Упражнение: «Коробка переживаний»




Тренинг для родителей «С тревогой на ТЫ».

Составитель: Жмырко Кристина Сергеевна

Цель: обучение родителей навыкам взаимодействия с тревожными детьми.

Задачи:

1) Ознакомить родителей с понятием «тревожности»;

2) Выделить основные критерии тревожного ребенка;

3) Продиагностировать родителей на выявление тревожности у ребенка;

4) Продемонстрировать упражнения с родителями для их взаимодействия с тревожными детьми.

Оборудование: канцелярия, раздаточный материал.

Методы и формы работы: лекция, дискуссия. Групповые и индивидуальные упражнения,

Время: 30-40 минут

1. Приветствие. Вводное слово:

Добрый день, участники тренинга. Сегодня мы с вами обсудим тему тревожности и постараемся разобраться в основных особенностях тревожных детей. В процессе тренинга мы с вами попытаемся сформировать навыки взаимодействия с тревожными детьми.

Для начала предлагаю познакомиться и ввести правила тренинговой группы.

2. Знакомство с помощью упражнений «Веселая Вера»/ «Снежный ком»/ «Три имени».

3. Принятие групповых правил.

1)искренность;

2) уважение к говорящему;

3)правило поднятой руки;

4) отключение телефонов;

5) «Стоп»;

6) «здесь и сейчас»;

7) единая форма обращения.

Ход занятия:

Основная часть(20-30 минут)

Лекция (5 минут)

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Она может быть как личностной особенностью, ак и свойством темперамента. Тревожность бывает и у мальчиком и у девочек. В дошкольном возрасте более тревожны мальчики, чем девочки.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

-негативными требованиями от взрослых;

-противоречивыми требованиями;

- неадекватными требованиями.

Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, на выставки.

Далее я хочу предложить вам КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА и предложить пройти опросник по выявлению тревожного ребенка (Приложение1)

Диагностика по выявлению тревожного ребенка (5 минут) (Приложение 2)

Игра «Волшебные очки»

Цель: повышение уверенности в себе, повышение самооценки

Оборудование: очки

Время: 5 минут

Участник одевает «волшебные» очки, рассказывает о каждом что-то хорошее, что раньше не видел. Упражнение продолжается по кругу.

Рефлексия: обсуждаются чувства, которые испытали участники при выполнении данного задания.

Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком по очереди в кругу семьи.

Упражнение «Избавимся от тревожности»

Цель: актуализировать страх, материализовать его и избавится от него.

Оборудование: платилин

Время: 10минут

Участники по кругу рассказывают о своем страхе. Затем из пластилина предлагается этот страх слепить.

Сопроводительное слово: «А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. А теперь, чтобы избавится от страха участникам предлагается его видоизменить (слепить красивый мяч, бусы и т.д.)

Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком в ситуации страха.

Упражнение: «Коробка переживаний»

Цель: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Оборудование: картонная коробка

Время: 5 минут

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания».

Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком в ситуации страха или переживаний.

 

Рефлексия тренинга: Что полезного узнали для себя? Какие упражнения будете использовать со своим ребенком?

 

Список литературы:

1. Анофрикова А.В.Программа психологического мини-тренинга для педагогов «Тревожный ребёнок» г. Ртищево. 2013

2. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: П72 диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с

 

Приложение 1

Критерии определения тревожности у ребенка.

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Приложение 2

Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое у него вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слез.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Ребенок не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15 – 20 баллов.

Средняя тревожность – 7 – 14 баллов.

Низкая тревожность – 1 – 6 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: