Кафедра психологии
Согласовано Утверждено
на заседании кафедры
психологии_________
___________________ завкафедрой__________
Протокол № ________
от_________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Хабаровск
АННОТАЦИЯ
1. Цели учебной дисциплины:
1.1. Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды.
1.2. Проанализировать достижения и заблуждения исследователей, оказавших значительное влияние на становление психологии.
1.3. Показать преемственность во взглядах современных ученых на развитие психологии.
2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности. История психологии относится к числу обязательных дисциплин необходимых для подготовки профессионального психолога, поэтому он имеет обширные межпредметные связи с циклами общепрофессиональной и специальной подготовки: философией, педагогикой, историей, общей, педагогической, возрастной психологией и др.
3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины:
3.1. Знание этапов становления и персоналий, внесших существенный вклад в развитие донаучной и современной психологии.
3.2. Уметь производить сравнительный анализ психологических концепций.
3.3. Владеть научным аппаратом, разрабатываемым в русле различных психологических школ и направлений.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра психологии
«Утверждаю»:
завкафедрой______________
________________
«____»________________2008 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Курс 4
Семестр 8
Разработчик
Доц. кафедры психологии, канд. психол. наук _________ Кочеткова Т.Н.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии
_________протокол № _________
Задачи учебной дисциплины:
1. Знакомство с историческими этапами и соответствующими им теориями философов, выявление предпосылок и условий для оформления психологии в самостоятельную дисциплину.
2. Изучение теоретических и прикладных аспектов современных концепций отечественных и зарубежных исследователей.
3. Ориентация студентов на самостоятельную работу с дополнительной литературой и первоисточниками.
Выписка дидактических единиц из образовательного стандарта специальности
1. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. 1.1. Предмет, задачи, принципы истории психологии. 1.2. Модели и методы историко-психологического познания. 1.3. Функции истории психологии в современной психологической науке. Межпредметные связи истории психологии. |
3. Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье. 3.1. Античная психология. 3.2. Развитие психологии в средневековый период. |
3. Принципы развития и структурирования психологического знания. 3.1.Развитие психологии в эпоху Возрождения. 3.2.Становление основных психологических принципов. |
4. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. 4.1. Психология Нового времени. 4.2. Разрешение психофизической проблемы в Новое время и в эпоху Просвещения. |
5. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. 5.1. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке. 5.2. Программы развития психологии как науки. 5.3. Разработка категориального аппарата и методологических принципов в психологии. 5.4. Методология и практика психологического эксперимента. |
6. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. 6.1.Условия, способствующие формированию кризиса в психологии. 6.2.Научные школы в зарубежной и отечественной психологии в эпоху открытого кризиса. |
7. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. 7.1.Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. 7.2. Перспективы развития психологии. |
Содержание дисциплины
№ | Виды учебной работы | Объем в часах по формам обучения | |
ДО | ОЗО | ||
1. | Общая трудоемкость | ||
2. | Аудиторные занятия | ||
3. | Лекции | ||
4. | Семинары/практические занятия | ||
5. | Курсовые работы | ||
6. | Самостоятельная работа | ||
7. | Вид итоговой аттестации | зачет | экзамен |
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Семинары | Самост. работа | Прод. сам. работы |
1. | Введение в курс истории психологии | конс., тест, блок-схема | ||||
2. | Античная психология | конс., тест | ||||
3. | Развитие психологии в средневековый период | конс., тест | ||||
4. | Психологические концепции эпохи Возрождения | конс., тест | ||||
5. | Психология Нового времени | конс., тест | ||||
6. | Психологические воззрения эпохи Просвещения | конс., тест | ||||
7. | Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке | конс., тест, кроссворд | ||||
8. | Программы развития психологии как науки | конс., тест, блок-схема | ||||
9. | Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса | конс., тест, блок-схема | ||||
10. | Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса | конс., тест, блок-схема | ||||
11. | Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века) | конс., тест, реферат | ||||
12. | Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии | конс., тест, блок-схема, реферат | ||||
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Семинары | Самост. работа | Продукт сам. работы |
1. | Введение в курс истории психологии | конспект | ||||
2. | Античная психология | конспект | ||||
3. | Развитие психологии в средневековый период | конспект | ||||
4. | Психологические концепции эпохи Возрождения | конспект | ||||
5. | Психология Нового времени | конспект | ||||
6. | Психологические воззрения эпохи Просвещения | конспект | ||||
7. | Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке | конспект | ||||
8. | Программы развития психологии как науки | конспект | ||||
9. | Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса | конспект | ||||
10. | Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса | конспект | ||||
11. | Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века) | конспект | ||||
12. | Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии | конспект | ||||
Краткое содержание каждой темы
Тема 1. Введение в курс истории психологии
Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Предмет, и задачи истории психологии. Модели историко-психологического познания: механистическая, интроспективная, естественнонаучная, бихевиористическая, когнитивная, гуманистическая, кибернетическая, синергетическая. Методы истории психологии. Этапы развития психологической науки. Факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин, взаимосвязь с другими гуманитарными науками. Функции истории психологии в современной психологической науке.
Ключевые понятия темы:
1. предмет, объект истории психологии;
2. методологические принципы;
3. модели историко-психологического познания;
4. этапы развития психологического знания;
5. практическое значение истории психологии для развития современной психологии.