Седьмое мая
Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц
После изучения каждого раздела морфологии мы переходим к уроку Культуры речи. Какую цель преследуют такие уроки? (научиться правильно употреблять в речи изученные слова)
Эпиграф:
Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами,
Нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А. Добролюбов
Вы все хотели бы, безусловно, иметь счастливую семью в будущем. Предлагаю вам
поработать с текстом – притчей.
Какое задание вы могли бы предложить к этому тексту?
- прочитать текст,
- определить тему,
- определить основную мысль,
- найти служебные части речи и выписать их в отдельные столбцы
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена семьи.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж- то ей хочется за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, и буду счастлив, если велосипед- то будет у меня», — и получил мальчик велосипед.
У же на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего же ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобыиз моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье в течение минуты выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Проверка:
Тема семьи.
СПРАВКА: Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН, а произошло это 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день семьи" был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество
Основная мысль: главное в семье понимание и одна цель
Крепка бывает та семья, где нету места букве Я. Где правит только слово "Мы", где есть совместные мечты!
Предлоги: из, по, за, в течение
Союзы: но, что, и, если, чтобы, потому что, где
Частицы: уж, то, же, не
Вывод 1: служебные части речи необходимы для смыслового выражения слов и предложений.
В разделе Культура речи открываем Орфоэпическую страничку.
Часть речи, которую в русском языке называют термином предлог, в английском, во французском, в немецком и в испанском соотносятся по образованию и назначению со словом препозиция, восходящим к лат. prae (перед, впереди) + positio (положение).Проведите эксперимент: опустите в словах текста предлоги, сохранится ли их строение и смысл? Нет.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения слу- жебные слова, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоят. словом имеет одно ударение: [за-город], [на-зиму].
Прочитайте данные ниже сочетания слов вслух.
• За уши не оттащишь, слушать во все уши;
• без году неделя;
• бок о бок;
• водить за нос, бормотать под нос;
• зуб на зуб не попадает, зуб за зуб;
• идти рука об руку, брать ребенка на руки, посмотреть на (свои) руки;
• хватает за душу, на душу населения, посмеялись от души;
• сжить со свету, сесть ближе к свету.
1) Что можно о них сказать?
2) Какие из данных сочетаний слов можно отнести к фразеологизмам
3) Как показать, что вы понимаете значение фразеологизмов?
Памятка: Есть два пути: а) дать толкование фразеологизма; б) ввести фразеологизм в контекст (предложения, мини-текста), который позволяет распознать значение слова или сочетания слов.
Вывод 2:
Многие предлоги, частицы и союзы являются безударными.
Предлоги: за, под, из, без, от, на- могут быть ударными.
Частицы НЕ и НИ чаще безударные.
4.НЕ+ жить, дать, быть, пить (пр.вр без жен.р.) = ударные
НИ в устойчивом сочетании - ударная
«Говори правильно!»
• следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;
• говоря вслух, слушай себя как бы со стороны - это помогает избавиться от произносительных ошибок;
• если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь либо спроси у учителя; если нет возможности узнать в данный момент, как произносится слово, то постарайся исключить его из речи, заменив синонимом, пока не узнаешь, как надо произносить это слово;
• чтобы не ошибиться в дальнейшем, почаще произноси «трудные слова» вслух правильно;
• вежливо исправляй своих товарищей по классу, школе, если заметишь ошибки в их речи; с благодарностью воспринимай, если обоснованно исправят тебя;
• учись говорить выразит. и правильно у дикторов телевид. и радио, актёров, чтецов.
Помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и неправильно писать.
В заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.
Домашнее задание. Запишите текст, расставьте ударение в словах.
Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать.
Пословица неспроста молвится
Дом вести — не рукавом трясти.
Когда семья вместе и сердце на месте.
Дети не в тягость, а в радость.
Семейные нелады доведут до беды.
В родной семье и каша гуще.
Птица рада весне, а дитя матери.
Семья в куче – не страшна и туча.
Не нужен и клад – когда в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – и сердце на месте.
В семье и каша гуще.
Один в поле не воин.
- Не родись красивой, а родись (счастливой).
- У семи нянек дитя (без глаза). - Гость на пороге - счастье в... (доме).
- Дом без хозяйки... (сиротка).
- Дом вести... (не бородой трясти).
- Яблоко от яблони... (не далеко падает).
- Чем богаты,... (тем и рады).
- В гостях хорошо,... (а дома лучше).