ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Технические требования для автомобилей, принимающих участие в соревнованиях по дрэг-рейсингу в РК.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
В соответствии с Правилами проведения и Частным Регламентом соревнований.
ДОПУСКАЕМЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.
2.1. Допускаются кузовные легковые автомобили серийного производства с двигателями внутреннего сгорания, с закрытыми колесами, капотом, решеткой радиатора, лобовым стеклом, с приводом на любую ось, подготовленные в соответствии с настоящими Техническими Требованиями (далее ТТ). Разрешены купе, седаны, хетчбэки, родстеры, пикапы, универсалы, кабриолеты, если таковыми были базовые транспортные средства.
2.2. Дрэгстеры, алтэреды, багги, прототипы и гоночные формулы всех классов с открытыми колесами, автомобили на пространственной раме запрещены, но разрешены к использованию в шоу заездах и заездах на установление рекордов.
2.3. Допускаются прототипы с силуэтами серийных, модернизированных кузовов из пластика, имеющие сертификат NHRA, IHRA, NMCA, FHRA, NDRS, или карту омологации ФИА или НАФ - членов ФИА.
2.4. На каждый автомобиль должно быть оформлено свидетельство о регистрации транспортного средства установленного образца в РК и/или Технический Паспорт Спортивного Автомобиля установленного ФАМС РК образца. Данный документ должен быть предоставлен при Административной проверке и, по требованию Технического Комиссара и/или Техническим представителем ФАМС РК, при Технической проверке.
РАЗРЕШЕННЫЕ И ПРЕДПИСАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
3.1. Разрешаются только те изменения оригинальных деталей, узлов и агрегатов, а также установка или снятие оборудования и принадлежностей, которые четко регламентированы настоящими ТТ. Любые изменения, явно неоговоренные в данных требованиях, ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
|
При этом Разрешенная модификация не должна повлечь за собой неразрешенную модификацию.
3.2. Ни одна деталь автомобиля, стоящего на колесах (кроме эластичных брызговиков), не должна касаться поверхности дороги, даже если спущены обе шины с одной стороны автомобиля.
3.3. Автомобиль не должен иметь течей ГСМ (горюче-смазочных материалов) и/или любых технических жидкостей.
3.4.Автомобиль, конструкция которого признана опасной, может быть не допущен к соревнованиям или исключен из них решением Технического комиссара и/или Руководителем гонки.
3.5. Ниже в тексте указывается, что определенные узлы, агрегаты и т.д. должны удовлетворять определенным требованиям (например: FIA, SFI, SNELL, DOT, и т.д.). Важно понимать, что часто такие детали производятся именно с учетом этих требований и имеют маркировку изготовителя о соответствии им., следовательно, кроме специально оговоренных требованиями SFI или ФИА случаев, любые внесенные изменения и модификации сертифицированных продуктов недопустимы ни при каких обстоятельствах и считаются нарушением требований ФИА, SFI, SNELL, DOT, и.т.д.
3.6. Резьбовые соединения.
Любые гайки или болты, кроме применяемых для крепления колес, могут быть заменены на другие, при условии их изготовления из одного семейства материалов. Винты или болты могут быть заменены на другие при соблюдении серийного диаметра, шага резьбы и принадлежности одному семейству материалов. Класс прочности должен, по меньшей мере, соответствовать оригинальному изделию. Для самонарезных винтов шаг резьбы может быть любой. Контрящие элементы и шайбы свободные.
|
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
Запрещается перевозка на автомобиле во время заездов любого незакрепленного оборудования инструмента, включая запасное колесо.
Сиденье водителя.
4.1.1. Рекомендуется применение сиденья спортивного типа, имеющего действующую омологацию FIA, SFI с минимум четырьмя (4) отверстиями для ремней безопасности. Данное требование обязательно для автомобилей оборудованных каркасами безопасности
4.1.2. Сиденье водителя должно быть расположено справа или слева от продольной оси автомобиля (за исключением случаев, когда это невозможно конструктивно).
Разрешено использовать оригинальное сидение с оригинальными креплениями. Оригинальное сиденье и его крепления не должны подвергаться никаким изменениям. Если оригинальные крепления сидений или опоры изменены, новые элементы должны быть или одобрены изготовителем сиденья или соответствовать следующим техническим требованиям:
Сиденья должны быть установлены:
· на поперечных трубах в соответствии с требованиями Статьи 253-16.1-3 в соответствии с
Рис. 1;
· на поперечных трубах в соответствии с Рис.2. В этом случае должны использоваться бесшовные стальные трубы круглого сечения размерами не менее 38 х 2,5 мм или 40 х 2 мм., либо трубы квадратного сечения с минимальными размерами 35х35х2,5 мм. Трубы должны быть приварены по всему периметру к усиливающим накладкам площадью не менее чем 40 см2 (каждая) и толщиной не менее 3 мм, в свою очередь приваренными по всему периметру к кузову. Все сварочные швы должны быть высокого качества, их запрещено зачищать, шпаклевать и т.п.
|
Также на этих трубах также могут быть закреплены паховые лямки ремней безопасности в соответствии с Рис. 3. В местах крепления кронштейнов сидений трубы должны иметь местные усиления в виде вваренных втулок и опорных площадок. Для крепления кронштейнов сидений должны использоваться болты категории прочности не ниже 8,8. Для установки сидений разрешены минимально необходимые изменения оригинальных усилителей пола и удаление оригинальных кронштейнов сидений. Если на оригинальном кузове автомобиля отсутствуют продольные элементы (туннель пола, короб и т.п.), то способ крепления труб к кузову должен быть согласован с ТД профильного комитета ФАМС;
· на оригинальные точки крепления. В этом случае точки креплений необходимо усиливать в соответствии с Рис. 4. Усилительная пластина должна быть приварена по периметру и через отверстия (электрозаклёпки).
· непосредственно на кузов/шасси в соответствии с Рис.5. Минимальная площадь контакта между опорой, кузовом/шасси и усилительной пластиной – 40 см2 для каждой точки крепления.
Рис. 1
Рис.2
Рис.3 Рис.4
Рис.5
4.1.3. Опоры сидений должны быть закреплены к точкам крепления сидений не менее чем в 4 точках на одно сиденье болтами минимальным диаметром 8 мм., категории прочности не ниже 8,8.
4.1.4. Если используются системы быстрого съема, они должны быть способны противостоять вертикальной и горизонтальной нагрузкам в 18000 Н, прикладываемым не одновременно (по раздельности). Если для регулировки положения сиденья используются направляющие (салазки), они должны быть изначально омологированы с автомобилем или с сиденьем.
4.1.5. Сиденье должно крепиться к опорам в 4-х точках: 2 спереди и 2 сзади, с использованием болтов минимальным диаметром 8 мм, категории прочности не ниже 8,8.
4.1.6. Минимальная толщина опор и усилительных пластин – 3 мм для стали, и 5 мм для материалов из легких сплавов. Минимальный продольный размер каждой опоры – 6 см.
4.1.7. Если водитель использует подушку-подкладку, ее толщина не должна быть более 50 мм.
Ремни безопасности
Обязательно использование ремней безопасности. При использовании оригинального сиденья, допускается использование ремней безопасности установленных заводом изготовителем. Оригинальные ремни безопасности и их крепления не должны подвергаться никаким изменениям.
Настоятельно рекомендуется (обязательно для автомобилей с каркасом безопасности) использовать ремни безопасности, имеющие минимум 4 точек крепления к кузову автомобиля, оборудованные запором с поворотным рычагом или замком с кнопкой нажимного действия, омологированные ФИА в соответствии со стандартом 8854/98 или 8853/1998 или SFI 16.1. Установка и использование ремней стандарта ФИА 8853/1998 должны соответствовать Статье 253-6 Приложения J к МСК ФИА и инструкции завода - изготовителя, стандарта SFI 16.1 – согласно требованиям SFI и инструкции завода – изготовителя.
4.2.1. Установка. Ремни безопасности могут быть установлены на точки крепления, предусмотренные конструкцией серийного автомобиля. Если оригинальные точки крепления ремней к кузову автомобиля изменены, новые места крепления (модификации кузова) должны быть омологированы расширением VO (VR) или соответствовать требованиям Статьи 253-6 Приложения J к МСК ФИА. Для каждой вновь созданной точки крепления должна использоваться стальная усилительная пластина площадью не менее 40 см2 и толщиной не менее 3 мм. Точки крепления на кузове: для поясной лямки – две; для плечевых лямок – две, симметричные относительно сиденья.
Запрещается крепление ремней безопасности к сиденьям или их опорам, если это не предусмотрено конструкцией серийного автомобиля.
Рекомендуемая геометрия расположения точек крепления показана на Рис6.
Рис.6
Плечевые лямки должны быть направлены назад и вниз. Они должны быть установлены так, чтобы угол к горизонтали от верхней кромки спинки сиденья был не более 450, при этом рекомендуется, чтобы этот угол не превышал 100.
Максимальные углы относительно осевой линии сиденья при виде сверху – 200, при этом плечевые лямки должны сходиться.
Точки крепления, создающие больший угол к горизонтали, не должны использоваться, если сиденье не соответствует требованиям стандарта FIA. В этом случае плечевые лямки 4-х точечных ремней безопасности могут быть установлены на точки крепления поясной лямки заднего сиденья, изначально предусмотренные изготовителем автомобиля.
Для ремней безопасности с 4-мя точками крепления плечевые лямки должны быть установлены крест-накрест, симметрично относительно осевой линии переднего сиденья.
4-х точечные ремни безопасности не должны применяться совместно с сиденьем, не имеющим никакого подголовника или не имеющим отверстий между спинкой и подголовником.
Поясные и паховые лямки должны проходить не по сторонам сиденья, а сквозь отверстия в сиденье, чтобы охватывать и фиксировать тазовую область по наибольшей, насколько это возможно, поверхности.
Поясные лямки должны фиксировать тело водителя точно во впадине между кромкой таза и верхом бедра. Ни при каких условиях они не должны давить на область живота.
Плечевые лямки ремней безопасности могут быть установлены на точки крепления поясной лямки заднего сиденья, изначально предусмотренные изготовителем автомобиля. Плечевые лямки также могут быть закреплены на каркасе безопасности или поперечной усилительной распорке (кузова) посредством петли или болтами (см. Рис. 7), но в последнем случае, для каждой точки крепления в усилитель должна быть вварена вставка (размеры указаны на рис. 3), Лямки ремней должны крепиться к этим вставкам, вваренным в трубу-усилитель, посредством болтов M12 или 7/16‖ по спецификации UNF мин. класса прочности 8.8 по ISO.
Рис.6
В случае использования поперечного усилителя, он должен соответствовать следующим условиям:
- поперечный усилитель должен представлять собой холоднотянутую бесшовную трубу диаметром не менее 38x2.5 мм или 40x2 мм из углеродистой стали с минимальным пределом текучести 350 Н/мм2.
- высота этого усилителя должна быть такой, чтобы идущие назад плечевые лямки были направлены вниз под углом от 100 до 450 (от 100 до 200 при использовании систем FHR) к горизонтали от верхнего края спинки сиденья. Рекомендуемый угол 100.
Варианты установки на шасси:
1) Основной вариант установки: см. Рис. 8.
2) Установка плечевых лямок: см. Рис. 9.
2) Установка бедренных лямок: см. рис.10.
4.2.2. Использование Каждый комплект ремней безопасности должен использоваться в том виде, в каком он омологирован, без изготовителя. каких-либо изменений или удаления элементов, и в соответствии с инструкциями Эффективность и долговечность ремней безопасности непосредственно зависят от качества их установки, использования и хранения.
Ремни должны быть заменены после каждого серьезного столкновения, и всякий раз, когда лямки надорваны, потерты или ослаблены действием химических веществ или солнечного света.
Они также должны быть заменены, если металлические части или замки деформированы, или поржавели. Любой комплект ремней, который не функционирует в полной мере, должен быть заменен.
Экипировка водителя
4.3.1. Защитные шлемы.
Во всех классах обязательно применение защитных шлемов. Рекомендуется использовать защитные шлемы согласно Приложения 15 к КиТТ 2017г. Водители открытых автомобилей, использующие открытый шлем, должны иметь защитные очки.
4.3.2. Защитная одежда и обувь
Все водители (пассажиры) должны быть одеты в закрытую (полностью закрывающую поверхность тела) одежду и обувь, выполненную из негорючих материалов. Использование одежды и обуви из легковоспламеняющихся и плавящихся материалов (типа нейлон) запрещено.
В случае полного или частичного разбора защитных накладок салона автомобиля (стоек стекол, панелей дверей, приборной панели, консоли), или замены их на нестандартные, и для автомобилей с ET(чистое время прохождение дистанции) менее 11 секунд, - для водителя обязательно использование защитной одежды (комбинезон, обувь, перчатки) согласно Приложения 15 к КиТТ 2017г.
Для всех водителей рекомендуется применение защитной одежды согласно Приложения 15 к КиТТ 2017 г. Рекомендуется применение омологированного шейного бандажа.
Системы FHR (фронтальная защита головы и шеи)
Рекомендуется применение системы FHR с совместимыми с ней шлемами.
Защитная сеть
4.5.1. Оконный проем водительской двери от середины рулевого колеса до спинки водительского сидения рекомендуется изнутри перекрыть дверной сетью соответствующей следующим условиям:
- Сеть должна быть изготовлена из плетеных полос шириной минимум 19 мм (3/4 дюйма). Минимальный размер отверстий сетки должен быть 25Х25 мм, а максимальный — 60Х60 мм. Плетеные полосы должны быть невоспламеняемыми и сшитыми друг с другом в каждой точке пересечения. Данная сеть не должна иметь временный характер.
- Сеть должна крепиться к каркасу безопасности.
- Верхнее крепление должно быть выполнено быстроразъемным. Оно должно быть выполнено так, чтобы даже в случае опрокидывания автомобиля исключалось его самопроизвольное размыкание, и имелась возможность быстрого отсоединения сети одной рукой. С этой целью рукоятка / рычаг должен иметь цветную маркировку, а на внешней стороне должно быть указано направление разъединения.
- Допускается установка разъемного соединения с приводом от нажимной кнопки при условии соответствия вышеуказанным требованиям. Эта кнопка должна быть обозначена снаружи контрастной окраской и маркировкой ―PRESS.
- Крепление сети или ее опоры к каркасу безопасности допускаются только металлическими или пластиковыми хомутами.
Любые модификации каркаса безопасности, как-то сверления, сварка и т.п., для крепления сети не допускаются.
Каркасы безопасности.
4.6.1. Для автомобилей всех классов рекомендуется оборудование каркасами безопасности. Применяемые каркасы безопасности должны соответствовать требованиям приложения 14 к КиТТ 2017. Так же допускаются болтовые каркасы безопасности, сертифицированные для установки в данный автомобиль, но в случае, если ЕТ (чистое время прохождения дистанции) менее 11 сек, каркас должен быть заменён на каркас по приложению 14 к КиТТ 2017. Каркасы безопасности, изготовленные по приложению 14 к КиТТ 2017, обязательны для автомобилей с ЕТ (чистое время прохождения дистанции) менее 11 сек и для автомобилей с ЕТ (чистое время прохождения дистанции) менее 10 сек.
4.6.2. Каркас безопасности, соответствующий Приложению 14 к КиТТ 2017: (Минимальная схема каркаса должна соответствовать Рис.11.1, Рис.11.2), либо имеющий сертификат NHRA, IHRA, NMCA, FHRA, NDRS. В качестве усиления крыши может быть установлен только один диагональ-ный элемент, но его переднее соединение, также, как и усиление дверного проема, должно быть расположено на стороне водителя. Дуги безопасности не должны находиться ближе 15.2см сзади или сбоку от головы водителя, не менее 7.6 cm над шлемом, когда водитель находится за рулем в нормальном положении.
Должны быть выполнены усиления косынками в сочленениях между:
- диагональными распорками;
- дверными распорками (в случае применения элементов боковой защиты в форме "X");
- дверными распорками и усилением стойки лобового стекла.
Рис.11.1
Рис.11.2
Также для автомобилей с ЕТ (чистое время прохождение дистанции) более 11 сек разрешен каркас безопасности в соответствии с рис. 11а. Данный каркас должен изготавливаться из холоднотянутых бесшовных стальных труб с пределом прочности не ниже 350 Н/мм2.
Размер труб:
· элемент А (минимальный) - Ǿ31,8х3,02мм; (рекомендованный) - Ǿ38х2,5мм
· остальные элементы (минимальный)- Ǿ44,5х3,02мм; (рекомендованный) - Ǿ45х2,5мм
Рис.11а
Опорные площадки должны быть приварены к опорам каркаса и иметь площадь не менее 250 см2 и толщину не менее 3 мм. Каждая опора каркаса должна крепиться к кузову через контрпластину площадью не менее 250 см2 и толщиной не менее 3 мм с помощью 4 болтов с минимальным диаметром 9 мм и категории прочности не ниже 8,8 (Рис 11б).
Рис.11б
4.6.3. Любой новый каркас, омологированный НАФ и имеющийся в продаже, должен с 01.01.2003 быть промаркирован изготовителем посредством идентификационной таблички, прикрепленной к каркасу таким образом, чтобы ее было нельзя ни копировать, ни перемещать (например: гравировка, ввариваемая пластина, саморазрушающаяся при отклеивании наклейка и т.п.).
Идентификационная табличка должна содержать имя изготовителя, омологационный номер НАФ и индивидуальный номер изделия, присваиваемый изготовителем.
Сертификт (паспорт каркаса), должен быть представлен на Технической Инспекции.
4.7. Защитные накладки:
В местах где возможен контакт защитного шлема члена экипажа с каркасом безопасности, должны быть установлены защитные накладки, удовлетворяющие Стандарту SFI 45.1 или ФИА 8857-2001, тип "А" (см. Технический лист №23 "Омологированные ФИА накладки на каркас безопасности").
В местах, где возможен контакт частей тела водителя с каркасом безопасности, рекомендуется применять для защиты невоспламеняющиеся накладки на каркас.