Тренинг для родителей «С тревогой на ТЫ».
Составитель: Жмырко Кристина Сергеевна
Цель: обучение родителей навыкам взаимодействия с тревожными детьми.
Задачи:
1) Ознакомить родителей с понятием «тревожности»;
2) Выделить основные критерии тревожного ребенка;
3) Продиагностировать родителей на выявление тревожности у ребенка;
4) Продемонстрировать упражнения с родителями для их взаимодействия с тревожными детьми.
Оборудование: канцелярия, раздаточный материал.
Методы и формы работы: лекция, дискуссия. Групповые и индивидуальные упражнения,
Время: 30-40 минут
1. Приветствие. Вводное слово:
Добрый день, участники тренинга. Сегодня мы с вами обсудим тему тревожности и постараемся разобраться в основных особенностях тревожных детей. В процессе тренинга мы с вами попытаемся сформировать навыки взаимодействия с тревожными детьми.
Для начала предлагаю познакомиться и ввести правила тренинговой группы.
2. Знакомство с помощью упражнений «Веселая Вера»/ «Снежный ком»/ «Три имени».
3. Принятие групповых правил.
1)искренность;
2) уважение к говорящему;
3)правило поднятой руки;
4) отключение телефонов;
5) «Стоп»;
6) «здесь и сейчас»;
7) единая форма обращения.
Ход занятия:
Основная часть(20-30 минут)
Лекция (5 минут)
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Она может быть как личностной особенностью, ак и свойством темперамента. Тревожность бывает и у мальчиком и у девочек. В дошкольном возрасте более тревожны мальчики, чем девочки.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
|
-негативными требованиями от взрослых;
-противоречивыми требованиями;
- неадекватными требованиями.
Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, на выставки.
Далее я хочу предложить вам КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА и предложить пройти опросник по выявлению тревожного ребенка (Приложение1)
Диагностика по выявлению тревожного ребенка (5 минут) (Приложение 2)
Игра «Волшебные очки»
Цель: повышение уверенности в себе, повышение самооценки
Оборудование: очки
Время: 5 минут
Участник одевает «волшебные» очки, рассказывает о каждом что-то хорошее, что раньше не видел. Упражнение продолжается по кругу.
Рефлексия: обсуждаются чувства, которые испытали участники при выполнении данного задания.
Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком по очереди в кругу семьи.
Упражнение «Избавимся от тревожности»
Цель: актуализировать страх, материализовать его и избавится от него.
Оборудование: платилин
Время: 10минут
Участники по кругу рассказывают о своем страхе. Затем из пластилина предлагается этот страх слепить.
Сопроводительное слово: «А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. А теперь, чтобы избавится от страха участникам предлагается его видоизменить (слепить красивый мяч, бусы и т.д.)
|
Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком в ситуации страха.
Упражнение: «Коробка переживаний»
Цель: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Оборудование: картонная коробка
Время: 5 минут
Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания».
Сопроводительное слово: Данное упражнение можно проводиться со своим ребенком в ситуации страха или переживаний.
Рефлексия тренинга: Что полезного узнали для себя? Какие упражнения будете использовать со своим ребенком?
Список литературы:
1. Анофрикова А.В.Программа психологического мини-тренинга для педагогов «Тревожный ребёнок» г. Ртищево. 2013
2. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: П72 диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с
Приложение 1
Критерии определения тревожности у ребенка.
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Приложение 2
Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992.
|
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое у него вызывает страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слез.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Ребенок не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15 – 20 баллов.
Средняя тревожность – 7 – 14 баллов.
Низкая тревожность – 1 – 6 баллов.