Тема 1. Введение в курс истории психологии




Кафедра психологии

 

 

Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии_________

___________________ завкафедрой__________

Протокол № ________

от_________________

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Специальность: 031000 «Педагогика и психология»

Хабаровск

АННОТАЦИЯ

1. Цели учебной дисциплины:

1.1. Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды.

1.2. Проанализировать достижения и заблуждения исследователей, оказавших значительное влияние на становление психологии.

1.3. Показать преемственность во взглядах современных ученых на развитие психологии.

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности. История психологии относится к числу обязательных дисциплин необходимых для подготовки профессионального психолога, поэтому он имеет обширные межпредметные связи с циклами общепрофессиональной и специальной подготовки: философией, педагогикой, историей, общей, педагогической, возрастной психологией и др.

3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины:

3.1. Знание этапов становления и персоналий, внесших существенный вклад в развитие донаучной и современной психологии.

3.2. Уметь производить сравнительный анализ психологических концепций.

3.3. Владеть научным аппаратом, разрабатываемым в русле различных психологических школ и направлений.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

 

Кафедра психологии

«Утверждаю»:

завкафедрой______________

________________

«____»________________2008 г.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Специальность: 031000 «Педагогика и психология»

 

Курс 4

Семестр 8

 

 

Разработчик

 

Доц. кафедры психологии, канд. психол. наук _________ Кочеткова Т.Н.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии

_________протокол № _________

 

Задачи учебной дисциплины:

1. Знакомство с историческими этапами и соответствующими им теориями философов, выявление предпосылок и условий для оформления психологии в самостоятельную дисциплину.

2. Изучение теоретических и прикладных аспектов современных концепций отечественных и зарубежных исследователей.

3. Ориентация студентов на самостоятельную работу с дополнительной литературой и первоисточниками.

Выписка дидактических единиц из образовательного стандарта специальности

1. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. 1.1. Предмет, задачи, принципы истории психологии. 1.2. Модели и методы историко-психологического познания. 1.3. Функции истории психологии в современной психологической науке. Межпредметные связи истории психологии.
3. Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье. 3.1. Античная психология. 3.2. Развитие психологии в средневековый период.
3. Принципы развития и структурирования психологического знания. 3.1.Развитие психологии в эпоху Возрождения. 3.2.Становление основных психологических принципов.
4. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. 4.1. Психология Нового времени. 4.2. Разрешение психофизической проблемы в Новое время и в эпоху Просвещения.
5. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. 5.1. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке. 5.2. Программы развития психологии как науки. 5.3. Разработка категориального аппарата и методологических принципов в психологии. 5.4. Методология и практика психологического эксперимента.
6. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. 6.1.Условия, способствующие формированию кризиса в психологии. 6.2.Научные школы в зарубежной и отечественной психологии в эпоху открытого кризиса.
7. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. 7.1.Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. 7.2. Перспективы развития психологии.

Содержание дисциплины

Виды учебной работы Объем в часах по формам обучения
    ДО ОЗО
1. Общая трудоемкость    
2. Аудиторные занятия    
3. Лекции    
4. Семинары/практические занятия    
5. Курсовые работы    
6. Самостоятельная работа    
7. Вид итоговой аттестации зачет экзамен

 

Тематическое планирование дисциплины (ДО)

Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самост. работа Прод. сам. работы
1.   Введение в курс истории психологии         конс., тест, блок-схема
2. Античная психология         конс., тест
3. Развитие психологии в средневековый период         конс., тест
4. Психологические концепции эпохи Возрождения         конс., тест
5. Психология Нового времени         конс., тест
6. Психологические воззрения эпохи Просвещения         конс., тест
7. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке         конс., тест, кроссворд
8.   Программы развития психологии как науки         конс., тест, блок-схема
9. Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса         конс., тест, блок-схема
10. Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса         конс., тест, блок-схема
11. Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века)         конс., тест, реферат
12. Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии         конс., тест, блок-схема, реферат
             

Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)

Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Самост. работа Продукт сам. работы
1. Введение в курс истории психологии         конспект
2. Античная психология         конспект
3. Развитие психологии в средневековый период         конспект
4. Психологические концепции эпохи Возрождения         конспект
5. Психология Нового времени         конспект
6. Психологические воззрения эпохи Просвещения         конспект
7. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке           конспект
8. Программы развития психологии как науки         конспект
9. Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса         конспект
10. Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса         конспект
11. Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века)         конспект
12. Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии         конспект
             

Краткое содержание каждой темы

Тема 1. Введение в курс истории психологии

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Предмет, и задачи истории психологии. Модели историко-психологического познания: механистическая, интроспективная, естественнонаучная, бихевиористическая, когнитивная, гуманистическая, кибернетическая, синергетическая. Методы истории психологии. Этапы развития психологической науки. Факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин, взаимосвязь с другими гуманитарными науками. Функции истории психологии в современной психологической науке.

Ключевые понятия темы:

1. предмет, объект истории психологии;

2. методологические принципы;

3. модели историко-психологического познания;

4. этапы развития психологического знания;

5. практическое значение истории психологии для развития современной психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: