Теоретическая глава начинается с нового листа, а входящие в главу параграфы излагаются последовательно. Их названия отделяются от текста сверху и снизу пустыми строками (2 и 1 соответственно). В методической главе дипломной работы кратко и в логической последовательности излагают материал, начиная с теоретического вопроса по методике профессионального бучения студентов по выбранной теме. Содержание теоретического вопроса зависит от того, что предстоит исследовать во время педагогического эксперимента: цели, содержание, формы, методы, приемы, формирование знаний и умений, развитие творческих способностей, применение технических средств обучения, компьютера, тесты достижений и т.д. Раскрытие теоретической части дипломной работы включает в себя характеристику основных понятий, анализ литературы по теме исследования, пути решения проблемы исследования.
При разработке содержания профессионального обучения студентов по выбранной теме необходимо проанализировать учебные и рабочие программы курсов, рассмотреть Стандарт Российской Федерации для профессионального образования по выбранной вами профессии, изучить требования к данной профессии, разработать авторскую программу, перспективно-тематический план, подобрать формы, методы и средства для организации занятий, написать планы-конспекты 2-х занятий, практические задания для закрепления знаний (разработать наглядные средства обучения, выполненные на ПК, презентации, web-сайты, видеофильмы), тесты для контроля знаний и умений студентов.
Методическая часть завершается описанием подготовки и проведения педагогического эксперимента: формулируются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, условия проведения и результаты констатирующего и формирующего экспериментов, обработка данных и выводы.
|
Педагогическое исследование
Критерии ожидаемых результатов эксперимента.
1. Критерий результативности. Если экспериментируется, например, новая технология (методика) обучения, то ее результаты должны удовлетворять хотя бы одному из перечисленных условий:
а) быть выше прежних результатов этого же педагога;
б) быть выше типичных для учреждений данного региона;
в) быть оптимальными, то есть максимально возможными для конкретных обучающихся, что определяется по совпадению реальных знаний и умений, уровня развития учащихся с их учебными возможностями, определенными в зоне ближайшего развития конкретных обучающихся. При всей вариативности показателей нужно обязательно учитывать ведущие показатели, вернее их динамику в процессе эксперимента:
- уровень обученности (варианты: компетентности, здоровья, творческого развития, отношения к деятельности и т.д.);
- уровень воспитанности;
- сдвиги в развитии мотивации, способностей, других личностных качеств;
- сохранность здоровья и степень комфортности;
- экономический и социальный эффект нововведений.
2. Критерий затрат времени. Поскольку время является хронически дефицитным ресурсом, прогрессивной можно признать только ту методику, разработанную в ходе эксперимента, которая предполагает для достижения одного из вышеназванных результатов сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения этих затрат.
|
Разработка творческого проекта по специализации
Глава «Творческий проект по специализации» посвящена разработке творческого проекта по одному из направлений специализации. Структура главы изложена в параграфе «Задание на дипломную работу» методического пособия.
3.8. Заключение
Заключение начинается с нового листа. Оно должно содержать общую оценку результатов работы и краткие выводы. В заключении необходимо кратко ответить на все задачи, поставленные во введении дипломной работы, но это должно быть не простое перечисление задач, а развернутое изложение выводов по каждой задаче.
Список литературы
Литературу по проблеме исследования необходимо искать в библиотечных каталогах, последних номерах журналов, где помещается перечень всех статей, опубликованных за текущий год, по спискам литературы в конце книг и монографий.
Список литературы начинается с нового листа, помещается после заключения и содержит список литературных источников, на которые сделаны ссылки в тексте дипломной работы.
В тексте дипломной работы ссылки на литературный источник приводятся в конце цитаты или абзаца в виде цифры, обозначающей порядковый номер в списке литературы, заключенной в скобки. При ссылке на конкретную цитату, рисунок, формулу, кроме порядкового номера указывают номер страницы в этом литературном источнике. Например, [4, С. 162].
Список литературы имеет обязательную очередность.
Сначала указываются:
- нормативно-правовые акты в следующей очередности: кодексы, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти;
|
- книги и монографии по алфавиту;
- статьи из журналов и периодической печати по алфавиту.
Типовая ошибка: книги и статьи делают по единому алфавиту.
Нормативно-правовые акты в обязательном порядке должны иметь номер, дату и наименование принявшего данный акт органа. Однотипные нормативно-правовые акты (например, федеральные законы) следует располагать по датам принятия от раннего к позднему.
Данные книг и монографий в список литературы заносятся в том порядке, в котором они приводятся на странице книги с библиотечным кодом (ББК) с абсолютно точным соблюдением всех указанных там знаков, включая количество страниц.
Статьи из журналов и периодической печати оформляются следующим образом: фамилия автора, инициалы, название статьи (без кавычек), две наклонные линии (//), название журнала (без кавычек и слова «журнал»), точка-тире, год издания (без буквы «г.»), точка-тире, номер журнала (№ 5), точка-тире, страницы начала и окончания статьи (С. 15-24).
Типичные ошибки:
- отсутствие № и/или даты принятия нормативно-правового документа;
- начало описания источника с инициалов, а не с фамилии автора;
- расположение источников в перечне литературы не по алфавиту;
- включение в алфавитный список книг и монографий авторов статей и периодической печати;
- указание названия и номера журнала или периодического издания без фамилии и инициалов автора и названия статьи;
- отсутствие номеров страниц при оформлении источников из журналов и периодической печати.
Пример оформления списка литературы представлен в приложении 4.
3.10. Приложения
Вспомогательный материал следует включать в приложения. Например, эскизы, таблицы, анкеты вспомогательного характера, презентации и web-сайты на диске (вложенные в карман-файл).
Приложения размещают после списка литературы и включают в общую нумерацию страниц. Каждое приложение начинается с нового листа с указание в правом верхнем углу прописными буквами слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номера, написанного арабскими цифрами. Текст приложения может быть разделен на подразделы и пункт, после которых ставится буква «П», например, «1.2.П.». Аналогично нумеруются рисунки и таблицы в приложениях, например, «Рис.1.1.П.», Табл.1.3.П.».