Анализ дебиторской задолженности по срокам оплаты




В качестве вспомогательного инструмента кредитного контроля может выступать анализ дебиторской задолженности по срокам оплаты. Анализ представляет собой список клиентов, которые в настоящее время имеют задолженность, с указанием суммы задолженности и срока, в течение которого имеется задолженность. Форма отчета по анализу дебиторской задолженности по срокам может быть разной, например, как на рис. 1.

Рис. 1. Анализ дебиторской задолженности по срокам на 30 сентября 2013 г.

Необходимо тщательно учесть все поправки, не только денежные средства, а например, возвраты (кредитные ноты), предоставленные скидки и т.д. Анализ дебиторской задолженности по срокам оплаты можно использовать для выбора действий в отношении задолженности, не оплаченной по истечении согласованного срока кредитования. Из представленной выше таблицы видно, что 41% дебиторской задолженности компании приходится на компанию Торп. Возможно Торп испытывает финансовые затруднения. Возможно, компании уже вступили в переписку по поводу неоплаченной задолженности.

Помимо предоставления информации о суммах по каждому клиенту, анализ дебиторской задолженности по срокам дает информацию об эффективности сбора задолженности. Из таблицы выше следует, что свыше 50% задолженности на 30 сентября составила задолженность, не оплаченная в течение 30 дней. Если обычный срок кредита составляет 30 дней, то, возможно, это говорит о слабости кредитного контроля. Может оказаться полезным включение в анализ суммы кредитного лимита по каждому клиенту – это даст возможность понять, кто из клиентов почти достиг или превысил кредитный лимит.

Кроме того, анализ по срокам может быть полезен отделу кредитного контроля для установления и мониторинга целевых показателей сбора задолженности. Целевой показатель может быть выражен в виде процента выручки от реализации в кредит за определенный период либо в виде среднего количества дней до оплаты дебиторской задолженности. При достижении целевого показателя анализ по срокам полезен для определения крупных сумм, долго остающихся неоплаченными, в отношении которых можно принять меры по ускорению оплаты.

Кредитное страхование. В целях защиты от риска безнадежных долгов компания может воспользоваться кредитным страхованием. На данном виде страхования специализируется множество компаний, предлагающих большое разнообразие услуг при соответствующих затратах. Возможно приобретение страхового полиса, покрывающего весь оборот компании. Страховая компания обычно устанавливает предельную стоимость отдельного счета, которая страхуется без специального разрешения. Застрахованной компании потребуется оценить кредитоспособность каждого клиента, используя установленные источники информации, чтобы убедиться в том, что условия страхования соблюдаются. В качестве варианта компания может застраховать отдельные счета. Страховая премия определяется предполагаемым риском неоплаты.

Факторинг – продажа долгов посреднику (фактору) с дисконтом в обмен на немедленное получение денежных средств. Услуга факторинга может предоставляться с правом регресса, когда поставщик берет на себя риск неоплаты, или без права регресса, когда риск принимает на себя фактор. Специализированные финансовые учреждения (обычно дочерние предприятия банков), занимающиеся факторингом, предлагают три основные услуги:

1) незамедлительное предоставление аванса финансовых средств, например, в размере 80 или 90% суммы счета, выплата остатка после оплаты задолженности покупателем клиента (но за вычетом комиссионных); еще несколько лет назад стоимость факторинговых денег была выше кредитных; в настоящее время ставка по факторингу имеет тенденцию приближаться к годовой базовой ставке по кредиту (не забывайте, что факторинг это услуга, и потому к базовой ставке надо прибавить НДС);

2) ведение реестра дебиторов, включая оценку кредитоспособности и работу с клиентами за дополнительную плату; варьируется в широких пределах и может составлять от долей процента до нескольких процентов от оборота;

3) в качестве дополнительной услуги возможно также предоставление финансирования без регресса, гарантирующего оплату по счетам, даже в случае неоплаты клиентом.

Возможно предоставление услуги конфиденциального дисконтирования счетов, при котором финансовое учреждение предоставляет финансы, как указано выше, но не занимается ведением реестра дебиторов и, соответственно, остается неизвестным для клиентов (так называемый, скрытый факторинг). До последнего времени услуга была более популярна, чем открытый факторинг. Эта услуга не создает барьера между компанией и клиентами. Однако сейчас, факторинг получил такое развитие, что большинство компаний перестали его бояться, и факторинг «вышел из тени».

Несмотря на то, что эти факторинговые компании обычно являются дочерними предприятиями банков, они стремятся работать по методике, отличной от банков. Они заявляют, что, когда традиционно работающие банки принимают решение об объеме средств, которые они могут предоставить в качестве займа, они обычно обращаются к прошлому – прибыли прошлых периодов и материальным активам. Это объясняет их нежелание предоставлять займы как раз тогда, когда они нужны компании, т.е. до начала фазы роста. Логичным и гибким альтернативным подходом представляется подход, в основу которого положена выручка от реализации. Когда дебиторская задолженность, таким образом, исключается, обороты компании становятся более неустойчивыми, что затрудняет привлечение более традиционных форм финансирования, за исключением финансирования по высоким ставкам. Кроме того, необходимо отметить, что у многих факторинг ассоциируется с финансовыми затруднениями («банки не передают своих лучших клиентов дочерним факторинговым компаниям») либо в лучшем случае с малыми предприятиями. Вышеуказанное может повлиять на имидж компании в глазах поставщиков.

Крупнейшие факторинговые компании РФ: ООО ВТБ Факторинг, ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «АЛЬФА-БАНК» (см. рейтинг агентства Эксперт).

Кроме компаний, занимающихся факторингом и дисконтированием счетов, в сфере дебиторской задолженности также оказывают услуги:

• Компании, предоставляющие специализированную информацию, включая оценку кредитов, чаще всего в электронной форме. Это означает, что указанная информация доступна специалистам отдела продаж, что снижает вероятность конфликтов, которые возникают, например, в тех случаях, когда отдел продаж принимает заказ и узнает, что финансовый отдел решил отказать в принятии заказа по причине кредитного риска.

• Компании, работающие в сфере кредитного страхования. Обычно клиенты тратят около 1% выручки, в зависимости от сектора хозяйственной деятельности, куда они продают продукцию, и в зависимости от имеющихся навыков кредитного контроля. Кредитное страхование можно рассматривать как добавочную меру, не заменяющую контроль самой компании.

• Специалисты по сбору задолженности, так называемые коллекторские агентства.

Рассмотрим пример. Компания была создана для импорта товаров с последующей продажей нескольким надежным покупателям. Согласно прогнозу продаж, каждый месяц будут выставляться счета на сумму $300 000. Средний период кредитования для данного вида бизнеса составляет 2,5 месяца. Компания рассматривает возможность факторинга дебиторской задолженности по соглашению о полном факторинге без права регресса. В соответствии с соглашением услуги фактора оплачиваются в размере 2,5% от общей суммы счетов. Фактор предоставит аванс в размере 85% от сумм счетов по ставке 13% годовых. Благодаря соглашению компания сэкономит $95 000 на административных расходах. Рассчитайте годовую чистую стоимость факторинга. Дает ли такое соглашение финансовые выгоды, если текущая процентная ставка по банковским овердрафтам составляет 12,5%?

Решение (рис. 2).

Рис. 2. Расчет расходов на факторинг и сравнение стоимости факторинга и овердрафта

Таким образом, факторинг предлагает экономию порядка $2000, а также некоторые преимущества:

• Гибкость. При росте объема продаж и, соответственно, потребности в финансировании, финансирование из этого источника увеличивается.

• Безопасность. Позволяет компании предложить другие активы в качестве обеспечения при привлечении финансирования.

• Последнее средство. Для компании, не имеющей активов, которые можно предложить в качестве обеспечения, факторинг является самым экономичным и эффективным способом заимствования.

• Ответственность. Освобождает руководство от ответственности за реестр дебиторов, к тому же кредитная проверка вероятнее всего будет более качественной, чем у самой компании.

Руководству следует сопоставить нарушение привычного положения дел за счет сокращения административных затрат с финансовыми и иными преимуществами факторинга. Прежде чем принять решение, руководству надо подумать и о том, что ситуация с финансовыми преимуществами может измениться, а восстановление функции ведения реестра дебиторов может оказаться затратным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: