Урок 100. Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с русскими поэтами начала – середины XX века и их произведениями; учить детей понимать замысел произведений, пробуждать мысли, чувства учеников | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением Д. Б. Кедрина «Бабье лето»; научатся: осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта, понимать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному | Метапредметные: Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы | Личностные: осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Из рисунков организуют выставку, отмечают наиболее интересные работы. Затем ученики читают наизусть стихотворение | Осуществлять актуализацию личного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Б. Кедрина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Сегодня на уроке будем учиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Д. Б. Кедрина | Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Родился в 1907 году в донбасском поселке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Его дед по матери – вельможный пан И. И. Руто-Рутенко-Рутницкий – имел сына и четырех дочерей. Младшая, Ольга, родила вне брака мальчика, которого усыновил муж Ольгиной сестры Людмилы Борис Михайлович Кедрин, давший незаконнорожденному младенцу свои отчество и фамилию. 18 сентября 1945 года Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда – как считалось, по пути домой из Москвы в Черкизово. В юности Кедрин много занимался самообразованием. Изучал не только литературу и историю, но и философию, географию, ботанику. На столе у него лежали тома художественной литературы, энциклопедический словарь, «Жизнь животных» Брема, труды из различных областей науки | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Д. Б. Кедрина. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Слышали ли вы такое выражение «бабье лето»? Как вы его понимаете? – А вот как об этой удивительной поре написал поэт Д. Кедрин. Учитель читает стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето». – Знакомы ли вам чувства, переживания, описанные автором? – С чем сравнивает поэт людей? Как вы думаете почему? – О чем поэт просит бабье лето? – Как бы вы прочитали это стихотворение? | Работают с толковым словарем. Бабье лето – теплые дни, которые наступают после первых осенних утренников (утренних заморозков). Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Упражняются в чтении стихотворения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Написать мини-сочинение на тему «Пора бабьего лета» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – С каким произведением познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|
|