Тема 9. Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса




Общая характеристика психологических школ периода открытого кризиса. Описательная психология Вильгельма Дильтея. «Формы жизни» в концепции Эдуарда Шпрангера. Французская социологическая школа и проблема социальной обусловленности сознания (Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Стросс). Глубинная психология Зигмунда Фрейда, значение его учения для формирования психоанализа. Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Зарождение идей бихевиоризма в трудах Джона Бродеса Уотсона. Теория оперантного научения Берреса Фредерика Скиннера. Развитие гештальт-психологии в работах Макса Вертгеймера, Вольфганга Кëлера, Курта Коффка. Теория поля Курта Левина.

Ключевые понятия темы:

1. описательная психология;

2. ценность;

3. психоанализ;

4. защитные механизмы;

5. инстинкты;

6. бихевиоризм;

7. научение;

8. гештальт-психология;

9. инсайт;

10. виды поведения;

11. французская социологическая школа;

12. коллективные представления.

Тема 10. Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса

Рефлексология Ивана Петровича Павлова. Теория психики Александра Федоровича Лазурского. Реактология Константина Николаевича Корнилова. Особенности формирования педологии и психотехники в СССР. Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского. Формирование деятельностного подхода (Михаил Яковлевич Басов). Подходы к перестройке психологии на основе марксизма.

Ключевые понятия темы:

1. рефлексология;

2. реактология;

3. педология;

4. психотехника;

5. культурно-историческая теория Л.С. Выготского;

6. зона актуального и ближайшего развития;

7. интериоризация;

8. социогенетическая и биогенетическая концепции развития;

9. деятельность;

10. марксистская психология.

Тема 11. Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века)

Теория установки в трудах Дмитрия Николаевича Узнадзе. Концепция деятельностного подхода в трудах Сергея Леонидовича Рубинштейна и Алексея Николаевича Леонтьева. Исследование индивидуальных отличий в трудах Бориса Михайловича Теплова, В.Д. Небылицина. Концепция системной динамической локализации ВПФ Александра Романовича Лурии. Теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Периодизация психического развития Даниила Борисовича Эльконина. Теория развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Развитие личности ребенка в трудах Лидии Ильиничны Божович, Майи Ивановны Лисиной. Теория отношений Виктора Николаевича Мясищева. Проблемы личности в трудах Бориса Герасимовича Ананьева. Концепция самосознания личности в трудах Игоря Семеновича Кона, Владимира Викторовича Столина. Теория способностей Владимира Дмитриевича Шадрикова.

Ключевые понятия темы:

1. установка;

2. задатки и способности;

3. структура деятельности;

4. ведущая деятельность;

5. теория поэтапного формирования умственных действий;

6. Я-образ;

7. самосознание;

8. общение.

 

Тема 12. Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии

Основные тенденции в развитии психологии. Неофрейдизм (Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Гомбургер Эриксон, Эрик Берн). Необихевиоризм (Эдвард Толмен, Кларк Халл, Джордж Мид, Алекс Бандура). Гештальт-терапия Фредерика Перлза. Когнитивная психология (Ульрих Найссер, Джордж Келли). Основные положения гуманистической психологии в работах Абрахама Маслоу, Ролло Мэя, Карла Роджерса. Трансперсональная психология (Станислав Гроф, Роберто Ассаджиоли). Диспозиционное направление в психологии (Гордон Оллпорт, Ганс Айзенк, Раймонд Кеттелл, Джулиан Роттер). Психология жизненного пути (Ксения Александровна Абульханова-Славская). Психология смысла Дмитрия Алексеевича Леонтьева. Разработка проблемы локуса контроля в работах Артура Александровича Реана. Концепция профессионального становления личности Юрия Павловича Поваренкова. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Перспективы развития психологии. Междисциплинарные исследования. Гуманистическая направленность психологии будущего.

 

Ключевые понятия темы:

1. неофрейдизм;

2. необихевиоризм;

3. гуманистическая психология;

4. когнитивная психология;

5. трансперсональная психология;

6. диспозиционная психология;

7. локус контроля;

8. холотропное сознание;

9. психосинтез;

10. концепция профессионального становления личности;

11. модели познавательных процессов;

12. смысложизненные ориентации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: