Группа №1 Урок 10-11
29.09.21
Тип урока, виды деятельности: комбинированный урок, учебно-познавательная, частично-поисковая, практическая.
Цель: Формирование представлений об административно-территориальном устройстве России; умений работать с источниками информации.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о государственной территории; познакомить с административно-территориальным делением страны; научиться работать с политико-административной картой России.
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма и ответственности.
Развивающие: продолжить развитие географического мышления, познавательного интереса; логического мышления; навыков чтения тематических карт; умений сравнения, обобщения и классификации.
Содержание урока
I. Организационно-мотивационный момент
Цель этапа: психологический настрой обучающихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
(Учитель проверяет готовность обучающихся, настраивает на урок)
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все такие разные … у нас разный цвет глаз, цвет волос, мы живем в разных частях района, но в то же время нас объединяет гораздо больше вещей, чем разъединяет.
Мы с вами проживаем в самом большом государстве. Мы граждане Российской Федерации. Каждому гражданину необходимо знать особенности своего государства и своей малой Родины.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с экономико-географическим положением России. Давайте вспомним:
- Какова площадь России?
- Какое место по площади среди всех стран занимает Российская Федерация?
- В чем особенности экономико-географического положения России?
- С какими странами граничит Россия и в чем особенности границ с этими странами?
- С какой из стран Россия имеет наиболее протяженную границу?
- А с какой страной наименьшую протяженность?
Территория нашей страны огромна. Как вы думаете, как проще управлять такой большой территорией? (необходимо разделить ее на мелкие части).
На какие территориальные единицы поделена Российская Федерация и в чем заключается принцип ее деления, рассмотрим сегодня на уроке.
Тема нашего урока: Административно - территориальное устройство Российской Федерации.
В тетради запишите тему урока (учащиеся фиксируют тему урока в рабочих тетрадях).
III. Целеполагание
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об административно-территориальном делении нашей страны, познакомимся с субъектами РФ и определим место нашей области в АТД России.
- Россия по своему государственному устройству является федерацией. Слово «федерация» означает «союз», «объединение» (Ученики записывают в тетрадь определение).
- По Конституции (это Основной закон страны) Российской Федерации Россия - федерация, союзное государство, состоящее из республик, автономных округов и областей.
- В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Учитель: Давайте откроем карту атласа «Федеративное устройство». (Ученики открывают атлас). Сначала найдем и по очереди назовем области, которые входят в состав РФ. Всего 46 областей. (Ученики по очереди называют области, которые видят на карте). Теперь давайте найдем и перечислим края. Всего 9 краев. (Ученики по очереди называют края, которые видят на карте). Таким же образом перечислим республики. Всего 22 республики. (Ученики по очереди называют республики, которые видят на карте). Найдем 4 автономных округа и 1 автономную область. (Ученики называют автономные округа и автономную область). И остались 3 города федерального значения. Как думаете, какие? (Ученики отвечают, что это Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Молодцы!
- Каждаятерритория в составе России имеет свои границы, главный город – областной центр или столицу, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчиняются правительству и президенту России. С 18 марта 2018 года действующим президентом нашей страны является Владимир Владимирович Путин.
- В каком субъекте Российской Федерации мы с вами живём? (Обучающиеся отвечают, что мы живем в области).
- Правильно. А как называется наш областной центр?
(Нижний Новгород).
- Да. Но Нижний Новгород является не только центром нашей Нижегородской области, но и административным центром Приволжского федерального округа. В 2000 году для более эффективного управления страной, указом Президента РФ были созданы 7 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента России. А в 2010 году был создан ещё один федеральный округ – Северо-Кавказский. В настоящее время их всего 8:
1. Центральный округ — г. Москва;
2. Северо-Западный округ — г. Санкт-Петербург;
3. Приволжский округ — г. Нижний Новгород;
4. Южный округ — г. Ростов-на-Дону;
5. Северо-Кавказский округ — г. Пятигорск;
6. Уральский округ — г. Екатеринбург;
7. Сибирский округ — г. Новосибирск;
8. Дальневосточный округ — г. Хабаровск.
(Ученики записывают в тетрадь названия федеральных округов и их административные центры)
V. Домашнее задание:
Составить конспект, ответить на вопросы до 06.10.21:
Почему же наше государство называется федерацией?
Сколько субъектов входит в состав РФ?
Сколько Федеральных округов в нашей стране?
Для чего они были созданы?