать психическое состояние ребенка какими-нибудь психологическими играми. Проблема энуреза у детей достаточно сложна и комплексна, даже если это не заметно на первый взгляд. Поэтому лучше обратиться к специалистам. Неумелые действия родителей могут привести к осложнению ситуации - заболевание усугубится и потребует больше времени на излечение.

Фитотерапия:

Отвар из листьев и ягод брусники: 1 стол.л моченых ягод брусники и 1 стол.л листа брусники (можно высушенных) залить 400 мл кипятка, держать на слабом огне 10 минут, охладить и процедить. Половину отвара принимать в несколько приемов в течение дня, другую половину выпить на ночь.

-\\-

Ночной энурез у подростков и детей помогает уменьшить настой семян укропа. 1 столовую ложку семян заварить стаканом кипятка, 2 часа настоять, пить после обеда.

-\\-

1 чайная л муки из семян укропа заварить 200 мл кипятка, настаивать 1-1,5 часа. Выпить надо все полученное количество настоя сразу вместе с осадком 1 раз в день утром натощак, делать это в течение недели. Помогает при цистите, слабом мочевом пузыре и недержании мочи.

-\\-

Эффективно лечение энуреза в домашних условиях с помощью сбора из трав спорыша, мяты, зверобоя, золототысячника, листьев березы и цветков ромашки. Все смешать в равных частях, измельчить мясорубкой или кофемолкой. 30 г. смеси залить 1 л. кипятка, 8 часов настаивать в термосе. Принимать в течение дня за полчаса до еды по 100 мл настоя. Можно подсластить вареньем, медом, сахаром. Курс лечения – 3 месяца, затем 10-14 дней сделать перерыв и продолжить лечение.

-\\-

Значительно облегчает симптомы энуреза сбор из листьев ежевики, травы спорыша, цветков бессмертника, травы тысячелистника и зверобоя. Все составляющие необходимо смешать в равных количествах, измельчить. 9 г. порошка залить кипятком (300 мл), 2 часа настоять в термосе, процедить. Принимать 4-5 раз в день по половине стакана за 20 минут до еды. За час до сна прием настоя прекратить.

-\\-

Лечить энурез народная медицина предлагает и с помощью петрушки. Есть два способа ее приготовления:

Настаивать 0,5 часа заваренные стаканом кипятка 3 гр. корешков. Пить процеженный отвар по стакану в день.

Настаивать в течение 8-ми часов заваренные стаканом кипятка 3 г. измельчённых семян.

-\\-

Усиливает медикаментозное лечение ночного энуреза у детей отвар из лавра. 3 средних лавровых листа залить стаканом воды и томить на огне 10 минут, после чего дать настояться 1 час. Принимать по 100 мл 3 раза/день. Курс – 7 дней.

-\\-

40 г зверобоя (травы) всыпать в 200 мл кипящей воды, 10 минут томить на огне, процедить. Пить 1/2 или целый стакан отвара перед сном.

-\\-

10 гр измельчённой травы и цветов тысячелистника добавить в 1 л. кипящей воды. После 10 минут кипячения залить в термос и настоять 1,5 часа. Процедить и принимать настой по половине стакана 3 раза в день.

-\\-

20 г репешка обыкновенного залить стаканом кипятка, дать 1,5 часа настояться. Пить по трети стакана за 15 минут до еды 3 раза в день. При желании – добавить мед.

-\\-

15 г чабреца (высушенной травы) залить горячей водой (150 мл), выпарить на небольшом огне до 1/3. Пить по 5 г настоя 3 раза в день. Курс лечения – 6 недель. Можно сделать месяц перерыва и повторить курс.

-\\-

Пол стакана сухих листьев брусники залить 0,5 литра воды, 5-7 минут кипятить, 40 минут дать настояться. Процедить. Пить по стакану отвара 3 раза в день перед едой. Курс лечения – месяц. В народных советах о том, как вылечить энурез, говорится, что ребенок при этом днем часто ходит в туалет, но ночью будет спать.

-\\-

50 г. осиновой коры добавить в 0,5 л. водки, настаивать в течение 10-ти дней, процедить. 20 капель настоя принимать 3 раза в день перед едой.

-\\-

2-3 корня калины длинной около 40 см, выкопанных весной или осенью, помыть и измельчить. Залить корешки 3 литрами воды, кипятить 30 минут, настаивать 3 часа. Процедить. Настой выпить за два дня. Через неделю процедуру повторить.

-\\-

20 г. почек березы залить 0,5 л. горячей воды. Настаивать в течение 10-ти минут. Процедить, выпить за один прием. Курс лечения – 10 дней.

Ароматерапия.

- Шалфей, кориандр, лаванда помогают стабилизировать нервную систему, как результат – избавление от недержания. Для этого 5 капель эфирного масла растворяют в 30 мл воды и распыляют по комнате. Операцию проводят ежедневно в течении 20-ти дней.

Точечный массаж.

Точка 1. Несимметричная, расположена в нижней части живота на передней срединной линии на 3 цуня ниже пупка. Больной лежит на спине.

Точка 2. Несимметричная, расположена под точкой 1 над верхним краем лобковой кости. Массируется, как точка 1.

Точка 3. Симметричная, расположена на поясничной области спины на полтора цуня в сторону от задней срединной линии. Больной лежит на животе, под живот ему подкладывается подушка. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 4. Симметричная, расположена на спине на 3 цуня в сторону от задней срединной линии рядом с точкой 3. Массируется, как точка 3.

Точка 5. Симметричная, расположена на спине на полтора цуня в сторону от задней срединной линии в крестцовой области. Массируется, как точка 3.

Точка 6. Симметричная, расположена на передней поверхности ноги на 3 цуня ниже коленной чашечки, на 1 цунь снаружи от переднего края большеберцовой кости. Больной сидит, вытянув ноги. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 7. Симметричная, расположена в месте прикрепления пяточного сухожилия к пяточной кости. Больной сидит. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 8. Несимметричная, расположена на животе на 4 цуня ниже пупка. Больной лежит на спине.

Примечания:

1. Массаж выполняется успокаивающим методом с использованием легкого надавливания с вращением, темп которого постепенно замедляется. Продолжительность воздействия на каждую точку - 4-5 минут.

2. Сеансы желательно проводить 2 раза в день.

Профилактика:

- с самого раннего возраста приучать ребенка к чистоплотности. Он должен хорошо знать основные гигиенические правила и испытывать внутреннюю потребность в сухом и чистом белье, ежедневном душе. Мокрые белье и одежду надо менять сразу и лучше, если это следает сам ребенок

- соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, оберегать ребенка от переохдаждения и переутомления

- полноценное питание

- перед сном ребенок обязательно должен сходить в туалет.

 

 

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ

Эпидемический паротит (свинка) – инфекционное заболевание, которым болеют дети 3-15 лет. Взрослые болеют редко.

Возбудитель заболевания – вирус. Источником заражения является больной человек в последние дни инкубационного периода и до 9-го дня болезни. Пути заражения – воздушно-капельный (при разговоре, кашле, чихании), через ослюненные предметы обихода, посуду, игрушки.

Инкубационный период 11-23 дней.

Заболевание начинается остро с повышения температуры (даже до высоких цифр), головной боли и припухлости околоушной железы. Припухлость немного болезненна, боль усиливается при жевании и глотании. Через 1-2 дня, как правило, появляется припухлость и с другой стороны. Обычно заболевание протекает нетяжело, но может вызвать и осложнения: у мальчиков это воспаление яичка (одного или обоих), у девочек - воспаление бартолиниевых желез, маточных труб и яичников. Эти осложнения вызывают бесплодие. Может развиться панкреатит, серозный менингит. При эпидемическом паротите слюнные железы, как правило, не нагнаиваются. Если поражается несколько желез, то болезнь может затягиваться до 2 недель и более.

При воспалении яичек вновь повышается температура (возможно до высоких цифр с ознобом и бредом). Яичко увеличивается в размере, становится болезненным, мошонка отекает, кожа ее становится напряженной и покрасневшей.

При серозном менингите возникает сильная головная боль, частая рвота, напряжение затылочных мышц (болезненность при наклоне головы вниз).

Лечение симптоматическое (неспецифическое), проводится обычно дома. Тяжелые случаи требуют госпитализации

Больного необходимо изолировать в отдельную комнату, выделить ему посуду.

В норме слюна, вырабатываемая слюнными железами, содержит ферменты и обладает пищеварительными свойствами, она предохраняет слизистую ротовой полости и зубы от высыхания и воздействия различных физических и химических агентов, от инфекции за счет содержания в ней иммуноглобулинов и лизоцима. При паротите состав слюны изменяется и она хуже выполняет свои функции. Вот почему во время болезни важно несколько раз в день полоскать рот антисептиками: фурацилином, бледно-розовым раствором перманганата калия, отварами трав (шалфей, эвкалипт, календула), полезно рассасывать антисептические таблетки для горла.

Для питания больного используются протертые блюда. Полезны продукты и напиитки, вызывающие усиленное слюноотделение (подкисленное питье, сухари, которые надо долго и тщательно пережевывать).

Высокую температуру необходимо снижать медикаментозно (см. «Температура»).

Контактные дети, не болевшие эпидемическим паротитом, не допускаются в детский коллектив с 11-го по 21-й день со дня последнего контакта с больным.

Специфической профилактикой инфекции является прививка против эпидемического паротита (обычно она совмещается с коревой и против краснухи) в 1 год и ревакцинация проводится в 6 лет.

Кроме вируса эпидемического паротита воспаление слюнных желез могут вызвать другие вирусы (гриппа); возможно бактериальное воспаление и даже длительное голодание может вызвать это воспаление; инфекция, проникающая в слюнные железы через выводные протоки, изо рта. Такое воспаление не заразно и не требует изоляции. Воспаление слюнной железы может быть хроническим. Обострение напоминает эпидемический паротит. При таких процессах особенно важно следить за состоянием полости рта: чистить зубы, вовремя лечить больные зубы и десны, санировать хронические очаги инфекции в носоглотке.

Воспаление слюнной железы может вызвать и слюнной камень. Обнаруживается он при рентгенологическом обследовании. Основным проявлением является припухание железы во время еды, которое проходит самостоятельно после приема пищи. Лечением является хирургическое удаление камня.

Увеличение слюнных желез иногда бывает при сахарном диабете, нарушениях в других органах и системах.

При лихорадочных состояниях, инфекционных заболеваниях полезны: яшма, рубин, жемчуг, алмаз, сапфир, изумруд в золоте, гранат, турмалин, янтарь, лунный камень.

 

ЭПИЛЕПСИЯ (см. «удороги»).

 

 

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА

И 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ

На сегодняшний день это заболевание считается инфекционным. Вызывается микроорганизмом Helicobacter pylori (Hp).

Попадает этот микроб в желудок через рот с чужими столовыми приборами, через грязные руки, с недоброкачественными или плохо приготовленными продуктами. Hp – палочка со жгутиками, которыми он прикрепляется к слизистой желудка. Палочка эта выделяет ряд ферментов, которые помогают ей выжить в агрессивной кислой среде желудка: подавляется местный иммунитет (клетки желудка перестают бороться с инфекцией), перерабатывая уреазу (мочевина, которая содержится практически во всех продуктах), она питается и одновременно защищает себя от кислоты желудка аммиачным «облачком» (аммиак образуется при расщеплении уреазы). Со временем Hp может переместиться в 12-перстную кишку, при этом слизистая 12-перстной кишки перестраивается и становится такой же, как в желудке. Из-за ферментов, вырабатываемых Hp, выделяется очень много соляной кислоты (она вырабатывается даже ночью). Болезнь может долго не развиваться, но при воздействии определенных провоцирующих факторов появляются клинические признаки заболевания.

Провоцирующие факторы:

- изменение моторики пищевой трубки:

- при рефлюксе (заброс содержимого 12-перстной кишки в желудок) происходит повреждение слизистой оболочки желудка – палочке легче становится прикрепиться к стенке;

- при ускоренном прохождении пищевого комка из желудка дальше соляная кислота повреждает слизистую оболочку 12-перстной кисшки, создавая условия для жизни Hp;

- в детском возрасте имеет значение такие погрешности в еде как поспешность, сухоядение, беспорядочное питание с большими интервалами;

- повреждение слизистой желудка различными факторами: лекарства (на-пример, ацетилсалициловая кислота), химические агенты (попадание в желудок технических жидкостей и пр.), механическое повреждение (инородное тело);

- нарушение гормонального фона: некоторые гормоны повышают выделение соляной кислоты и угнетают образование слизи в желудке;

- нарушение режима питания, сухоядение; острая, раздражающая или слишком горячая\холодная пища;

- хронический эмоциональный стресс;

- длительное психическое или физическое напряжение;

- злоупотребление алкоголем и курением, особенно на голодный желудок;

- наследственность (передается не сама болезнь, а готовность организма к ней: особенности работы желудочно-кишечного тракта и обменных процессов). Замечено, что больший риск заболеть имеют мужчины с I группой крови;

Течение заболевания обычно хроническое с обострениями весной и осенью.

Иногда заболевание протекает бессимптомно, но чаще все же возникают болезненные проявления. Главным клиническим проявлением заболевания является боль под ложечкой через 1-2 часа после еды или «голодные» боли, исчезающие после приема пищи. Возможно появление и других симптомов: изжога, кислая отрыжка, запоры или «овечий» стул, рвота, которая приносит облегчение. Аппетит обычно не страдает, но при ухудшении аппетита возможно похудание.

Возможны осложнения заболевания:

- кровотечение: если разъедаются кровеносные сосуды, возможно появление кровавой рвоты – симптом, при котором необходимо проведение экстренных мер, обязательно обращение к врачу!

- прободение (прорыв) стенки желудка – все содержимое желудка попадает в полость живота и может вызвать развитие перитонита;

- пенетрация – в месте язвенного процесса происходит сращение с рядом расположенным органом (поджелудочная железа, сальник, петли кишечника) и содержимое желудка попадает в него;

- язва при рубцевании может привести к сужению просвета выхода из желудка – возникает затруднение прохождения пищевого комка из желудка дальше по пищевой трубке;

- иммунная система вырабатывает антитела к жгутикам Hp, которые поражают и жгутики сперматозоидов (жгутики тех и других клеток похожи), что может привести к бесплодию;

- Hp снижает количество «хорошего» холестерина в крови, который препятствует образованию атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах.

Больные с язвенной болезнью должны наблюдаться и лечиться гастроэнтерологом.

Диета (цель её – создание наибольшего химического и механического покоя слизистой желудка и 12-перстной кишки):

- исключение продуктов, усиливающих выработку соляной кислоты и ферментов (крепкие бульоны, острые и жареные блюда, консервы, копчености, соленья, алкоголь, кофе, сдобное тесто, черный хлеб, жирные сорта мяса);

- исключение продуктов, механически раздражающих слизистую: в период обострения вся пища должна быть в протертом виде:

- частое дробное питание: прием пищи через каждые 3-4 часа небольшими порциями. Последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна (лучше 1 стакан молока), чтобы избежать ночных «голодных» болей. противопоказаны разовые обильные приемы пищи;

- исключение слишком холодной (мороженое, холодные напитки) или горячей пищи.

Рекомендуются: хлеб белый пшеничный «вчерашний»; супы слизистые молочные, крупяные с добавлением овощей (исключается капуста), яйцо всмятку или в виде омлета, молоко и молочные продукты, мясо нежирное отварное или приготовленное на пару (котлеты, рулеты, фрикадели, суфле, кнели): говядина, телятина, курица; рыба нежирных сортов, гарниры из овощей и круп (при обострении протертые) отварные на воде (каши с добавлением небольшого количества молока - полужидкие), ягоды сладкие (клубника, малина, земляника), фрукты мягкие, сладкие в вареном, протертом или запеченном виде; сладкие блюда (крем, кисели, компот, желе) из сладких сортов ягод и фруктов, соусы белые, молочные.

По назначению лечащего врача используются минеральные воды Смирновская, Ессентуки №4. Дозу и режим (зависит от возраста и кислотности) назначит врач.

Как дополнение к основному лечению показана фитотерапия.

Лист бадана толстолистного 10 гр, корень солодки голой 20 гр, корень алтея лекарственного 15 гр, трава донника лекарственного 12 гр, трава дубровника обыкновенного 10 гр, трава льнянки обыкновенной 10 гр, трава ломоноса прямого 10 гр, трава сушеницы болотной 15 гр. 1 стол.л смеси залить 1 стаканом кипящей воды, настоять 30 минут, процедить. Принимать по 1\2 стакана 4 раза в день.

-\\-

Корень окопника лекарственного 20 гр, цветы календулы 10 гр, лист кизила обыкновенного 15 гр, лист крапивы 10 гр, порошок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: