ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения. Цели и задачи работы……...…………………………4
2. Список рекомендуемой литературы………………………………………10
3. Методические указания по выполнению контрольной работы……....12
4. Варианты контрольной работы…………………………………………...29
5. Приложение. Образец оформления титульного листа…………………48
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», студенты должны выполнить самостоятельно контрольную работу. Тема контрольной работы определяется преподавателем из таблицы 1. Целью выполнения контрольной работы является расширение и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи», проверка сформированности лингвистических и коммуникативных умений, развитие исследовательских навыков будущих специалистов.
Студент должен продемонстрировать также умение работать с разнообразными источниками информации, упорядочивать и анализировать полученные данные, логично и последовательно формулировать выводы. В методических рекомендациях приводится примерный перечень литературы, имеющейся на абонементе и в читальных залах МГТУ, а также в других библиотеках города. Студент может воспользоваться и иными источниками, в том числе периодической печатью и ресурсами сети Интернет для более полного освещения полученного задания.
Специфика контрольной работы, проверяющей знания и умения по культуре речи, предполагает использование лингвистических словарей и справочников. При выборе словарей, особенно орфоэпических, желательно брать издания последних лет, так как нормы литературного языка с течением времени могут изменяться.
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пос. / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Ибатуллина, С.Т. Русский язык и культура речи: учеб. пос. / С.Т. Ибатуллина. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008.
3. Коренева, А.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / А.В. Коренева. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009.
4. Коренева, А.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / А.В. Коренева. – М.: Флинта: Наука, 2013.
Дополнительная:
5. Барышникова, Е. Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е. Н. Барышникова. – М.: Флинта: Наука, 2007.
6. Бердникова, Е. Д. Тесты по культуре речи / Е. Д. Бердникова. – М.: Флинта: Наука, 2007.
7. Введенская, Л. А. Культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
8. Десяева, Н. Д. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Н. Д. Десяева. – М. Академия, 2008.
9. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. – М: ОАО НПО Экономика, 2000.
10. Коренева, А.В. Русский язык и культура речи: дидактический материал / А.В. Коренева. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008.
11. Коренева, А.В. Стилистика и литературное редактирование: курс лекций / А.В. Коренева. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008.
12. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: учеб. пос. / В.И. Максимов. – М.: Гардарики, 2002.
13. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособие / М.Ю. Федосюк. – М: Флинта: Наука, 2004.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 с книжной ориентацией и с параметрами страницы: верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,5 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см. Нумерация страниц (за исключением титульного листа) производится в верхней части листа посредине. Шрифт основного текста: Times New Roman размером 14 с межстрочным интервалом – полуторным. Заголовки и подзаголовки выравниваются по центру. Абзацы разделяются красной строкой, отступ – 1,25 см. В конце работы студент должен привести список использованной литературы, поставить дату и подпись.
|
Следует помнить и о ряде других моментов:
1. Положительно оцененная контрольная работа является обязательным условием допуска студента к экзамену, зачету.
2. Контрольная работа должна быть представлена не позже, чем за 20 дней до начала экзамена, зачета.
3. Контрольная работа должна свидетельствовать о том, насколько успешно студент усвоил содержание темы, в какой степени он глубоко анализировал учебный материал и грамотно изложил свои суждения.
4. При изложении текста оставляются поля, страницы нумеруются. Список литературы прилагается с указанием фамилии и инициалов авторов, название работы, места и года издания.
5. В список литературы включаются только те источники, которые непосредственно использовались для написания контрольной работы.
6. Если работа не зачтена, то студент должен устранить указанные недостатки или выполнить работу вновь в установленные сроки. Не засчитываются работы, полностью совпадающие со сданными ранее контрольными работами.
7. Тему контрольной работы студенты выбирают в соответствии с начальной буквой фамилии: номер контрольной работы должен соответствовать начальной букве фамилии (по алфавиту). Работы, выполненные не по своему варианту, не рецензируются.
|
Табл.1
Первая буква фамилии | Номер варианта |
А,Б,В | |
Г,Д,Е | |
Ж,З,И | |
К,Л | |
М,Н,О | |
П,Р | |
С,Т | |
У,Ф,Х | |
Ц,Ч,Ш | |
Щ,Э,Ю,Я |
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Задание 1. Определите произношение ударного гласного: [ е ] или [ о ], обозначаемый буквой ё. Пользуйтесь орфоэпическим словарем.
Образец: белёсый [о],
всплеск [е].
Атлет, афера, безнадежный, блеф, бытие, блеклый, белесый, житие.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах в соответствии с нормами литературного языка. Обязательно обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Договор, газопровод, документ, погнутый, пиала, давнишний, досуг, забронировать, яслей, переоцененный, соболезнование, толика, закупоривать, издавна, звонит, мальчиковый, зубчатый, рассредоточение, индустрия, уведомить, искра, угольный, удить, цемент, иначе, блокирование, каталог, гарантированный, квартал, мышление, красивее, нормирование, узаконение, кухонный, облегчение, корысть, украинец, мастерски, шасси, металлургия.
Задание 3. С помощью орфоэпического словаря определите особенности произношения следующих слов.
Образец: бизнес [ нэ ],
критерий [ тэ и доп. те ],
нарочно [ шн ],
поскользнуться!неправ. поДскользнуться.
Бартер, декада, бактерии, яичница, беспрецедентный, скомпрометиро-вать.
Задание 4. Допишите окончания, выбрав (где нужно) правильную форму существительного.
Черн... толь, ароматн... шампунь, узк... манжет(а), модн... туф(ель/ля), вечерн... рандеву, резв... кенгуру, правительственн... коммюнике, шерстян... кашне, ЖЭУ провел... профилактические работы, колумбийск... кофе, гостеприимн... Сухуми.
Задание 5. Поставьте существительные в форму множественного числа.
Ректор, директор, слесарь, шофер.
Задание 6. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Башкиры, киргизы, гусары, чулки, апельсины, грабли, сплетни.
Задание 7. Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Укажите номера предложений, в которых ошибка является результатом а) неправильного употребления местоимения; б) непра-вильного употребления деепричастного оборота; в) нарушения порядка слов в предложении.
1.Командир поставил своим бойцам задачу окружить противника. 2. Воздух был свеж, душистый и прозрачный. 3. Троекуров втолкнул Дефоржа к медведю, но он его боялся. 4. Наполеон думал, что перейдя границу, ему преподнесут ключ от столицы. 5. Обитателей ночлежки показал в пьесе «На дне» Горький. 6. Студенчество заполняют аудитории высших учебных заведений. 7. Вслед уходящему поезду провожающие махают руками.
Задание 8. Поставьте составное количественное числительное 24587 в формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
Задание 9. Объясните значение следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов.
Альтернатива, бьеннале, дефолт, инкриминировать, коллизия, легитимный, ортодоксальный, приватный, толерантный.
Задание 10. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. Укажите номера предложений, в которых обнаружите: а) смешение паронимов; б) плеоназм; в) неверное употребление фразеологического оборота; г) неуместное употребление иностранных слов.
1. Активными соучастниками этого дела были многие наши студенты. 2. Меня привлекли ранние романические произведения Пушкина. 3. Причиной рабского существования людей является существующий строй. 4. Поэт беспощадно боролся с безнравственными аморальными явлениями. 5. Ученики пристально слушали выступление оратора. 6. После тяжелого приступа больной начал отходить. 7. Злоупотребление алкоголизмом приводит к тяжелому последствию. 8. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. 9. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.
Задание 11. Составьте индикативный реферат по приведенному ниже тексту.
Багриновский, К.А. Корпоративная культура в современной экономике России / К.А. Багриновский [и др.] // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 60.