Продолжительность 2 часа
Цель: Знакомство с основными достижениями и заблуждениями ученых эпохи Просвещения.
1. Общая характеристика эпохи Просвещения.
2. Вибрационная теория ассоциаций Д. Гартли.
3. Возможность познания в концепции Д. Юма.
4. Материалистическая концепция Д. Дидро.
5. Возможности познания в теории К. Гельвеция.
6. Основные положения теории воспитания Ж.–Ж. Руссо.
7. Развитие психологических идей в России (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Г. С. Сковорода, В. Н. Татищев и др.).
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии ХVIII – ХIХ вв / Б.Г. Ананьев. – М., 1947.
2. Беркли, Дж. Опыт новой теории зрения / Дж. Беркли. Соч. – М., 1978.
3. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях / Д. Гартли // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1967.
4. Гельвеций, В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / В.А. Гельвеций. – М., 1938.
5. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности / А.Н. Ждан. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 1999. – 510 с.
6. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. – М., 1952.
7. Дессуаръ, М. Очеркъ истории психологии / М. Дессуаръ. – СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1912. – 215 с.
8. Ламетри, Ж. Человек-машина / Ж. Ламетри // Соч. – М., 1983.
9. Ламетри, Ж. Человек-растение / Ж. Ламетри // Соч. – М., 1983.
10. Ломоносов, М.В. Избранные философские произведения / М.В. Ломоносов. – М., 1940.
11. Лучинин, А.С. История психологии: Учебное пособие / А.С. Лучинин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 288 с.
12. Марцинковская, Т.Д. История психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. М: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
|
13. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с.
14. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону, 1996. – Том 1.
15. Радищев, А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А.Н. Радищев // Избранные философские сочинения. Госполитиздат, 1949.
16. Соколов, М. Очерки истории психологических воззрений в России в ХI – ХVIII веках / М. Соколов. – М., 1963.
17. Юм, Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам / Д. Юм // Соч.: В 2 т. – М., 1995.
18. Якунин, В.А. История психологии: Учебное пособие / В.А. Якунин. – СПб., 1998. – 476 с.
19. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Изд-во «Академия», 1997. – 416 с.
Темы рефератов и докладов к семинарам
1. Влияние Ньютона на развитие научного познания.
2. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания.
3. «Трактат о человеческой природе» Д. Юма как основа эмпиризма в психологии.
4. Психологическое наследие французских энциклопедистов.
5. Ж. Ламетри: жизнь, идеи, учение.
6. Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и влияние на психологию.
7. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания.
8. Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов.
9. И. Кант и его критическая философия: идеи и влияние на развитие научного познания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке
|
Продолжительность 2 часа
Цель: Определение причин, предпосылок и условий, содействовавших отделению психологии от философии.
1. Развитие английской ассоциативной психологии (Т. Браун, Д. Милль).
2. Френология Ф. Галля.
3. Психофизические опыты Э. Вебера и Г. Фехнера.
4. Теория восприятия Г. Гельмгольца.
5. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Литература
1. Анохон, П.К. От Декарта до Павлова (Триста лет теории рефлекса) / П.К. Анохон. – М., 1945.
2. Виндельбанд, В. История философии / В. Виндельбанд. – М., 1997.
3. Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов / А.Н. Ждан. – М.; Екатеринбург, 2002.
4. Кузьмин, Е.С., Якунин В. А. Развитие психологии внутри естествознания / Е.С. Кузьмин, В.А. Якунин. – Л., 1985.
5. Ланге, Н.Н. Гельмгольц как психолог / Н.Н. Ланге // Вопросы психологии. – № 2, 1963.
6. Лучинин, А.С. История психологии: Учебное пособие / А.С. Лучинин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 288 с.
7. Марцинковская, Т.Д. История психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. М: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
8. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с.
9. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону, 1996. – Том 1.
10. Развитие естествознания в России (XVIII - начало XХ века) / Под ред. С.Р. Микулинского, А.П. Юшкевича. – М., 1977.
11. Якунин, В.А. История психологии: Учебное пособие / В.А. Якунин. – СПб., 1998. – 476 с.
12. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Изд-во «Академия», 1997. – 416 с.